Интересные факты о фильме «Любовь и голуби», который чуть не сгубила советская антиалкогольная кампания

В ходе съемок любимой россиянами комедии «Любовь и голуби» случилось много казусов.




1. Сценарий для фильма Владимир Гуркин написал по одноимённой пьесе 1981 г., которую поставили во многих театрах страны, в том числе в 1982 году в «Современнике». Именно на премьере спектакля в «Современнике» Владимира Меньшова осенило, что вот он, материал для его следующего фильма.

2. В основе пьесы – реальная семья Кузякиных, живших на родине Владимира Гуркина, в городе Черемхово Иркутской области. 16 июля 2011 г. здесь был установлен памятник:




2.1. У Раисы Захаровны тоже есть прототип, но Гуркин отказался тыкать пальцем, сославшись, что прототип сейчас очень заметная фигура в Иркутской области.

3. Говорят, что главе семейства, Василию, фильм понравился, хотя показанной в нём истории никогда не было и он не ассоциировал себя с персонажем. Да и зла на Гуркина не держал – они в кинотеатр даже вместе пришли. Драматург с режиссёром просто очень театрально раздули обычную бытовую ссору, которые всегда сопутствуют семейной жизни.

4. А вот снимали фильм вовсе даже не в Сибири, а в Карелии, на окраине Медвежьегорска на берегу р.Кумсы (ул.Нижняя, д.12).

5. Исполнительница роли Нади Нина Дорошина сыграла этого персонажа в постановке пьесы «Любовь и голуби» в «Современнике». Меньшов вспоминал, что у него не было и тени сомнения, что именно она должна исполнить эту роль.

Фрагмент спектакля:

6. Кстати, на момент съёмок Дорошиной было 50 лет, а сыгравшей бабу Шуру Наталье Теняковой – 40. Ну, раз уж начал о возрастах, то вот: Александру Михайлову было 40 лет, а Сергею Юрскому 49. А ещё Тенякова и Юрский действительно супруги.

7. Персонаж Раисы Захаровны (Людмила Гурченко) на самом деле практически полностью творение Меньшова. В оригинальной пьесе Гуркина она появляется лишь однажды во время встречи с Надей. Так что курортный роман Василия можно увидеть только в киноверсии. Обратите внимание, что Раиса Захаровна медитирует под «Элегию» Жюля Массне. Это тоже «привет от режиссёра» — в то время Меньшов увлекался классической музыкой и Массне в частности.




8. Владимир Меньшов считал «Любовь и голуби» одной из лучших своих режиссёрских работ. В некоторых интервью читается, что он ставит картину даже выше «Москва слезам не верит», хотя по охвату зрительской аудитории они отличались почти в 2 раза (см. п.22). И тому есть причина. Премьера фильма попала на начало горбачёвской антиалкогольной кампании, и чиновники потребовали вырезать все тематические сцены. Можете себе представить «Голубей» без спиртного? Меньшов категорически отказался, его даже отстраняли от проекта, но потом вернули. В результате фильм вышел «вторым экраном», без рекламы и фестивалей.

9. Одна из сцен, которую пришлось сократить по «алкогольной статье» — на пристани. Вспомните: Василий и дядя Митя оставляют 6 пол-литровых кружек пива, к ним невзначай присаживается мужичок и… методично выпивал ВСЕ ШЕСТЬ КРУЖЕК. Меньшов вспоминал, что это было настоящее пиво, а мужичок – местный рекордсмен по этой теме.

10. Молодого Василия Кузякина сыграл 15-летний сын Александра Михайлова – Константин.



11. Волнистый чуб ведущего кадрили на самом деле надетый задом наперёд парик Людмилы Гурченко.



12. «Курортные» съёмки проводились в ноябре в районе Батуми, а Александр Михайлов выпадал в бодрящую 14-градусную воду («не сезон» читается по пустоте на пляже):



12.1. Пляжное преображение Василия обеспечивала пара водолазов, которые быстренько под водой всё снимали. Купающийся народ – члены съёмочной бригады. Всего сделали три дубля. Вот как это выглядело со стороны:


13. Финал картины со стоящими на крыше голубятни главными героями оказался самой сложной в логистическом плане сценой. Нину Дорошину привезли на площадку на вертолёте, а Александр Михайлов должен был срочно выезжать в аэропорт, чтобы успеть на параллельные съёмки.

14. Меньшов любит в своих фильмах ссылаться на свои предыдущие фильмы :) В «Москве» по телевизору под настроечную таблицу слышна песня из дебютного фильма режиссёра «Розыгрыш», в «Голубях» семья Кузякиных смотрит «Москву», а в «Зависти богов» в кинотеатре демонстрируется «Любовь и голуби». Кстати, это киноляп: действие «Зависти» проходит за несколько лет до премьеры «Голубей».



15. Фраза «Извините, что помешал вам деньги прятать» — импровизация Сергея Юрского.

16. Из фильма было много всего понавырезано и, к сожалению, восстановить полную версию невозможно – плёнку уничтожили. Александр Михайлов вспоминал следующую сцену под названием «Сон Кузякина». «Василий встречается с дочкой и видит у нее в руках журнал. А там на обложке мужик сосет из трубочки коктейль. Спрашивает: «Что это у него такое?». Дочь отвечает: «Спиртной напиток, коктейль называется». – «А где его пьют?». – «В баре». У главного героя появляется сверхзадача: попробовать коктейль. И вот Василий сидит в баре, а Раиса Захаровна танцует перед ним. Он – с гаванской сигарой и коктейлем с трубочкой, который мечтал попробовать. Вася поворачивает голову влево, а там стоят баба Шура и дядя Митя, и тоже пьют коктейли. Поворачивает вправо – напитки потягивают жена Надюха с детьми. В этот момент кто-то бьет Василия по щекам. Он поворачивается, а там – голубь. Потом монтаж обрывается, и Вася уже лежит в постели Раисы Захаровны в ее городской квартире, а рядом щенок. Пес воет, Василий плачет. Вдруг раздается страшный шум – со словами «Ешкин кот!» Вася вскакивает с постели. Оказывается, он заложил белье в стиральную машину, а ее всю трясет. Кузякин кидается на эту стиралку, а она по комнате скачет…».



17. На роль дяди Мити приглашали Олега Табакова, ему не понравился сценарий и он сделал выбор в пользу «Мэри Поппинс, до свидания!». А интересно было бы!

18. Собачка Раисы Захаровны на самом деле домашний питомец Людмилы Гурченко. Идея о кактусах, которые постоянно колют Василия тоже принадлежит актрисе.



19. Владимир Меньшов вспоминал, что никак не мог подступиться к сцене драки Нади и Раисы Захаровны. Идея поместить дам за ширмы пришла внезапно. На мой взгляд – реализация гениальна в своей простоте и эффекте.

20. Голубей привезли в Медвежьегорск из Москвы. С дрессировщицей.

21. В этом кадре должны были раскрыться 10 «волшебных тростей в цветочками», но Меньшова вполне удовлетворили и 7. Снято с первого дубля.



22. В кинопрокате фильм посмотрело 44,5 млн зрителей. Неплохой результат, но почти в 2 раза меньше, чем другой знаменитый фильм Владимира Меньшова, «Москва слезам не верит» (1979), его результат – 84,4 млн.
« Самый хитроумный медвежатник Советского Союза
Дворовые игры Советского Союза. Помните их? »
  • +110

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Меньшов талантище, что как режиссёр, что как актёр! Жаль нет больше его!
+1
Я посмотрл один раз и мне хватило-кажется, запомнил на всю жизнь.Смотреть повторно специально нет желания — не люблю потому что кажется мне что Гурченко всегда переигрывает (-ла).За подробности спасибо!!!
+3
  • avatar
  • Conan
С чубом здорово придумали)
+7
Фильм на все времена и поколения
+12
Отличный фильм, с удовольствием смотрим)
+16
Смотрю уже бесчисленное количество раз и всё не надоедает!
+19
Оба фильма — великолепная работа режиссёра и актёров… сравнивать их не стоит… можно только порадоваться что эти фильмы созданы талантливыми людьми нашей страны… ещё не надо забывать в какое время это было создано… ОГРОМНОЕ ВСЕМ СПАСИБО!!!
+8
Жалко, однако, статистов. Купаться в воде +14 — то еще удовольствие! А статистов для заполнения пляжа что то не нашлось:).
+1
Как-то получилось выкупаться в Крыму при +14.Запомнил на всю жизнь.Это даже хуже чем в -27 в снегу утром прямо из постели и овчарка кидается спасать как будто тону.Всю грудь исцарапала лапами.Сыну утром вставать на даче не хотелось, я его подначил, а он предложил показать пример.Откуда мне было знать что такой мороз!? Зато потом целый день был как новорожденный, энергия так и пёрла!!!
0
Им бы платить пришлось, но в те времена богатых спонсоров не было, а бюджетные деньги по возможности экономили
+8
Трогательная комедия. «Москва» на порядок глубже. ФИльмы разного уровня.
0
Конечно, это разный уровень. «Москва слезам не верит» Оскара просто так не получила бы, это ведь не антисоветчина.
+22
Прекрасный, добрый и трогательный Советский фильм, как и все фильмы Меньшова Советского периода. Современные судить не берусь. Скажу только одно: из фильмов уходит добро, а на его месте появляется глупость, цинизм и жадность.