Этот художник добыл 205 секретных чертежей и узнал о подготовке Германии к войне
Благодаря ему наша страна получила 205 чертежей западной военной техники, знала о готовности Германии к войне и работе нацистов с украинскими националистами. Удивительно, но такую обширную информацию добыл за границей не профессиональный чекист, а художник Николай Глущенко.
Его выставки притягивали тысячи людей по всей Европе, а в его парижской мастерской бывал весь свет французской столицы. Глущенко был ценнейшим советским агентом, о котором никто не догадывался. Как он вырвался из нищеты и стал великим творцом? Как добывал секретную информацию? И почему его считают «учителем Гитлера»?
И совсем немногие могли разглядеть в нем советского разведчика. Интерес Лубянки к Глущенко во многом определило его творчество. В Европе он был признанным мастером и душой любой светской компании. Глущенко умел найти ключ к сердцу любой дамы, дружил с французскими художниками и русскими офицерами.
Николай Петрович был не первым художником в роду: его дед и прадед искусно владели кистью, а дядя был копиистом. Встреча с работой богомазов стала одним из ярчайших детских воспоминаний Глущенко. Трепетный процесс создания икон так впечатлил Николая, что он и сам решил стать художником.
Н.П. Глущенко в молодости.
Глущенко родился в 1901 году в Новомосковске под Екатеринославом, а детство провел в селе Борисовка Курской губернии. В 17 лет он поехал учиться в Юзовку (Донецк), где набрасывал свои первые творения — пейзажи индустриального города. Но Гражданская война вынудила молодого художника надолго забросить кисти и краски.
Глущенко призвали в деникинскую армию, а после её разгрома в 1919 году он попал в польский лагерь для интернированных. Несостоявшийся солдат сбежал из лагеря и пошел пешком в Берлин. Горой на него свалились жизненные испытания, которые Николай Петрович с мужеством переносил.
По дороге он заболел тифом. Но, к счастью, казацкое здоровье не подвело. В неприветливом послевоенном Берлине Николаю Петровичу приходилось жить в самых мрачных ночлежках и подвалах, голодать и браться за любую работу. Тем удивительнее, что он без пфеннига в кармане и без документов поступил в Берлинскую высшую школу художеств.
Гетман Скоропадский оплатил его обучение в школе изящных искусств, а писатель Винниченко в 1924 году помог Глущенко организовать первую в его жизни выставку.
Преподававший в школе профессор Кампф считал Глущенко одним из самых перспективных учеников. В свое отсутствие он разрешал молодому творцу проводить занятия в своей частной студии.
В стенах студии он познакомился с дипломатом и режиссером Довженко. Николай Петрович никогда не забывал свою Родину, поэтому воспользовался помощью друга и в 1923 году получил советский паспорт.
Распространен слух, что в берлинской студии Глущенко был «учителем Гитлера». Знакомые художника навязчиво упоминали эту версию, но официального её подтверждения не нашлось.
Маэстро за работой.
В 1925 году Глущенко поехал покорять Париж. Его полотна быстро снискали популярность у ценителей. А студия-ателье мсье Глущенко на улице Волонтеров стала модным местом встречи интеллигенции и состоятельных парижан. Там бывали Бунин и Матисс, Маяковский и Пикассо.
А однажды заглянул загадочный человек, который прямо предложил ему сотрудничество с советской разведкой в обмен на возвращение. Николай Петрович тосковал по родной Украине, поэтому согласился. Так в иностранном отделе ОГПУ появился агент «Ярема».
Лубянку интересовали украинские националисты, с лидерами которых Глущенко был знаком.
В 1933 году выставки работ Глущенко проходят по всей Европе, французские искусствоведы с восхищением оценивают его творчество. В Париже художника поддерживали националист Дмитриевский и габсбургский отпрыск Вильгельм Лотарингский (Василь Вышиваный). Все сведения о своих покровителях Глущенко сообщал Москве.
Параллельно с этим «Ярема» сообщает «Центру» о планах Третьего Рейха. Уже тогда нацисты готовились к войне, начав подготовку украинских националистов под Берлином за счет немецкой разведки. В шифровке фигурировали фамилии предводителя ОУН (запрещенная в России организация) Коновальца, агента абвера Ярого, генерала Курмановича.
В служебной характеристике «Яремы» значилось, что за годы работы в Европе Николай Петрович добыл 205 чертежей военной техники, в основном это были двигатели для самолетов. Также он смог завербовать нескольких деятелей антисоветских и националистических организаций, чем значительно ослабил враждебные объединения.
Главной операцией разведчика Николая Глущенко стала выставка советского народного творчества в Берлине весной 1940 года. Культурное мероприятие стало прикрытием для сбора разведданных.
Н.П. Глущенко (1901-1977).
Выставку даже посетил министр иностранных дел Германии Риббентроп, который передал художнику комплименты от фюрера.
А еще преподнес подарок — альбом с акварельными работами фюрера. Видимо, после этого поползли слухи об «учителе Гитлера». Интересна судьба альбома. По возвращении в Советский Союз Глущенко передал картины НКВД. Поговаривают, что сам Сталин решил взглянуть на художества Гитлера. После войны альбом вернули Николаю Петровичу.
Вдова художника передала рисунки «для ознакомления» в минкульт Украины, позже они оказались у кого-то из министров. В 2014-2015 годах редкие акварели нацистского диктатора продали за десятки тысяч евро. Не исключено, что это те самые картины, которые после смерти Николая Глущенко пошли по рукам.
Геббельсовщина готовила словари для вермахта, карты для люфтваффе и активно «обрабатывала» украинскую диаспору. Что тогда, что сегодня методы не изменились. Результаты наблюдений Николая Глущенко стали известны Молотову и Сталину. Считается, что выставка в Берлине была его последней операцией.
Картина Николая Глущенко «Воскресный день на Днепре», 1948 год.
После победы в Великой Отечественной Николай Петрович вернулся в Киев и на культурном поприще восстанавливал страну. Наконец уединился с родными местами, творил и поддерживал молодых художников.
Выставки картин Глущенко пользовались большой популярностью. Например, в 1956 году в Одессе на его работы пришли посмотреть 18 тысяч человек — огромная цифра для тех времен.
По разным оценкам, Глущенко создал от 10 до 17 тысяч картин. Его работы из частных коллекций уходят с молотка за десятки тысяч долларов. Сколько бы они не стоили на аукционах, творчество «художника от разведки» для нас поистине бесценно. Ведь он жил, творил и работал как настоящий патриот своей Родины.
Его выставки притягивали тысячи людей по всей Европе, а в его парижской мастерской бывал весь свет французской столицы. Глущенко был ценнейшим советским агентом, о котором никто не догадывался. Как он вырвался из нищеты и стал великим творцом? Как добывал секретную информацию? И почему его считают «учителем Гитлера»?
Как парень с улицы стал учеником престижной европейской школы.
Утром на утопающих в каштанах улицах города Киева можно было встретить этого импозантного мужчину. Глущенко был всегда по-французски модно одет и подстрижен, покупал свежий номер газеты «Юманите» и шагал в свою мастерскую. Не каждый догадывался о его возрасте, ведь он в 70 лет переплывал Днепр.И совсем немногие могли разглядеть в нем советского разведчика. Интерес Лубянки к Глущенко во многом определило его творчество. В Европе он был признанным мастером и душой любой светской компании. Глущенко умел найти ключ к сердцу любой дамы, дружил с французскими художниками и русскими офицерами.
Николай Петрович был не первым художником в роду: его дед и прадед искусно владели кистью, а дядя был копиистом. Встреча с работой богомазов стала одним из ярчайших детских воспоминаний Глущенко. Трепетный процесс создания икон так впечатлил Николая, что он и сам решил стать художником.
Н.П. Глущенко в молодости.
Глущенко родился в 1901 году в Новомосковске под Екатеринославом, а детство провел в селе Борисовка Курской губернии. В 17 лет он поехал учиться в Юзовку (Донецк), где набрасывал свои первые творения — пейзажи индустриального города. Но Гражданская война вынудила молодого художника надолго забросить кисти и краски.
Глущенко призвали в деникинскую армию, а после её разгрома в 1919 году он попал в польский лагерь для интернированных. Несостоявшийся солдат сбежал из лагеря и пошел пешком в Берлин. Горой на него свалились жизненные испытания, которые Николай Петрович с мужеством переносил.
По дороге он заболел тифом. Но, к счастью, казацкое здоровье не подвело. В неприветливом послевоенном Берлине Николаю Петровичу приходилось жить в самых мрачных ночлежках и подвалах, голодать и браться за любую работу. Тем удивительнее, что он без пфеннига в кармане и без документов поступил в Берлинскую высшую школу художеств.
Агент Лубянки в эмигрантских кругах.
Говорят, Глущенко выдернул из нищеты случай. Как-то раз он рисовал в парке статую карандашом. Работу талантливого молодого человека разглядел профессор Берлинской вышки, который порекомендовал Николая на учебу художественному ремеслу. Помощь художнику оказывали украинские эмигранты.Гетман Скоропадский оплатил его обучение в школе изящных искусств, а писатель Винниченко в 1924 году помог Глущенко организовать первую в его жизни выставку.
Преподававший в школе профессор Кампф считал Глущенко одним из самых перспективных учеников. В свое отсутствие он разрешал молодому творцу проводить занятия в своей частной студии.
В стенах студии он познакомился с дипломатом и режиссером Довженко. Николай Петрович никогда не забывал свою Родину, поэтому воспользовался помощью друга и в 1923 году получил советский паспорт.
Распространен слух, что в берлинской студии Глущенко был «учителем Гитлера». Знакомые художника навязчиво упоминали эту версию, но официального её подтверждения не нашлось.
Маэстро за работой.
В 1925 году Глущенко поехал покорять Париж. Его полотна быстро снискали популярность у ценителей. А студия-ателье мсье Глущенко на улице Волонтеров стала модным местом встречи интеллигенции и состоятельных парижан. Там бывали Бунин и Матисс, Маяковский и Пикассо.
А однажды заглянул загадочный человек, который прямо предложил ему сотрудничество с советской разведкой в обмен на возвращение. Николай Петрович тосковал по родной Украине, поэтому согласился. Так в иностранном отделе ОГПУ появился агент «Ярема».
Лубянку интересовали украинские националисты, с лидерами которых Глущенко был знаком.
В 1933 году выставки работ Глущенко проходят по всей Европе, французские искусствоведы с восхищением оценивают его творчество. В Париже художника поддерживали националист Дмитриевский и габсбургский отпрыск Вильгельм Лотарингский (Василь Вышиваный). Все сведения о своих покровителях Глущенко сообщал Москве.
Параллельно с этим «Ярема» сообщает «Центру» о планах Третьего Рейха. Уже тогда нацисты готовились к войне, начав подготовку украинских националистов под Берлином за счет немецкой разведки. В шифровке фигурировали фамилии предводителя ОУН (запрещенная в России организация) Коновальца, агента абвера Ярого, генерала Курмановича.
Промышленный шпионаж от мастера пейзажа.
За чашкой хорошего кофе в творческой атмосфере многие открывали Николаю Петровичу не только личные, но и государственные секреты. Так, «Яреме» удалось завербовать бельгийского бизнесмена Андре Мирабо. Бельгийский коммерсант стал бесценным информатором, ведь был тесно связан с европейской военной промышленностью.В служебной характеристике «Яремы» значилось, что за годы работы в Европе Николай Петрович добыл 205 чертежей военной техники, в основном это были двигатели для самолетов. Также он смог завербовать нескольких деятелей антисоветских и националистических организаций, чем значительно ослабил враждебные объединения.
Главной операцией разведчика Николая Глущенко стала выставка советского народного творчества в Берлине весной 1940 года. Культурное мероприятие стало прикрытием для сбора разведданных.
Н.П. Глущенко (1901-1977).
Выставку даже посетил министр иностранных дел Германии Риббентроп, который передал художнику комплименты от фюрера.
А еще преподнес подарок — альбом с акварельными работами фюрера. Видимо, после этого поползли слухи об «учителе Гитлера». Интересна судьба альбома. По возвращении в Советский Союз Глущенко передал картины НКВД. Поговаривают, что сам Сталин решил взглянуть на художества Гитлера. После войны альбом вернули Николаю Петровичу.
Вдова художника передала рисунки «для ознакомления» в минкульт Украины, позже они оказались у кого-то из министров. В 2014-2015 годах редкие акварели нацистского диктатора продали за десятки тысяч евро. Не исключено, что это те самые картины, которые после смерти Николая Глущенко пошли по рукам.
Последняя операция?
Куда важнее, что благодаря Глущенко Москва узнала о подготовке нацистов к нападению на Советский Союз. Николай Петрович побеседовал с Зеноном Кузелей, который возглавлял украинский институт под крылом Геббельса. Собеседник не скрывал, что немцы лишь изображают дружбу, а на самом деле готовятся к войне против СССР.Геббельсовщина готовила словари для вермахта, карты для люфтваффе и активно «обрабатывала» украинскую диаспору. Что тогда, что сегодня методы не изменились. Результаты наблюдений Николая Глущенко стали известны Молотову и Сталину. Считается, что выставка в Берлине была его последней операцией.
Картина Николая Глущенко «Воскресный день на Днепре», 1948 год.
После победы в Великой Отечественной Николай Петрович вернулся в Киев и на культурном поприще восстанавливал страну. Наконец уединился с родными местами, творил и поддерживал молодых художников.
Выставки картин Глущенко пользовались большой популярностью. Например, в 1956 году в Одессе на его работы пришли посмотреть 18 тысяч человек — огромная цифра для тех времен.
По разным оценкам, Глущенко создал от 10 до 17 тысяч картин. Его работы из частных коллекций уходят с молотка за десятки тысяч долларов. Сколько бы они не стоили на аукционах, творчество «художника от разведки» для нас поистине бесценно. Ведь он жил, творил и работал как настоящий патриот своей Родины.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
20 июля 1926 года город Екатеринослав был переименован в Днепропетровск.
19 мая 2016 года Верховная рада Украины в рамках процесса декоммунизации переименовала город Днепропетровск в Днепр (укр. Дніпропетровськ в укр. Дніпро) по названию реки[12], а 3 июня решение вступило в силу[13].
- ↓
+7
Погуглил, посравнивал его работы и гитлеровские, действительно манера живописи кое в чём похожа. Но называть его «учителем Гитлера» (в живописи)- я бы не стал.
- ↓
+8
Талантливый художник.
- ↓
-9
"… обширную информацию добыл за границей не профессиональный чекист… " профессиональные чекисты разведкой не занимались, они людей пытали.
- ↓
+11
Редкий агент для Родины и талантливый художник
- ↓