Радио в Советском Союзе
Давайте вспомним насыщенную и продолжительную историю советского радио.
Сама возможность информировать людей в самых отдаленных точках земного шара восхищала первого советского вождя: его воззвание «К гражданам России», переданное из радиорубки крейсера «Аврора», по эффекту мало чем отличалось от знаменитого холостого выстрела этого же крейсера.
По распоряжению Ленина Михаил Бонч-Бруевич выстроил в Нижнем Новгороде радиолабораторию, а уже в 1922 году начала вещание радиостанция им. Коминтерна.
С середины 1920-х массово выпускаются простые и дешевые репродукторы для улиц, четырехгранные рупоры, и для домов – так называемые «тарелки» или «сковородки» в виде вогнутых черных дисков, в скором времени появившихся чуть ли не в каждой избе. В домах устанавливались радиоточки, а за обслуживание взималась абонентская плата, размер которой зависел от «политической благонадежности» радиопользователя. Больше всех платили «лишенцы» вроде нэпманов, священников и бывших дворян.
Ленинскую страсть к радио разделяли и режиссер-авангардист Дзига Вертов, воспевавший новую технологию в своих фильмах, и поэты Велимир Хлебников и Осип Мандельштам – по сути все люди модернистского склада находили в радио воплощение идеи о всечеловеческом единении.
На удивление эти мечты были недалеки от правды: советское радиовещание, первое в мире достигшее наиболее широкого охвата территории и диапазона радиоволн благодаря работе Бонч-Бруевича, Минца и радиобашне Шухова, стало первым по-настоящему международным радио, транслировавшим передачи на нескольких языках даже раньше, чем служба BBC.
При этом советское радио обходило британцев по количеству звучащих в эфире языков и диалектов. В течение 1920-х советские граждане услышали первый радиоконцерт, бой кремлевских курантов, из соображений госбезопасности записанный не с башен Кремля, а с крыши ГУМа, обращения формального лидера СССР Калинина и генерального секретаря Сталина, а также лекции радиоуниверситета – уникального образовательного проекта, проводившегося в рамках ликвидации безграмотности и опередившего современные тенденции дистанционного образования на целый век.
Программа передач была на тот момент довольно хаотичной, Наркомат просвещения бился над структурированием радиовещания не один год, и поставленная задача в полной мере была осуществлена только после войны.
О начале войны советские граждане узнали из уличных и домашних репродукторов. На третий день войны был издан приказ о временной конфискации радиоустройств во избежание вражеской дезинформации или использования радиосигналов как мишени. Радиоточки с репродукторами продолжали работать на предприятиях и в многоквартирных домах, где все жильцы собирались вокруг репродуктора или приемника, чтобы послушать последние сводки. Мощный московский радиосигнал, неизбежно привлекший бы на себя внимание вражеской разведки и последующие авиаудары, маскировался одновременной работой нескольких крупных радиоточек по всей стране.
Голос легендарного диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, с которым вся страна разделяла радость побед и горечь потерь, звучал из каждого репродуктора. Кроме сводок Информбюро граждане слушали передачи «Письма с фронта» и «Письма на фронт». В блокадном Ленинграде метроном, как сердечный пульс, учащался во время вражеских авианалетов и восстанавливался с их окончанием; звучали стихи Анны Ахматовой и Ольги Берггольц, музыканты исполняли Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.
После войны личные приемники были возвращены людям: подчас вернувшийся фронтовик мог не найти свой дом, сгоревший или разрушенный бомбежками, зато сданный приемник возвращался ему в целости и сохранности. Несмотря на массовое распространение телевизоров КВН в конце 1940-х годов, радио оставалось постоянным фоновым спутником жизни советского гражданина. Всесоюзное радио росло и крепло, появилось разделение на программы – 13 общемировых, из которых пять основных и восемь предназначенных для отдаленных районов страны.
По первой программе – главной, улавливаемой даже простейшими устройствами – ежедневное радиовещание начиналось и заканчивалось гимном СССР в полночь, пять и шесть часов утра, в 11 часов шла утренняя гимнастика. Вторая программа – радио «Маяк», возникшая как ответ на развлекательное вещание зарубежных радиостанций – в качестве часовых позывных использовала первые такты песни «Подмосковные вечера», причем уже мало кто помнит, что раньше, например, в час дня играло «Не слышны в саду даже шорохи», а в половине второго уже «Все здесь замерло до утра». Подобное отличие позывных сигналов позволяло точно настраивать часы, как и сверка времени в 15:00, когда, кроме столичного времени, называлось время во всех часовых поясах Советского союза, завершаясь знаменитой фразой «В Петропавловске-Камчатском – полночь».
Третья программа – радио «Юность», четвертая – радио «Орфей» и пятая, предназначавшаяся для моряков, геологов, военнослужащих в отдаленных местностях, расширяли количество и направленность советских радиопередач до уровня, намного опережающего уровень национального радио США и BBC.
Общественно-политические передачи, например «Время, события, люди», «Человек и закон», «Служу Советскому Союзу», передавались по первой программе, а для гражданских и военных моряков в разных точках света пятая программа передавала передачи «Тихий Океан», «Атлантика», «Для тех, кто в море». Воскресенье радовало советского гражданина передачей «С добрым утром!» и «Театром у микрофона» – радиоспектаклями, до сих пор доступными на канале Гостелерадиофонда.
Специфика радиовещания идеально подходит для трансляции музыки, и в дирекции советского радио это прекрасно понимали. По первой программе ежедневно звучала классическая музыка, проводились радиовикторины «Знакомы ли вам эти произведения?», передачи «Как полюбить оперу» и «Радиоуниверситет музыкальной культуры». Четвертая программа была посвящена классике целиком. В результате любой советский школьник, что отражено например в «Денискиных рассказах» Драгунского или в произведениях Николая Носова, знал на память множество оперных арий. Уделялось внимание и эстрадной музыке в передачах «Встреча с песней» или в концертах по заявкам радиослушателей, а в перестроечное время на третьей программе в утренних передачах звучали песни Аллы Пугачевой, работавшей в агитбригаде «Юности» в конце 1960-х, а также Константина Кинчева, Виктора Цоя, Вячеслава Бутусова.
Советский проект, ставивший во главу угла воспитание «нового человека», трепетно относился к детям и молодежи, что также заметно и по советским радиопередачам. Не одно поколение выросло на «Радионяне», «Пионерской зорьке», «Ровесниках», уникальных передачах «В стране литературных героев» и «Клуб знаменитых капитанов», представляющих собой театрализованные разговоры со знаменитыми литературными персонажами. Перемежаясь с «Пионерской зорькой» и «Радионяней», шел цикл передач «КОАПП», где клуб животных в процессе шуточных заседаний рассказывал детям о необходимости защиты природы, о чем также можно было услышать в передачах «Школа юннатов» или «Лесная радиогазета». Во многих школах в качестве помощи учителю включалось «Радио для урока», особенно удачно дополнявшее преподавание гуманитарных дисциплин – истории и литературы.
Высокой популярности советских радиопрограмм способствовало также и то, что крупнейшие американские и европейские радиоканалы населению были попросту недоступны. Глушение спецслужбами западных радиочастот (радиопомехи иронично называли «чекистским джазом») было отменено Горбачевым, вспоминавшим впоследствии, как сам он слушал радио BBC на даче в Форосе во время ГКЧП. Зарождалось радио новой России, многое перенявшее и столь же многое утерявшее из советского опыта.
Как появилось радио в СССР
Сама возможность информировать людей в самых отдаленных точках земного шара восхищала первого советского вождя: его воззвание «К гражданам России», переданное из радиорубки крейсера «Аврора», по эффекту мало чем отличалось от знаменитого холостого выстрела этого же крейсера.
По распоряжению Ленина Михаил Бонч-Бруевич выстроил в Нижнем Новгороде радиолабораторию, а уже в 1922 году начала вещание радиостанция им. Коминтерна.
С середины 1920-х массово выпускаются простые и дешевые репродукторы для улиц, четырехгранные рупоры, и для домов – так называемые «тарелки» или «сковородки» в виде вогнутых черных дисков, в скором времени появившихся чуть ли не в каждой избе. В домах устанавливались радиоточки, а за обслуживание взималась абонентская плата, размер которой зависел от «политической благонадежности» радиопользователя. Больше всех платили «лишенцы» вроде нэпманов, священников и бывших дворян.
Ленинскую страсть к радио разделяли и режиссер-авангардист Дзига Вертов, воспевавший новую технологию в своих фильмах, и поэты Велимир Хлебников и Осип Мандельштам – по сути все люди модернистского склада находили в радио воплощение идеи о всечеловеческом единении.
На удивление эти мечты были недалеки от правды: советское радиовещание, первое в мире достигшее наиболее широкого охвата территории и диапазона радиоволн благодаря работе Бонч-Бруевича, Минца и радиобашне Шухова, стало первым по-настоящему международным радио, транслировавшим передачи на нескольких языках даже раньше, чем служба BBC.
При этом советское радио обходило британцев по количеству звучащих в эфире языков и диалектов. В течение 1920-х советские граждане услышали первый радиоконцерт, бой кремлевских курантов, из соображений госбезопасности записанный не с башен Кремля, а с крыши ГУМа, обращения формального лидера СССР Калинина и генерального секретаря Сталина, а также лекции радиоуниверситета – уникального образовательного проекта, проводившегося в рамках ликвидации безграмотности и опередившего современные тенденции дистанционного образования на целый век.
Программа передач была на тот момент довольно хаотичной, Наркомат просвещения бился над структурированием радиовещания не один год, и поставленная задача в полной мере была осуществлена только после войны.
Советское радио в военный период
О начале войны советские граждане узнали из уличных и домашних репродукторов. На третий день войны был издан приказ о временной конфискации радиоустройств во избежание вражеской дезинформации или использования радиосигналов как мишени. Радиоточки с репродукторами продолжали работать на предприятиях и в многоквартирных домах, где все жильцы собирались вокруг репродуктора или приемника, чтобы послушать последние сводки. Мощный московский радиосигнал, неизбежно привлекший бы на себя внимание вражеской разведки и последующие авиаудары, маскировался одновременной работой нескольких крупных радиоточек по всей стране.
Голос легендарного диктора Всесоюзного радио Юрия Левитана, с которым вся страна разделяла радость побед и горечь потерь, звучал из каждого репродуктора. Кроме сводок Информбюро граждане слушали передачи «Письма с фронта» и «Письма на фронт». В блокадном Ленинграде метроном, как сердечный пульс, учащался во время вражеских авианалетов и восстанавливался с их окончанием; звучали стихи Анны Ахматовой и Ольги Берггольц, музыканты исполняли Седьмую «Ленинградскую» симфонию Шостаковича.
Программа передач
После войны личные приемники были возвращены людям: подчас вернувшийся фронтовик мог не найти свой дом, сгоревший или разрушенный бомбежками, зато сданный приемник возвращался ему в целости и сохранности. Несмотря на массовое распространение телевизоров КВН в конце 1940-х годов, радио оставалось постоянным фоновым спутником жизни советского гражданина. Всесоюзное радио росло и крепло, появилось разделение на программы – 13 общемировых, из которых пять основных и восемь предназначенных для отдаленных районов страны.
По первой программе – главной, улавливаемой даже простейшими устройствами – ежедневное радиовещание начиналось и заканчивалось гимном СССР в полночь, пять и шесть часов утра, в 11 часов шла утренняя гимнастика. Вторая программа – радио «Маяк», возникшая как ответ на развлекательное вещание зарубежных радиостанций – в качестве часовых позывных использовала первые такты песни «Подмосковные вечера», причем уже мало кто помнит, что раньше, например, в час дня играло «Не слышны в саду даже шорохи», а в половине второго уже «Все здесь замерло до утра». Подобное отличие позывных сигналов позволяло точно настраивать часы, как и сверка времени в 15:00, когда, кроме столичного времени, называлось время во всех часовых поясах Советского союза, завершаясь знаменитой фразой «В Петропавловске-Камчатском – полночь».
Третья программа – радио «Юность», четвертая – радио «Орфей» и пятая, предназначавшаяся для моряков, геологов, военнослужащих в отдаленных местностях, расширяли количество и направленность советских радиопередач до уровня, намного опережающего уровень национального радио США и BBC.
Общественно-политические передачи, например «Время, события, люди», «Человек и закон», «Служу Советскому Союзу», передавались по первой программе, а для гражданских и военных моряков в разных точках света пятая программа передавала передачи «Тихий Океан», «Атлантика», «Для тех, кто в море». Воскресенье радовало советского гражданина передачей «С добрым утром!» и «Театром у микрофона» – радиоспектаклями, до сих пор доступными на канале Гостелерадиофонда.
Специфика радиовещания идеально подходит для трансляции музыки, и в дирекции советского радио это прекрасно понимали. По первой программе ежедневно звучала классическая музыка, проводились радиовикторины «Знакомы ли вам эти произведения?», передачи «Как полюбить оперу» и «Радиоуниверситет музыкальной культуры». Четвертая программа была посвящена классике целиком. В результате любой советский школьник, что отражено например в «Денискиных рассказах» Драгунского или в произведениях Николая Носова, знал на память множество оперных арий. Уделялось внимание и эстрадной музыке в передачах «Встреча с песней» или в концертах по заявкам радиослушателей, а в перестроечное время на третьей программе в утренних передачах звучали песни Аллы Пугачевой, работавшей в агитбригаде «Юности» в конце 1960-х, а также Константина Кинчева, Виктора Цоя, Вячеслава Бутусова.
Советский проект, ставивший во главу угла воспитание «нового человека», трепетно относился к детям и молодежи, что также заметно и по советским радиопередачам. Не одно поколение выросло на «Радионяне», «Пионерской зорьке», «Ровесниках», уникальных передачах «В стране литературных героев» и «Клуб знаменитых капитанов», представляющих собой театрализованные разговоры со знаменитыми литературными персонажами. Перемежаясь с «Пионерской зорькой» и «Радионяней», шел цикл передач «КОАПП», где клуб животных в процессе шуточных заседаний рассказывал детям о необходимости защиты природы, о чем также можно было услышать в передачах «Школа юннатов» или «Лесная радиогазета». Во многих школах в качестве помощи учителю включалось «Радио для урока», особенно удачно дополнявшее преподавание гуманитарных дисциплин – истории и литературы.
Высокой популярности советских радиопрограмм способствовало также и то, что крупнейшие американские и европейские радиоканалы населению были попросту недоступны. Глушение спецслужбами западных радиочастот (радиопомехи иронично называли «чекистским джазом») было отменено Горбачевым, вспоминавшим впоследствии, как сам он слушал радио BBC на даче в Форосе во время ГКЧП. Зарождалось радио новой России, многое перенявшее и столь же многое утерявшее из советского опыта.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Был у деда такой.
- ↓
-2
Уважаемый автор! Пожалуйста в следующих Ваших статьях во избежании путаницы используйте для обозначения сокращений или так называемых аббревиатур либо только кириллицу, что лучше или только латиницу, если это Вам так хочется… Должно быть-"… как сам он слушал радио Би-Би-Си на даче в Форосе во время ГКЧП..."
- ↓
+1
А у нас наряду с «Пионерской зорькой» была передача «Піонер України» («Доброго ранку, друзі! В ефірі — Піонер України»). А в субботу развлекательная передача «Від суботи до суботи».
- ↓
-2
Да. Тлалафуда Тлалафу.
- ↓
+3
Будь Михаил Горбачев, как руководитель сьаны чуточку более умным и прозорливым, он бы дал команду вместо уничтожения мощностей передатчиков, использовавшихся для глушения перенастроить их для нужд радиовещания… но ни этому, ни многому другому не было суждено сбыться… да так бывает когда недалекий комбайнер управляет страной, даже где то когда то чему то учившийся
- ↓
+3
у кого дома был не простой абонентский громкоговоритель, а трёхпрограмный — очень интересно было слушать третью программу. Там часто бывали радиоспектакли (или что-то подобное нынешним аудиокнигам) — профессиональный актёр здОрово читал какую-нибудь повесть или рассказ.
- ↓
+5
раньше не было рекламы и вынужденные паузы в вещании закрывали музыкой. Так по Маяку много-много раз за день звучал «Вальс цветов», это была самая популярная мелодия. Или оркестровка (без слов) на песню «Thank you for a muzic» АББЫ. В ЦПКиО им.Горького на фонарных столбах висели дюралевые «колокольчики» (они же «матюгальники» ) и часто Маяк звучал на весь парк. Особенно здОрово зимним вечером было прийти в почти безлюдный парк покататься на лыжах. Работала освещённая лыжная трасса, снег искрится в свете фонарей, ты бежишь по лыжне, а колокольчики транслируют на весь парк весёлую музыку. Например Джаз. Помню звучал концерт наверное Бинга Кросби. А может и не его, но похоже…
- ↓
+3
В селе Соколка неподалёку от г.Мамадыш живёт пенсионер, работавший всю жизнь радиоинженером. У себя на чердаке гаража он создал «музей русского радио». Принципиально не собирает ничего Китайского и другого зарубежного — только Советские приёмники, магнитофоны, радиолы. Что-то ему дарят, что-то он покупает в интернете на свою скромную пенсию.А что-то он собирал по свалкам, выброшенное кем-то. И вся техника восстановлена если не до рабочего, то хотя бы до полностью комплектного состояния. Вход в музей свободный, можете посетить. Найти легко — едете по селу и увидите вывеску. Хотя конечно дедушка я думаю был бы рад пожертвованию на музей или переданному в дар музею ещё одному образцу техники минувших времён.
- ↓
0
Во первых не все западные р/с глушили, а вечером и ночью слушай пожалуйста. Глушилки не проходили. Я с 4-го класса «друзей» слушал и антисоветчиком не стал. Кстати, Тиран и Пекин тоже глушили. А радиолу «Рекорд — 60» мне и купили в 4-ом классе.
- ↓
+1
стереопередачи на УКВ-ЧМ начинались вечером. Сначала в эфир передавалась запись для настройки. Голос диктора звучал в динамиках: «Сейчас вы услышите щелчки из левого громкоговорителя».(слышны щелчки) «А теперь только из правого громкоговорителя». — «А теперь из обоих громкоговорителей одновременно». — «А сейчас наши микрофоны установлены у стола для игры в настольный теннис»(слышатся удары мячика и ракеток). «Настройка закончена». После этого начинался концерт, состоящий из мировой классики, либо произведений Татарских композиторов-симфонистов, классиков.
- ↓
0
добавлю: если сидеть между динамиками, то когда «теннис» — чётко услышите стереопанораму, будто мячик летает из одного динамика к другому. Полный эффект присутствия!
- ↑
- ↓
+2
оборудование радиодома было большей частью Венгерского производства, видимо так было удобнее в рамках СЭВ, что Венгрия нам поставляла пульты звукорежиссёров, контрольные динамики, магнитофоны STM и многое другое… Фирм «FAG» и «BEAG». Даже длинный стол за которым инженеры ремонтировали оборудование имел спереди бронзовый шильдик «ФАГ». Были правда и Отечественные магнитофоны — «МЭЗ». Плёнка была Свема и ORWO, записи обычно на скорости 38, а не 9 и 19, как на бытовых магнитофонах. В начале 70х плёнку клеили клеем, который пах уксусной эссенцией. А потом пошла другая — клеилась только скотчем, с обратной стороны была чёрного цвета и на бытовом магнитофоне враз стёрла бы головки! То есть обладала повышенными абразивными свойствами. Но зато могла долго храниться и характеристики имела несравнимо лучшие. Комната стереовещания была маленькая, с одним окном и входом из Центральной аппаратной. Несколько STM-ов, один МЭЗ, стол с контрольным приёмником «Ленинград», ещё какая-то аппаратура… На небольшом пульте светился маленький осциллограф с круглым экранчиком и был зачем-то ещё прикручен к пульту бронзовый морской хронометр в карданном подвесе, С толстым как хрусталь стеклом… Работа дежурного техника была нервной и напряжённой: все переключения надо было делать секунда в секунду, один магнитофон работает, а другой уже стоит наготове, заряженный следующей песней. Сложнее всего было крутить т.н. «мелочи», то есть коротенькие записи, проще — когда спектакль шёл с больших рулонов. Бывали ситуации страшные, когда рулон разваливался в руках — плёнка-то намотана на металлический сердечник без боковых «щёчек», а не как бытовые бобины… И держался рулон только за счёт натяжения плёнки. И помимо стереовещания нельзя было центральную аппаратную оставить без присмотра. При этом множество приёмников разных марок и размеров целый день поют, орут, разговаривают на разные голоса и эту какофонию нельзя ни выключить, ни хоть немного убавить.
- ↑
- ↓
+2
на столе возле магнитофонов высилась стопка коробок с плёнкой. Каждую запись после того как она прозвучала в эфире нужно было перемотать на начало, сложить в коробку и заклеить специальной бумажечкой — «бандеролькой», на которую записывались какие-то сведения и всё это заносилось в журналы типа амбарных книг. Потом эту стопку плёнок сдавали в фонотеку, которая была дальше по коридору.Ни в коем случае нельзя было ничего забыть или перепутать, сделать небрежно! Вёлся постоянно «экран соцсоревнования» висевший в коридоре на всеобщее обозрение, в нём учитывалось абсолютно всё, малейший брак мог обернуться лишением премии!
- ↑
- ↓