Зачем товарищ Сталин незадолго до своей смерти приглашал к себе генерала Чуйкова?

Дело было летом 1952 года. Василий Иванович Чуйков, командующий 62-й армией во время Сталинградской битвы, был на отдыхе в Сочи.




После обеда в его номере раздался звонок. Это был Александр Николаевич Поскребышев – личный помощник Сталина.

Александр Николаевич сказал Чуйкову, что с ним хочет поговорить тов. Сталин.
После недолгих расспросов, Сталин попросил Чуйкова приехать к нему для разговора. То, что разговор будет про Сталинградскую битву, Чуйков и представить себе не мог, поэтому всю дорогу гадал, о чем же товарищ Сталин хочет с ним поговорить.

Может, о делах в Германии? Василий Иванович в тот момент занимал должность Главнокомандующего Группой советских войск и председателем Советской контрольной комиссии в Германии.

Разговор со Сталиным

И Сталин действительно сначала поинтересовался о делах в Германии. Но по его интонации Чуйков сразу понял, что не за этим Сталин вызвал его. И не ошибся.
Сталин заговорил про Сталинград. Было видно, что спустя одиннадцать лет его до сих тревожили мысли о Сталинградской битве.

— Скажите, товарищ Чуйков, как вы думаете, можно ли было нам в декабре 1942-го года пропустить в Сталинград группу Манштейна и там ее захлопнуть вместе с Паулюсом? – спросил Сталин.
Василий Иванович не стал юлить и с присущей ему прямолинейностью ответил, что никакой уверенности в том, что танковый клин Гота не протаранил бы советскую оборону, не было. А если таковое и случилось, то противник, скорее всего, не дал бы советским войскам захлопнуть за ним ловушку.



В.И. Чуйков в Сталинграде

Единственное, о чем В.И. Чуйков сказал совершенно четко, что вряд ли Паулюсу удалось бы выбраться из Сталинграда.

И как бы в подтверждение слов Чуйкова, Сталин тихо произнес:
— Это было очень рискованно. Рисковать нельзя было. Народ очень ждал победы!
Было видно, что Сталина все еще тревожили мысли об исходе Сталинградской битвы, хотя прошло уже достаточно много времени.

Далее Сталин немного порассуждал на предмет того, что после Сталинграда немцы стали умнее. Помня о 100 тысячах пленных, они теперь старались не допускать полного окружения и при малейшей возможности бросали свои позиции, только чтобы не оказаться в советском плену.



Немцы. Сталинград. 1943 г.

Это был первый откровенный разговор между И.В. Сталиным и В.И. Чуйковым со времен Сталинградской битвы.

Тогда, в 1942 году, рассуждать и сомневаться было некогда. Надо было выполнять приказ!
Источник
« Зачем советский разведчик стал помогать...
Что стало со грузинскими студентами,... »
  • +154

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
Уважаемый 5086839 (извините, что называю Вас по номеру), я хочу высказать свое мнение по Вашему утверждению, что статья о встрече И.В.Сталина и В.И.Чуйкова — «бред какой-то...». Но в обоснование Вашего утверждения о бреде, Вы приводите только довод, что 62 армия «в сражениях за внешнее кольцо участия не принимала». Ну и что, даже если не принимала? На мой взгляд, И.В.Сталин вдвойне прав, что обратился с сомнениями именно к В.И.Чуйкову, а не к Г.К.Жукову и А.М. Василевскому, так как Жуков и Василевский были одними из разработчиков контрнаступления под Сталинградом, а Чуйков — выдающимся, но исполнителем. Не будут же Жуков и Василевский, даже потом, говорить, что да, товарищ Сталин, был лучший вариант, но мы не стратеги, мы далеко не смотрели. А что касается осведомленности маршала Чуйкова, то что-что, а осведомленность о целях, задачах и возможностях той или иной операции на уровне командующих советских армий была полной. Я не историк, но доказательства везде: и в описаниях деятельности Советов фронтов, и в мемуарах военачальников. Поэтому автору за статью спасибо.
-13
Сталин не имел даже светского образования. Он был просто кровавым людоедом!
+5
ДЛБ.
+1
Да уж…
+2
О чем это…
+1
  • avatar
  • Conan
Разрулилось…
+5
Возможно что такие разговоры были. Сталин любил «прозондировать» своих генералов, узнать умонастроения.
+1
Гнилая статейка, говорю же автору, ну не можешь-не пиши!!!
0
Уважаемый vpershov, Вы пишите, что «статейка гнилая», а в чем ее гнилость не указываете. А при серьезных упреках от серьезных людей обычно прилагаются доказательства. На мой же взгляд, автор прав, что поднимает тему альтернативности тех или иных стратегических решений. Если бы разные варианты надвигающейся войны с гитлеровской Германией рассматривались руководством СССР в 1940 году и были бы предприняты соответствующие меры, то наверняка подготовились бы не только к варианту, по словам К.Е.Ворошилова, «будем бить врага на его территории», но и к обороне. А так отступление 1941 года чуть не привело к катастрофе и повлекло огромные потери убитыми, ранеными и пленными красноармейцами. Так что автор написал умную статью. Статья говорит о том, что даже выдающимся правителям нужно всегда рассматривать разные варианты последствий их решений. Со Сталинградом И.В.Сталин был прав, но были у него и серьезные ошибки (Харьков).
+2
Вызвал на разговор летом 1952 года. «Было видно, что спустя одиннадцать лет его до сих тревожили мысли о Сталинградской битве.» 52-11=41. В 1941 Сталинград находился в глубоком тылу. Что у вас с арифметикой, автор?
+5
Бред какой-то … 62-я армия находилась в Сталинграде и никакого участия в сражении за внешнее кольцо не принимала. Если у кого и спрашивать, то это у Жукова и у Василевского, именно эти два человека были наиболее осведомлены о всей обстановке вокруг Сталинграда … Автор публикации решил хайпануть на теме — удачи.
+3
да там на немца никто не похож, одни румыны, да венгры
+2
побывайте в Россошке — там и Немецкое кладбище есть, и Румынское. Много и тех и других там в земле остались.
+5
забыл про итальяшек