20 лет этот фильм пролежал на полке. Почему его хотели уничтожить в СССР?

Фильм «Комиссар» признан классикой отечественного кино. Он получил множество международных наград, стал фильмом года в ГДР, ФРГ, Швеции, Швейцарии, его торжественный показ был организован в Конгрессе США, на него написано множество восторженных рецензий и отзывов. Но все это произошло через 20 лет после того, как фильм Александра Аскольдова «Комиссар» был снят, и только благодаря тому, что чудом уцелела его единственная копия.




Что известно об Александре Аскольдове



Александр Аскольдов.

Детство Александра Аскольдова прошло в Киеве, где его отец, советский хозяйственник, возглавлял завод «Большевик», а мама работала врачом. В годы сталинских репрессий родители были арестованы и сосланы в лагеря, а Александра спасла семья евреев, которые были друзьями его родителей. Позднее они смогли переправить мальчика к бабушке в Москву.

Еще в ранней юности Александр начал тянуться к гуманитарным наукам, изучать творчество Михаила Булгакова, хотя в ту пору его произведения еще были запрещены. Позднее он нашел телефон супруги писателя, познакомился с ней лично, и стал помогать в составлении описи его архива и популяризации его произведений.



Александр Аскольдов.

После окончания школы Александр Аскольдов поступил в МГУ на филологический факультет, позднее закончил аспирантуру Литературного института им. Горького. Будучи знакомым с Екатериной Фурцевой, работал ее помощником в аппарате Министерства культуры СССР, был главным редактором Госкино.

Тогда у Александра Аскольдова появилась мечта — стать режиссером и самому снимать фильмы. Он закончил высшие режиссерские курсы, а в качестве дипломной работы снял фильм «Комиссар», тем самым открыв трагическую страницу своей жизни и творческой деятельности.

Как снимался фильм «Комиссар»



Съемки фильма «Комиссар», по рассказу Василия Гроссмона «В городе Бердичеве», начались в 1967 году, и проходили на территории западной Украины, в старинном городе Каменец-Подольский, где по сюжету фильма и разворачиваются основные события.
Во время Гражданской войны, когда через город проходят части Красной армии, а его перепуганные жители в очередной раз готовятся к смене власти, в дом многодетного еврея-жестянщика Ефима Магазанника поселяют красную комиссаршу, которая вот-вот должна родить. Старый еврей «не за белых, и не за красных», он просто «за добрых людей», которые по его мнению есть в любом водовороте событий.
Комиссарша, привыкшая к суровой военной жизни, неожиданно проникается добрыми чувствами к этой еврейской семье, где все друг друга любят. Многое меняется в ее восприятии, и она доверяет им своего ребенка, вновь отправляясь на фронт. Но теперь уже она идет воевать не за революционные идеалы, а для того, чтобы защищать жизнь своего ребенка и жизни приютивших ее добрых людей.


Нона Мордюкова в главной роли фильма Комиссар.

Благодаря своим связям в Министерстве культуре СССР, Аскольдову удалось привлечь к работе над фильмом лучших профессионалов того времени. В качестве оператора был приглашен Валерий Гинзбург, музыку к фильму написал Альфред Шнитке. В главной роли комиссара Красной армии снялась тогда уже известная Нонна Мордюкова, в роли еврея-жестянщика — Ролан Быков, а командира Козырева сыграл тогда еще молодой Василий Шукшин.
Очевидно, что Александр Аскольдов посвятил этот фильм семье евреев, которая спасла его в годы сталинских репрессий. Будучи уже взрослым, он пытался найти кого-то из членов этой семьи, но их следы терялись в Бабьем Яру.

Почему был отдан приказ уничтожить все копии фильма


Кадр из фильма Аскольдова Комиссар.

Фильм «Комиссар», который должен был выйти к 50-й годовщине Октябрьской революции, оказался единственным фильмом талантливого советского режиссера Александра Аскольдова.
В те годы ни у кого из съемочной группы не вызывало сомнений, что такой честный и сильный фильм, предлагающий зрителю радикальное переосмысление идеологических стереотипов, темы еврейского вопроса, и событий гражданской войны, будет подвергнут жесткой цензуре, и может быть на долгие годы «положен на полку». Но никто не предполагал, что поступит приказ полностью уничтожить все копии фильма, а его создателя признают «профессионально непригодным», исключат из партии, и уволят с работы.
«Смыть пленки», то есть, полностью уничтожить все копии фильма, было поручено режиссеру Сергею Герасимову, но как оказалось позже, одну копию фильма, на свой страх и риск, он все же сохранил. Она была найдена в сейфе режиссера после его смерти.
Фильм был впервые показан на Международном кинофестивале в Москве в 1986 году, спустя 20 лет после того, как он был снят. После этого началось его триумфальное шествие по странам мира и награды в различных международных конкурсах. Американцы назвали этот фильм «шедевром киноискусства».


Александр Аскольдов.

Александр Аскольдов прожил долгую жизнь, снимал документальные фильмы, писал книги, преподавал в кинематографических учебных заведениях Англии, Германии, Швеции, Италии. Он стал свидетелем триумфа своего единственного художественного фильма во всем мире, но до конца своих дней считал, что картину недооценили, не поняли и не приняли на его родине.
Незадолго до своей кончины режиссер сказал, что у этого фильма трагическая судьба, потому что его идеи, звучавшие громким колоколом, и актуальные по сей день, в России так и не услышаны.
Александр Аскольдов скончался на 86-м году жизни от почечной недостаточности. В последние годы своей жизни он с супругой жил у своей дочери в Швеции, там же был и похоронен.
Источник
« Кто был прототипом главного советского...
14 любимых героев советских мультфильмов,... »
  • +89

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+10
Родители в лагеря, он в Москву, через 15-20 лет у него связи в Министерстве Культуры(у студента для дипломной работы, родители в лагерях) Не верится
+2
Ну так думали, что быть может и опасным.
+12
Так а на вопрос «почему хотели уничтожить?» так и не дан ответ… Но если американцы назвали этот фильм «шедевром киноискусства», это наводит на подозрения...)