Эти нереализованные мегапроекты могли бы сильно изменить облик советской Москвы

Вся эпоха Советского Союза характеризуется склонностью к реализации масштабных концептов различного назначения. Вот только далеко не всегда они были воплощены в жизнь. А ведь они могли в корне изменить вид того места, где они строились. Рекордсменом среди населённых пунктов в этом отношении предсказуемо является столица бывшего СССР, а потому даже странно, что многие градостроительные концепты большинству и сегодня остаётся абсолютно незнакомыми. 12 нереализованных архитектурных мегапроектов в Москве, которые могли бы кардинально изменить её облик.

1. Дворец Советов




Пожалуй, трудно найти более популярный нереализованный концепт архитектурного сооружения советской Москвы, чем Дворец Советов. Это и неудивительно, ведь он должен был быть одним из наиболее масштабных за всю историю СССР. На конкурс архитекторами было представлено более полуторы сотни вариантов. Сооружение предполагалось поистине грандиозное, ведь планировалось как высочайшее здание на планете, и именно оно, выполненное в стиле сталинского ампира, должно было стать символ победы социализма. Однак только высота статуи Ленина достигала бы ста метров, а общем она должна была составить 415 метров. В 1931 году специально для строительства Дворца взорвали храм Христа Спасителя и даже успели заложить фундамент будущего сооружения. Однако наступившая Великая Отечественная Война вначале заставила перенести место возведения, а затем и вовсе окончательно отказаться от проекта.

2. Дворец техники




Разработка Дворца техники была начата ещё в 1933 году в рамках пропагандистской кампании по повышению технической культуры граждан Советского Союза. Сооружение в проектной документации позиционировалось как «памятник великой эпохи завершения технической реконструкции СССР». Согласно планам, внутри Дворца должны были расположится различные научные и технические учреждения, которые смогут проводить демонстрации последних достижений науки и техники. Внутреннее устройство предполагалось представить в виде 17 секторов, например, машиностроительного, металлургического, горного, химического, текстильного, пищевкусового, лесного и других. В конкурсе по этому проекте поучаствовали более 2,5 тысяч специалистов, причём некоторые архитекторы и вовсе хотели построить причальную мачту для дирижаблей. Под строительство даже нашли участок напротив парка Горького, однако строительство так и не началось.

3. Дом Аэрофлота




В межвоенные годы Советский Союз активно развивал отечественное воздухоплавание, а символов его успехов должен был стать размещённый на площади Белорусского вокзала Дом Аэрофлота, построенный в честь героев советской авиации. Автором концепта стал архитектор Дмитрий Чечулин — именно ему принадлежит разработанный в 1934 году вариант монументального здания с характерной аэродинамической формой. Внутри сооружения планировалось разместить административный персонал, а также построить залы для культурного досуга работников авиакомпании. В итоге этот проект так и не был реализован, однако Чечулин о своём детище не забыл: во время строительства Белого дома тридцать лет спустя он использовал ряд наработок по своему нереализованному концепту довоенных времён.

4. Здание Наркомтяжпрома



Ещё один известный нереализованный концепт сооружения в столице СССР — это проект здания Народного комиссариата тяжёлой промышленности СССР. Оно должно было быть построено на Красной площади, приблизительно на месте размещения современного ГУМа. Сооружение планировалось настолько масштабное, что если бы его реализовали, то пришлось бы проводить глобальную реконструкцию всей Красной площади — как минимум, значительно расширить её в направлении Китай-города. Поэтому от первоначального варианта размещения вскоре отказались, а стройку перенесли в сторону Зарядья, поближе к Москва-реке. Конкурс на проект грандиозного сооружения проводился дважды — в 1934 и 1936 годах, однако строительство так и не было начато по причине кончины руководителя НКТП.

5. Здание военного наркомата



Справедливости ради, стоит уточнить, что отличающееся неприступностью и мощностью здание Наркомата обороны всё-таки было построено — его и сегодня можно найти по адресу перекрёсток Гоголевского бульвара, дом 18, и Колымажного переулка, дом 14. Однако в реальности оно должно было выглядеть совсем не так: то, что было реализовано, является всего лишь седьмой частью грандиозного проекта. Его автором стал архитектор Лев Руднев, ведущий практик сталинской архитектуры. Так, согласно проекту, фасад сооружения должен был выходить на Арбатскую площадь, а «крылья», масштабные и протяжённые, должны были находиться в районе Знаменки и Гоголевского бульвара.

6. Горизонтальные небоскрёбы



Сегодня горизонтальные небоскрёбы потихоньку завоёвывают популярность у градостроителей, вот только впервые такой должен был появиться в СССР почти столетие назад. А автором столь смелого по тем временам концепта стал советский архитектор Эль Лисицкий, который планировал таким оригинальным способом уплотнить существующую городскую застройку. Разработка проекта осуществлялась ещё в двадцатых годах прошлого столетия, и тогда больше напоминал декорацию для фантастического фильма о будущем. Суть здания принципиально нового типа заключалась в возведении горизонтальной конструкции длиной 180 метров, которая должна была «лежать» на трёх опорах. Однако в те годы проект посчитали слишком футуристическим, да и ресурсов в виде стали и бетона для реализации подобной задумки тогда попросту не хватало, поэтому концепт так и остался на бумаге.

7. Пантеон



Идея соорудить Пантеон появилась в 1953 году, после смерти Сталина, ведь для захоронения тел великих вождей уже существующего мавзолея явно не хватит. Поэтому, чтобы было возможность с почестями предать земле и других выдающихся советских личностей, был объявлен соответствующий конкурс. В нём приняло участие очень много проектов, причём большинство из них отличались использованием синтеза сталинского и древнегреческого стилей архитектуры. Одним из самых известных вариантов принадлежал архитектору Николаю Колли. Согласно его проекту, Пантеон должен был быть площадью 500 тысяч квадратных метров, а главный зал, в котором планировалось разместить тела Ленина и Сталина, занимал бы площадь в 2 тысячи квадратных метров. Однако позднее, возможно, в рамках кампании по десталинизации и развенчания культа личности, этот проект был прекращён.

8. Дом Книги



История появления концепта этого масштабного сооружения началась в 1930 году, когда все книжные магазины Москвы были объединены в общую систему государственной книготорговли. Именно поэтому и возникла необходимость создать монументальное здание главного Дома Книги. В соответствующем конкурсе приняло участие немало архитекторов, однако одним из самых выразительных концептов принадлежит Илье Голосову. Он предложил здание с мощным вытянутым корпусом, который устремляется ввысь, а также отличается строгой геометрией и обилием скульптурных решений. Однако столь масштабный проект так и не реализовали, правда, позднее Дом Книги всё-таки построили, но менее грандиозный и по совершенно другому проекту архитектора Великовского.

9. Административное высотное здание в Зарядье



Мало кому не известны знаменитые сталинские высотки, однако далеко не все знают, что их должно было быть, как минимум, на одну больше. Нереализованную «восьмую сестру» должны были построить в Зарядье. Проект предполагал строительство высотного здания в тридцать два этажа, и именно она должна была стать доминантной архитектурного ансамбля центра столицы. И к слову, стройка действительно началась в 1947 году, а за шесть практически закончили цокольный уровень. Однако смерть Сталина и приход к власти Хрущёва, который кардинально сменил градостроительную политику, поставили крест на грандиозном проекте. Здание было разобрано, а в 1967 году на остатках фундамента не построенной высотки была возведена гостиница «Россия». Интересно, что оба проекта разработал один человек — архитектор Чечулин.

10. Большой академический кинотеатр



Советские власти придавали большое значение кинематографу, поэтому совершенно логично, что в какой-то момент в их планах появилось строительство огромного кинотеатра. Сооружение на 4 тысячи мест предполагалось появиться напротив Большого театра, более того архитектурно он должен был как бы подчинить его себе. Именно таким образом партия стремилась подчеркнуть положение кино как важнейшего из советских искусств. Конкурс ознаменовался разработкой множества проектов, однако реализацию планов в итоге отменили. Причинами такого решения называют уж слишком большая тяга авторов концептов к гигантомании, популярность которой тогда уже начинала угасать, а также тот факт, что ни один из вариантов не становился качественным решением проблемы реконструкции площади Свердлова. Единственным, что успели построить в рамках так и не реализованного проекта гигантского кинотеатра, стал вестибюль станции «Площадь Революции».

11. Детская железная дорога



По всему Советскому Союзу детские железные дороги строили часто, однако в сороковых годах прошлого века такой проект появился для Москвы. Суть концепта заключалась в том, что на месте Измайловского парка планировалось возвести такую железную дорогу для самых маленьких, чтобы с её помощью были связаны между собой все культурные объекты парка, тем более что их число должны были пополнить стадион, зоопарк, пруд и пляжи, яхт-клуб и ряд других объектов. Железнодорожное полотно пролегало бы по периметру парка и включало ба в себя семь остановок, а воспользоваться ею могли бы до 10 тысяч человек. На строительство отводили 16 месяцев, а начало назначили на 1 мая 1941 года. Но меньше чем через два месяца на территории СССР началась война, а после к концепту уже не возвращались.

12. Арка героев



Этот проект появился, как ни странно, в 1942 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Уже тогда советские власти решили организовать конкурс на строительство памятника героям-защитникам. Энтузиазм среди архитекторов оказался приличным несмотря на тяжёлое время: для рассмотрения было представлено примерно 90 работ, а участниками стали специалисты со всей территории Советского Союза. Однако наиболее известный проект принадлежит Леониду Павлову, а местом размещения арки героев должна была стать Красная площадь. Но как и другие вышеупомянутые проекты, этот концепт также не был реализован.
Источник
« Шпион, лингвист и скульптор
Почему оказались никому не нужны советские... »
  • +117

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
Какие-то идеи можно было и в других городах реализовать…