Стиляги. Как это было
Стиляги — это молодёжная субкультура СССР конца 1940-начала 1960-х. Для них были характерны нонконформизм, специфические сленг и следование западным стилям одежды, танцам, музыке и прочим.
Самые первые стиляги стали появляться в конце 40-х прошлого века. Они являли собой протест советскому обществу. Стиляги были подчёркнуто аполитичны, отрицали некоторые нормы общественной морали, циничны. Те, кто вернулись из Западной Европы, привезли с собой множество украшений, одежды, обуви, журналов. Вот как раз эти вещи стали началом протестного гардероба для стиляг «из народа».
Впервые термин «стиляга» был упомянут в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст вышел в журнале «Крокодил», где описывался вечер, на который явился «разодетый на иностранный манер» молодой человек, гордившийся своим пёстрым нарядом и умением танцевать зарубежные танцы.
Ну конечно же он вызвал смех у других, «нормальных» студентов. В фельетоне была представлена и подруга стиляги Мумочка «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод».
Эта статья стала началом кампании против тлетворного влияния Запада. Также есть мнение, что термин пришёл из музыкальной среды, где у джазовых исполнителей был термин «стилять» — то есть копировать чужой стиль игры. «Дуть стилягу» — играть в подражательной манере.
Уже начиная с 50-х годов стиляги постоянно подвергались остракизму. Представителей этой субкультуры постоянно высмеивали в прессе, пропесочивали на комсомольских собраниях, а дружинники преследовали их на улицах, портя им одежду и отрезая волосы. Насильно отводили в милицию, где фотографировали для всяких обличительных статей.
Небольшие послабления были во время выставки Пабло Пикассо в 1956 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор с моделями (1959 год) и фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году. Тогда были небольшие послабления в преследованиях (чтобы гости столицы не увидели избиений и арестов на улицах), но потом возобновлялись с большей силой.
В середине 60-х движение стало угасать. Часть исследователей считают, что представителей субкультуры начала 60-х к стилягам уже относить нельзя. Но несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами ещё лет десять называли модников.
У стиляг был уникальный специфический внешний вид, своя манера поведения, сленг и музыкальные предпочтения. Вкусы во многом сформировали «трофейные» фильмы — «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан», картины с Диной Дурбин.
Самые первые стиляги носили мешковатые двубортные разноцветные пиджаки, яркие носки, шляпы с широкими полями, цветные шёлковые или гавайские рубашки, остроносые ботинки на высокой подошве, пёстрые галстуки.
Позже наряды стали элегантнее: брюки-дудочки шириной в обязательные 22 см, зонты-трости, джинсы, узкие галстуки-селёдки.
К началу 60-х стиляги стали называть себя «штатниками», в честь следования американской моде. К тому времени уже были в моде строгие плащи с верхней пуговицей, костюмы из чистой шерсти, ратиновые пальто в английском стиле, сшитые у портного шляпы, туфли с перфорированными носами или американские солдатские ботинки, широкие серые пиджаки с платочком, выглядывающим из кармана.
У девушек-стиляг такого строгого собственного стиля не было — они просто копировали фасоны из прибалтийских модных журналов: пышные или узкие юбки, яркие блузки с цветочным принтом, туфли с удлинённым носком, элегантные брючки.
Стиляги побогаче отоваривались у фарцовщиков или приезжих иностранцев и заказывали пошив вещей из западных тканей, покупаемых в комиссионных магазинах. Стиляги из семей победнее шили плащи и брюки из брезента, а на ботинки наклеивали «манную кашу» — подошвы из каучука, или же микропоры, которые потом сбоку гофрировали.
Ну и конечно же, особым шиком считалось иметь заграничные портсигары, зажигалки, авторучки и игральные карты с девушками в стиле рin-up.
Причёски были особым шиком: начёсанные и набриолиненные «коки» на лбу. И усики-«мерзавчики».
Девушки красились ярче чем обычные советские девушки. Яркая помада, густая подводка, а волосы завивали и укладывали вокруг головы. К 60-м годам из-за фильма «Бабетта идёт на войну» стала невероятно популярной начёсанная бабетта, которую носила главная героиня фильма в исполнении Бриджит Бардо.
Манеры поведения стиляг называли «на редкость развязные». Высоко поднятая голова, свободная походка «от бедра». По вечерам стиляги прогуливались по «Бродвею» — центральной улице города.
Особый сленг складывался из английских заимствований, которые переиначили на русский лад и добавили элементы музыкального жаргона.
Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве;
Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины;
Таек (англ. tie) — галстук;
Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная;
Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки;
Хэток (англ. hat) — шляпа;
Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ.
Стиляги очень любили саксофон — он олицетворял музыку свободных людей. И конечно же, зарубежные танцы и музыка — чаще всего джаз.
Самые первые стиляги стали появляться в конце 40-х прошлого века. Они являли собой протест советскому обществу. Стиляги были подчёркнуто аполитичны, отрицали некоторые нормы общественной морали, циничны. Те, кто вернулись из Западной Европы, привезли с собой множество украшений, одежды, обуви, журналов. Вот как раз эти вещи стали началом протестного гардероба для стиляг «из народа».
Впервые термин «стиляга» был упомянут в сатирическом очерке Д. Г. Беляева «Стиляга». Текст вышел в журнале «Крокодил», где описывался вечер, на который явился «разодетый на иностранный манер» молодой человек, гордившийся своим пёстрым нарядом и умением танцевать зарубежные танцы.
Ну конечно же он вызвал смех у других, «нормальных» студентов. В фельетоне была представлена и подруга стиляги Мумочка «по виду спорхнувшая с обложки журнала мод».
Эта статья стала началом кампании против тлетворного влияния Запада. Также есть мнение, что термин пришёл из музыкальной среды, где у джазовых исполнителей был термин «стилять» — то есть копировать чужой стиль игры. «Дуть стилягу» — играть в подражательной манере.
Уже начиная с 50-х годов стиляги постоянно подвергались остракизму. Представителей этой субкультуры постоянно высмеивали в прессе, пропесочивали на комсомольских собраниях, а дружинники преследовали их на улицах, портя им одежду и отрезая волосы. Насильно отводили в милицию, где фотографировали для всяких обличительных статей.
Небольшие послабления были во время выставки Пабло Пикассо в 1956 году, когда в Москву приехал Кристиан Диор с моделями (1959 год) и фестиваль молодёжи и студентов в 1957 году. Тогда были небольшие послабления в преследованиях (чтобы гости столицы не увидели избиений и арестов на улицах), но потом возобновлялись с большей силой.
В середине 60-х движение стало угасать. Часть исследователей считают, что представителей субкультуры начала 60-х к стилягам уже относить нельзя. Но несмотря на исчезновение субкультуры, стилягами ещё лет десять называли модников.
У стиляг был уникальный специфический внешний вид, своя манера поведения, сленг и музыкальные предпочтения. Вкусы во многом сформировали «трофейные» фильмы — «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», «Тарзан», картины с Диной Дурбин.
Самые первые стиляги носили мешковатые двубортные разноцветные пиджаки, яркие носки, шляпы с широкими полями, цветные шёлковые или гавайские рубашки, остроносые ботинки на высокой подошве, пёстрые галстуки.
Позже наряды стали элегантнее: брюки-дудочки шириной в обязательные 22 см, зонты-трости, джинсы, узкие галстуки-селёдки.
К началу 60-х стиляги стали называть себя «штатниками», в честь следования американской моде. К тому времени уже были в моде строгие плащи с верхней пуговицей, костюмы из чистой шерсти, ратиновые пальто в английском стиле, сшитые у портного шляпы, туфли с перфорированными носами или американские солдатские ботинки, широкие серые пиджаки с платочком, выглядывающим из кармана.
У девушек-стиляг такого строгого собственного стиля не было — они просто копировали фасоны из прибалтийских модных журналов: пышные или узкие юбки, яркие блузки с цветочным принтом, туфли с удлинённым носком, элегантные брючки.
Стиляги побогаче отоваривались у фарцовщиков или приезжих иностранцев и заказывали пошив вещей из западных тканей, покупаемых в комиссионных магазинах. Стиляги из семей победнее шили плащи и брюки из брезента, а на ботинки наклеивали «манную кашу» — подошвы из каучука, или же микропоры, которые потом сбоку гофрировали.
Ну и конечно же, особым шиком считалось иметь заграничные портсигары, зажигалки, авторучки и игральные карты с девушками в стиле рin-up.
Причёски были особым шиком: начёсанные и набриолиненные «коки» на лбу. И усики-«мерзавчики».
Девушки красились ярче чем обычные советские девушки. Яркая помада, густая подводка, а волосы завивали и укладывали вокруг головы. К 60-м годам из-за фильма «Бабетта идёт на войну» стала невероятно популярной начёсанная бабетта, которую носила главная героиня фильма в исполнении Бриджит Бардо.
Манеры поведения стиляг называли «на редкость развязные». Высоко поднятая голова, свободная походка «от бедра». По вечерам стиляги прогуливались по «Бродвею» — центральной улице города.
Особый сленг складывался из английских заимствований, которые переиначили на русский лад и добавили элементы музыкального жаргона.
Шузы, шузня (англ. shoes) — ботинки на высокой подошве;
Соксы (англ. socks) — яркие носки, видные из-под брючины;
Таек (англ. tie) — галстук;
Совпаршив — одежда и обувь советского производства или самодельная;
Трузера, траузера, траузерса (англ. trousers) — брюки;
Хэток (англ. hat) — шляпа;
Тренчкот (англ. trenchcoat) — плащ.
Стиляги очень любили саксофон — он олицетворял музыку свободных людей. И конечно же, зарубежные танцы и музыка — чаще всего джаз.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+19
Ой что то глубоко я сомневаюсь, что в конце 40хх у нас в стране возможно было бы такое. При общей разрухе, при нищете народа. И главное Виссарионыч бы всех этих полудурков отправил не так далеко от Крайнего севера. А вот Хрущ, тот вполне мог, чтобы понравиться своим западным «друзьям» сделать послабление. Но это совсем другая история. И, кстати, в обычных советских городах об этой мерзости только в газетах и журналах читали. Некогда было дурью заниматься
- ↓
+9
Естественно молодежь старалась приодеться покрасивее, поярче. Вот и изгалялись кто как мог. В начале шестидесятых брюки дудочки, пиджак без воротника, галстук веревкой, туфли на толстой подошве. Девушки наши щеголяли в коротких юбках в обтяжку. Вспоминаю как на танцплощадках «комсомольский патруль» с портновским метром измерял ширину брюк и длину юбок. Не пускали на танцы, иногда доходило, что распарывали по швам брюки, юбки. Если на танцах пытались изобразить что-то похожее на буги-вуги, то выводили из зала. Сообщали на производство. А там комсомольцы-добровольцы демонстрировали свою преданность партии и рисовали стенгазеты с обличением стиляг. «Стиляга» было ругательным словом. Затем как-то быстренько узкие брюки сменились на клёши и всё продолжилось уже с широкими брюками. Но вся эта мишура была только вечерами, в выходные, во время отдыха. А в рабочее время все были в спецовках, робах. Все работали или учились. Мажоров практически не было, или у них была своя среда общения без выпячивания на публику.
Смешно сейчас вспоминать то время, рассматривать фотографии.
- ↓
+4
Припоминаю, у нас они воспринимались как придурковатые богатые дети партийной номенклатуры и торговых работников.
- ↓
+3
За что боролись, на то и напоролись
- ↓
+13
Помню то время. Не осуждаю и не возвеличиваю. Наверно нормально для определённой части общества менее занятой. Мы сельские — нам не до этого. Огород 45 соток, полный двор скота — как тогда у большинства, а потом у меня лётное училище и на 30 лет. Ни одного костюма, рубахи, штанов… гражданских за это время не сносил. Жена или кто то из близких говорили, что сейчас так одеваются и раз в месяц в среднем одевался. Не до стиля было, а когда ушёл под 50 лет тем более. Да и на гражданке таких должностей тоже очень много, т.е. не до стиля. Например. Хирург отстоял ночь у операционного стола, потом приём больных, а там у кого то осложнения и пошло и поехало.
- ↓
+8
Нормально. Каждому времени — свой стиль.
- ↓
+4
Прекрасное время. Стиляги и диссиденты развалил союз, когда выросли.
- ↓
+12
Что-то у большинства персонажей на фотографиях лица не обременены, как говорится, интеллектом…
- ↓
0
Да, на крысёнышей многие похожи. О чём это я? Своя молодость уже забываться стала.
- ↑
- ↓
+4
"… не обезображены интеллектом..."
- ↑
- ↓
+2
Или так! :)))))
- ↑
- ↓