Изумительная керамика в интерьере советских квартир

В 1961 году в Манеже (столичный выставочный зал) состоялась знаковая для того времени выставка «Искусство и быт», где основная часть экспозиции была отведена под изделия из стекла, фарфора и керамики.




Та «Оттепель», которая в то время наблюдалась в общественной жизни страны, не могла не оказать влияние на развитие и даже некоторое обновление всех видов искусств, в том числе — и декоративно- прикладного. Появлялись новые формы и силуэты, использовались иные принципы декорирования и росписи, все чаще в одно целое объединялась красота и функциональность.
Современные искусствоведы называют тот период «керамическим бумом», т.к. после знаменитой выставки был отмечен существенный всплеск интереса к бытовым изделиям из керамики. И действительно, наверное в период 60-80-х гг. не было ни одной квартиры, в интерьере которой нельзя было бы найти ваз, кувшинов, подсвечников, статуэток, блюд, а то и целых сервизов из керамики.




Особое место во всем разнообразии подобных изделий занимала скопинская керамика, даже не специалистами узнаваемая с первого взгляда благодаря затейливыми формами и декоративности расцветки. Вообще, продукция скопинской фабрики обычно вызывала самые противоречивые чувства: кому-то она казалась избыточно вычурной, а кто-то был без ума от всех этих фантастических форм и богатого орнамента.




Большинство скопинских изделий было выполнено в форме животных и птиц — как сказочных, так и реально существующих. Интересно то, что некоторые сосуды сами по себе были довольно простыми, а вот их крышки имели очень сложную конструкцию, которая вдобавок была украшена какой-нибудь малой скульптурной формой.





Большинство скопинский изделий состояло из 10-15 отдельных частей, которые сначала вытачивались на гончарном круге, а потом подвергались доработке вручную. Скульптурные формы и вовсе лепили только вручную. Когда детали подсыхали, их соединяли друг с другом или с основным сосудом с помощью очень жидкого глиняного раствора, после чего украшали орнаментом.



Орнамент, хоть и выглядел очень декоративно на готовом изделии, на самом деле был довольно просто — это могли быть штрихи/дуги разной толщины, выполненные остро заточенными палочками или же рисунок, нанесенный самодельными глиняными штампиками.





Характерная черта скопинской керамики — это цветные глазури, которые придают изделиям особую декоративность. Во время обжига глазурь расплавляется и образует на поверхности слой, визуально очень похожий на стеклянный, переливающийся оттенками желтого, зеленого и коричневого цветов.
Там, где глазурь затекала в углубления или просто легла более толстым слоем, получались самые темные тона — по этой детали тоже легко идентифицировать именно скопинские гончарные изделия.
Припоминаете что-нибудь из сосудов на фотографиях? Встречалось такое в убранстве советских квартир?
« Как Горбачёв подарил американцам часть...
Как советские солдаты улучшали свои кирзовые... »
  • +97

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+2
  • avatar
  • Conan
Просто и красиво)
+3
Работа с керамикой близка к ювелирной
+8
А у меня ещё пепельница в форме рваного башмачка сохранилась. Хоть уже и не курю четыре десятка лет, но пепельницу храню. Жалко что нельзя фото в коменты вставить…
+5
Да, забыл еще упомянуть про красивые керамические вазы для цветов. Одна прямоугольная, с забавной мордашкой на плоских гранях, а вторая как и положено круглая, с растительным орнаментом по периметру. Покупал во Владивостоке в середине восьмидесятых
+2
Возможно, здесь собраны фото не самых лучших образцов керамики, но некоторые изделия по виду какие-то некондиционные
+12
Очень красиво, но не «изумительно»…