Кто был прототипом главного советского авантюриста Остапа Бендера?

Оказалось, что это не собирательный образ, а реальный человек. И приключений у него было не меньше, чем у литературного собрата.




Настоящим “Остапом” был человек по имени Осип Шор. Он родился в 1899 году в Никополе, а потом его семья перебралась в Одессу. Парень отлично учился в школе, был явным “технарём”, поэтому закономерно поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. Вскоре он ему надоел и молодой человек отправился в Санкт-Петербург — чтобы штурмовать механический факультет Технологического института имени Николая I.



Осип Шор

Через несколько месяцев Осип задумался о будущих заработках. Ему очень хотелось больших денег, но учёба такой перспективы не сулила. Тогда Юноша рванул обратно в Одессу.



Экранизация «12 стульев» 1976-го года. Режиссёр — Марк Захаров, в роли Остапа Бендера — Андрей Миронов

Тогда в портовом городе как раз проходила сельскохозяйственная выставка и на ней выступал маститый профессор. Он рассказывал об успехах в селекции кур — якобы его команда вывела несколько экземпляров огромного размера и с меньшим количеством перьев. То есть мяса много, а ощипывать птицу стало проще. На эту байку купилось несколько представителей птицефабрик и заключили с профессором контракты. Заплатили хороший аванс и “профессор” сразу же испарился.
Этим “селекционером” был Осип Шор — в парике и с окладистой бородой. А дальше начинается полный сюр.
Осип решил, что большинство людей — очень наивны и доверчивы. И им прямо-таки не терпится отдать ему денежки. Также он сообразил, что можно обмануть и людей опытных (и богатых), надо лишь найти подход и войти к ним в доверие.



И пустился во все тяжкие: он консультировал бандита Ваську Косого и придумал для него план ограбления банка — для этого надо было нарядиться трубочистом. Затем подсказал купцу Кутякину как избавиться от конкурента, не понизив, а резко задрав цены на товар и пустив слух, что другие торгуют просрочкой. Но самая выдающаяся идея — консультирование раввина. Осип предложил ему схему “монетизации” паствы — через продажу мест в раю. Но тут не вышло — раввин заподозрил, что его водят за нос и прогнал горе-консультанта.
Тогда Осип стал околачиваться по всей Одессе и представлялся то шахматным гроссмейстером и организовывал турнир, то был художником, за которого рисовали картины те, кто умел это делать. Потом какое-то время “поработал” пожарным инспектором — обходил заведения и собирал с них плату за “нарушения”.
А когда стало холодать, Шор пристроился к толстушке и перезимовал в её доме. В романе она стала мадам Грицацуевой.


Экранизация «12 стульев» 1971 года. Режиссёр — Леонид Гайдай, в роли Остапа Бендера — Арчил Гомиашвили

Удивительно не то, что Осипа не посадили. По-настоящему поражает то, что этот гражданин ещё и устроился работать в одесскую ЧК. И на полном серьёзе боролся с бандитизмом. К тому времени он уже остепенился, не хотел никого обманывать и решил зарабатывать на жизнь честным трудом. Но произошла трагедия — бандиты решили отомстить Осипу, но вместо него, убили его родного брата. Это так потрясло Шора, что он ушёл со службы и переехал в Москву.



Шёл 1922 год, а Осип благополучно “проскочил” и революцию, и Гражданскую войну. В столице балагур и душа компании Осип познакомился с писателем Валентином Катаевым. А тот уже рассказал о нём молодому журналисту Илье Ильфу и своему младшему брату Евгению Петрову. Те так вдохновились похождениями авантюриста, что решили засесть за книгу — так и появилась “Двенадцать стульев”.


Илья Ильф (слева) и Евгений Петров

О Шоре даже ходит легенда, что в 1930-х его вроде бы арестовало НКВД, но он ловко сбежал и скрылся. По другой версии — его всё же посадили, поэтому он не попал на войну. Он вообще как-будто растворился в воздухе на время Великой Отечественной, а после её окончания — внезапно материализовался в Москве и поселился у своего приятеля, писателя Юрия Олеши.
С этого времени за ним уже точно не числилось никаких афёр. Вскоре Шор получил комнату в коммуналке и устроился работать проводником в поезде Москва-Ташкент. Трудился честно и усердно — целых 15 лет, потом вышел на пенсию и в 1978 году тихо скончался.



О своём литературном “близнеце” он конечно знал. Был знаком с Ильфом и Петровым. Даже смотрел экранизации книг. Но о прошлом старался помалкивать и больше не привлекать к себе внимания.



Шор “обрёл новую жизнь” уже после распада СССР. В его родном Никополе до 2003 года проводили “День авантюриста”, там даже был конкурс по распиливанию гирь. А в 2011-м, в Никополе установили памятник Осипу Шору.

Источник
« Фотопрогулка по советским городам. Жмите Лайк!
20 лет этот фильм пролежал на полке. Почему его... »
  • +123

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
  • avatar
  • Conan
Сергей Юрский эталон)
+3
Интересный рассказ, не знал
+11
Гомиашвили, Миронов, Юрский — каждый создал свой образ Бендера, каждый из них гениален по-своему. Гомиашвили — наверное самый верный и близкий к книге, хитрый, весёлый рубаха-парень из народа. Миронов — поющий и танцующий пройдоха скрывающийся под маской интеллигента. Юрский — под маской интеллигента уже не скрывался, он им был. Филосов всеми силами цепляющийся за жизнь. Какой из них лучше или хуже — даже не хочу решать. Каждый прекрасен по-своему.
-1
Вообще-то считается, что авторы взяли прототип из романа В. Гончарова — «Долина смерти»
0
Мало ли проходимцев на свете, а эта кандидатура обсуждению не подлежит.
0
О как!
+13
Для меня Остап (как образ) это Юрский.
+8
Еще Олег Меньшиков — абсолютно бездарная игра)
+5
Ещё более бездарная игра это Сергей Крылов и постановка Мела Брукса в главной роли Фрэнк А. Ланджелла младший.
+11
Арчил Гомиашвили тоже хорош в этой роли
-3
Для меня МИРОНОВ.