10 лучших катушечных магнитофонов Советского Союза

Промышленность СССР выпускала не только полный ассортимент техники для быта – «из-под пера» инженеров, нередко, выходили настоящие шедевры, способные на равных тягаться с дефицитной «фирмой». Сегодня мы изучим лучшие советские катушечные магнитофоны, которые щеголяют как своей технологической начинкой, так и звучанием.

Олимп-005-стерео




Классика жанра – катушечный магнитофон высшего класса, «Олимп-005-стерео», выпускался с 1986 года на Кировском ПО имени Лепсе. Весьма современный по меркам восьмидесятых годов аппарат – микропроцессорное управление, кварцованный привод и автокоррекция частот на записи. Не забыта и регулировка подмагничивания, автореверс и даже таймер (!) – в общем, «полный фарш». Бобинник оснащался тремя двигателями и пятью головками, работал на скоростях до 19,05 см/с и имел соотношение «сигнал/шум» в 60 дБ. Весила модель 20 кг, в рознице ее предлагали за 1 230 руб.

Идель МПК-001-1-стерео




«Идель МПК-001-1-стерео» выпускалась на Казанском заводе ЭВМ с 1987 года. Катушечный магнитофон использовал ряд любопытных решений – например, допускал реверс при всего двух головках «на борту» (благодаря системе контролирующего электромагнита основной головки). Трехмоторный механизм (аналогичный модели «Ростов 112») с системой динамического натяжения чрезвычайно бережно обращался с лентой, а АЧХ на максимальной (19 ,05 см/с) скорости лежала в пределах от 25 до 22 000 Гц. Стеклоферритовые головки гарантировали почти неограниченный ресурс службы, а детонация не выходила за пределы 0,15%.

Санда МК-012-стерео




Этот катушечник с 1990 года выпускал Волжский электромеханический завод – во многом он базировался на платформе Ростов МК-112С. В арсенале – прямой привод тонвала и три двигателя, три пермаллоевые головки, а также шикарная дискретная транзисторная элементная база – да-да, перед нами не только бобинник, но, еще и усилитель! Система развивала до 2 х 50 Вт мощности (номинал 2 х 15 Вт), работала в АЧХ от 25 до 25 000 Гц, вес 22 кг.

Ростов МК-012С



Одна из последних советских разработок, вышедших в серию уже после распада СССР в 1993 году (ограниченное производство было запущено на Ростовском заводе «Прибор»). Стильный дизайн аппарата и сейчас кажется весьма современным, а по части качества записи и воспроизведения бобиник был более, чем хорош. «На борту» – три двигателя, три головки, возможность работы с четырёхдорожечными записями на скоростях до 19,05 см/с, АЧХ от 25 до 25 000 Гц (обратите внимание на расширенный «сверху» диапазон) и вес в 21,8 кг.

Электроника ТА1-003



Это устройство выпускалось аж с 1979 года (старт производства начался на Фрязинском «Рение», позже к выпуску подключили еще другой завод). Бобинник высшего класса имел электронную коммутацию, сквозной канал и развитую систему контроля и управления лентопротяжным механизмом. Автоматизировано было «почти все» – от контроля натяжения ленты до управления прямым приводом. Модульная конструкция по меркам конца семидесятых годов хватала звезды с неба, а фотоэлектрический автостоп был настоящей «вишенкой на торте». Беспроводной пульт ДУ, дискретная конструкция на базе десятков микросхем и 132 транзисторов, три двигателя, четыре головки, скорости до 19,05 см/с, «сигнал/шум» в 62 дБ, АЧХ 31,5 – 22 000 Гц, масса 27 кг – за такое чудо было не жалко отдать 1 375 рублей.

Маяк-003-стерео



Культовая модель восьмидесятых годов ХХ века, выпускавшаяся с 1984 года одноименным киевским заводом. «Маяк-003-стерео» допускал даже перезапись с одной дорожки на другую, комплектовался пультом ДУ и был сделан «на века». Три двигателя, три головки, скорость до 19,05 см/с, АЧХ от 31,5 до 22 000 Гц, детонация 0,2%, масса в 21 кг – и, конечно же, дизайн, который существует вне времени. Тут все хорошо, за исключением того, что стоило устройство солидные 1 345 рублей.

Олимп А-400



Развитие производства ПО им. Лепсе – «Олимп А-400» маркировался уже как профессиональная (!) модель и был ориентирован на использование в домах культуры, театрах и студиях. Четырехканальный бобинник использовал три двигателя и четыре головки, работал (наконец-то) на скорости до 38,1 см/с в АЧХ от 31,5 до 35 000 Гц. Весила модель 28 кг.

Электроника-004



И снова Фрязинский завод «Рений» – производство модели «Электроника-004» стартовало в 1983 году. Катушечник использовал невероятный ведущий синхронный двигатель, «ДБ-95» (лицензия японской Shinano Tokki), и «полный фарш» автоматики – в итоге, по качеству звучания модель могла на равных конкурировать с крутыми «Олимпами». Три двигателя, четыре головки, скорость до 19,05 см/с, АЧХ 31,5 – 22 000 Гц, вес 27 кг. Увы и ах – ценник за такое великолепие зашкалил – за устройство просили аж 1 545 руб.

Маяк-005-стерео



«Маяк-005-стерео» был выпущен крайне ограниченной партией (не более пары десятков экземпляров) в 1982 году. На сегодня, судя по всему, устройство осталось только в коллекции Валерия Еремина. Стильный дизайн навевает мысли о лучшей технике Akai, комплектный пульт ДУ позволяет осуществлять полное управление бобинником, а полный автореверс завершает список эргономических изысков. Скорости – до 19,05 см/с, конструкция – абсолютно «бронебойная» и сделанная по избыточному принципу. Не мудрено, что полноценного серийного выпуска не получилось.

Олимп-700 (701, 702)



Наверное, лучший катушечный магнитофон, разработанный в СССР – поступивший в серию только в 1992 году «Олимп-700». Полупрофессиональная модель использовала базу «Олимп-005С», имела кварцованный привод, автокоррекцию канала записи и регулировку подмагничивания. Конечно же, тут присутствует полный автореверс – и, наконец-то, двухдорожечная запись и воспроизведение (в моделях с индексом 701 -702)! Три двигателя, аж пять головок, чрезвычайно низкая детонация (0,05%), «сигнал/шум» в 62 дБ и АЧХ 10 – 35 000 Гц – просто мечта. Весил бобинник 21 кг.
Источник
« Как снимался тот самый знаменитый эпизод в...
Зачем советский разведчик стал помогать... »
  • +159

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
В союзе радиотехника была на высоком уровне на то время…
+2
Мне родители купили в 70г ВЕСНА 3 за 220 руб Отличный маг был
0
Орбита-106 Hi-Fi хоть и лязгала страшно при включении-выключении, но с колонками Radiotehnika звучала отлично. Записывала так, что студийщики завидовали. Хотя и головка со временем подтиралась. Зато стоила, если память не изменяет, 600 с хвостиком.
+3
Эх ностальгия… но уж очень дорого по тем временам… при з/п 150 покупать маг за 1500… А так хотелось…
+2
Ещё в Казани другой завод — «Элекон» в то время выпускал вертушки высшего класса, усилители и колонки. У меня до сих пор и вертушка и усилитель есть. В колонках использовалась какая-то ВЧ-головка с магнитной жидкостью.
+2
После «Идель-001» выпускалась модель «007» — металлические фронтальные панели сменились пластиковыми, стрелочные индикаторы — люминесцентным, ДУ с кабелем — на ДУ и ИК. Казанский Завод ЭВМ (КПО ВС) выпускал «Идели», а основной продукцией была в то время ЭВМ ЕС-1045 и АЦПУ(принтер с цифровым валом) ЕС-7036. Сегодня от завода одно здание осталось (ISL КПО ВС) — собирают компы, а вся остальная территория и цеха — всё распродано.
+4
У меня Олимп 005с1 до сих пор работает, класс…
+1
При всем уважении все эти чуда техники частенько приходилось сразу после покупки тащить в гарантийку, у друзей такое было с Ростовом, Илетью(по-моему, здесь ее нет, но аппарат был хорошего уровня), а уж приставка Нота 290(по-моему)-каждая 5я наверное в гарантийку отправлялась.А кто связывался с гарантийкой советской-то знает, что это такое
+6
Кстати, запредельное качество звучания, как и вкус продуктов того времени сейчас даже и не вспоминают. В те давние времена как-то брат к нам в гости приехал, и лёг отдохнуть с дороги в соседней комнате. А тем временем кто-то магнитофон включил с песней. Так дядя говорит, что это мол сестра под гитару решила песни петь, да так красиво! А это звук был из магнитофона тот самый звук «coвкoвый»! «Галоши», одним словом.
+6
А как же галоши, которые только и выпускали в СССР, со слов очень (или не очень) уважаемого человека?