Как в Советском Союзе пытались заманить в колхозы цыган и евреев

С незапамятных времен цыганам был свойственен кочевой уклад, не требующий наличия земельного надела, дома и подсобного хозяйства. Но в советские времена их традиции подверглись серьезным испытаниям – бродяжничать и жить на «нетрудовые доходы» было чревато. Государство предпринимало попытки ассимилировать и приучить к оседлости цыган через приобщение к колхозной форме труда.



Цыгане после Октябрьской революции

Согласно осуществленной в 26-ом году переписи населения, в Стране советов числилось свыше 60 тысяч цыган. Хотя в реальности их могло бы быть еще больше. Одни старались вообще не попадаться на глаза переписчикам, другие в некоторых случаях прикидывались представителями иных национальностей. Например, молдаванами или греками.
К коммунистической идеологии цыгане были довольно равнодушны. В зажиточности они ничего отрицательного не находили, к деньгам и золоту были неравнодушны. Хотя не видели особой роскоши с их традиционными способами заработка: гадание, попрошайничество, лудильные и кузнечные работы, торговля, выступления перед состоятельными людьми. Новые порядки осложнили им мелкое предпринимательство и привычный образ жизни.



Цыганские дети пляшут на московской улице. 20-ые годы

Как цыганам давали землю

Вероятно, изначально со стороны советского правительства не планировалось никакой принудиловки в отношении таборов. Казалось, что стоит лишь предоставить цыганам землю и они естественным образом завяжут со своим кочевничеством. В 1926-ом г. были установлены некоторые меры, призванные содействовать переходу цыган без определенного места жительства к трудовой оседлости. Через пару лет дополнительно вышел указ, о предоставлении осевшим цыганам земельных наделов.
Законодательство подразумевало добровольный формат вовлечения в колхозную/артельную трудовую деятельность. О репрессивных действиях при отказе от оседлой жизни тогда речи не шло. Однако, некоторые ретивые претворители перегибали на местах, зачисляя ромал в колхозы без их согласия и конфискуя в колхозную пользу их лошадей.

Сколько цыганских колхозов появилось в Советском Союзе

До середины 30-ых годов в СССР сформировались 50 цыганских коллективных хозяйств. Изъявившим желание получить постоянную прописку семьям предоставлялся земельный участок и материальное вспомоществование от 500 до 1000 руб. на создание усадьбы. Немалое количество цыган в этот период не преминули воспользоваться субсидией, но реально осели немногие. Только 5% вступили в колхозы или артели, да и они не горели желанием работать.



Цыганка осваивает трактор

В одной из липецких артелей, состоящей из нескольких десятков цыган, приноровились нанимать для работы батраков из местных обитателей. Собственными же персонами рома в полях не объявлялись, а собранный батраками урожай вместо того, чтобы сдавать государству, делили промеж собой. Причем, местное начальство предпочитало закрывать глаза на подобные казусы, чтобы не отвадить и без того крайне неохотно коллективизирующихся цыган.
Это, однако, не значит, что цыгане являлись какими-то бездельниками по своей натуре. Просто им предлагались занятия, не связанные с их традиционными промыслами.

Принуждение цыган к оседлой жизни

В 1932-33 гг., спасаясь от голода, цыгане хлынули в крупные города, где пытались прокормиться привычной для них деятельностью. В декабре 1932-го г. вышло постановление, предписывающее иметь паспорт и прописку всем жителям городов и рабочих поселков старше 16 лет. В 1933-ем государство начало реализацию мер по выселению цыган из крупных городов. За период с 28 июля по 9 июня из одной только Москвы и окрестностей было выдворено 5460 цыган.
Все они были направлены в отдельные трудпоселки ОГПУ в Западной Сибири, где предполагалось приучать их к социалистическому труду. Принадлежащих им лошадей, повозки и скарб отправили вместе с ними эшелонами. Поскольку это были открытые трудпоселки, а не колонии, цыгане оттуда достаточно быстро разбежались.


Табор в пути

В 1956-ом г. появился указ о противодействии цыганскому бродяжничеству, в коем было определено наказание за отказ иметь конкретное место проживания – до пяти лет на поселении. Волей-неволей цыгане стали массово обзаводиться паспортами и прописываться, хотя многие продолжали скитания. В начале 1958-го г. в СССР было зарегистрировано более 70 тыс. лиц цыганской национальности. У значительной части из них имелась постоянная прописка и официальная работа. Порядка 300 непреклонных отправились в ссылку.

Сельскохозяйственный рай для евреев

Что-то похожее пытались в Советском государстве провернуть и с евреями. В рамках проекта по привлечению еврейского населения СССР к сельскохозяйственной деятельности была создана Еврейская автономная область на Дальнем востоке. Предполагалось, что евреи будут туда массово переезжать (не только из СССР, но и из заграницы) и возделывать целину. Переселенцам предлагались 4 га земли на душу и ссуда в несколько сот рублей на семью.
Несмотря на все масштабные усилия, финансовые вливания, пропагандистскую работу и помощь некоторых иностранных организаций, предприятие не имело большого успеха. Предполагалось, что к 33 году численность еврейского население региона составит 60 тыс. человек, а к 38-му – 150 тыс. На деле в 28-29 гг. туда приехали 2820 человек, 1700 из которых покинули регион уже к 30-му г. Из 19600 евреев, прибывших сюда к 34-му г., 11,5 тыс. уехали. Иностранцев прибыло лишь пять сотен и большинство достаточно быстро ретировалось.
На сегодняшний день еврейское население ЕАО составляет менее 1%.
Источник
« Самый необычный кинотеатр Советского Союза
Что в итоге стало с Алексеем Стахановым »
  • +83

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
Один работающий цыган был… в фильмах «Цыган» и «Возвращение Бадулая».
+3
Как-то в середине семидесятых прилетаю в командировку в Южно-Сахалинск, в те годы въезд на Сахалин был строго по пропускам выданным в отделе МВД, и наблюдаю на привокзальной площади, практически напротив Обкома КПСС, цыганский табор. Очень удивился как они туда попали. Местные работники рассказали, что это частое явление для города.
+7
  • avatar
  • Conan
Еврей и физический труд… Не встречал…
+3
Значит сами мало физически работали. Я за полсотни лет работы в строительстве часто встречался с рабочими, монтажниками, прорабами евр еями. Работал в командировке на Биробиджанском заводе силовых трансформаторов (евре ев там тогда было много, Израиль еще не обслуживали) и мне рассказали, что евреи делятся на кланы по фамилиям. Самый высокий уровень, руководители предприятий, цехов, это Берги, Кестлеры и т.д. с твердым окончанием фамилий. У кого в конце фамилии «ман» это средний уровень — мастера, начальники участков. Ну а с окончанием на «ский» в основном работяги.
+5
Березовский, Ходорковский работяги были
+1
Кончаловский. Или например, хоккеист Дроздецкий.
+1
Еврей-оленовод-тоже анекдот однако, в конце 70-х в московском метро видел, как несколько цыганят прицепились к милиционеру, держась за подол его шинели и требовали, что он им купил пирожки, а какие то люди делали фильмы про цыган, восхлавливая их образ жизни!
+3
Мой знакомый еврей всю жизнь директором совхоза проработал.А выйдя на пенсию председателем сельсовета работал до самой смерти. А ещё знакомый еврей был долгое время оленеводом.
+6
Цыгане уже не те. Таборы, песни-и пляски в прошлом. Сейчас торгуют наркотой и оседло живут в особняках. Но, чтобы не терять навыки, могут ввести в ступор и обобрать на улице до нитки. Сплошной криминал, короче. Причем, все у них схвачено, поэтому там, где они обитают, у других людей начинаются большие проблемы.
+8
Ни тех, ни других работать на общество не заставишь.
-6
Наверное, все-таки лучше работать на себя.
+1
Тогда добро пожаловать в джунгли или тайгу без условий жизни и труда, созданных обществом.
+1
Варианты всегда есть, если есть соответствующее образование, мотивация, желание зарабатывать (а не работать) и совершенствование своего профессионализма. И можно не ехать в тайгу и джунгли. А общество в этом понимании довольно расплывчатая категория.
+1
«Зарабатывать» не работая...,-что то знакомое из 90-х, типа «делать деньги».
+1
Вы не совсем поняли акцент написанного выше. Чтобы Вам было легче понять поясню. Существуют основные три (я так думаю) три варианта применения своего труда и получения соответствующего материального вознаграждения: Работа на государство Работа на дядю (тетю) Работа на себя, ну например, самозанятые и другие варианты. Про «зарабатывать» я имел ввиду последний из трех вариантов. Отдаешь государству налоги, остальное оставляешь себе. А работа может быть разная: головой, руками, ногами и т.д.
+7
Еврей с лопатой новый анекдот
0
Старый. Еврею дали задание выкопать яму, он требует лопату с моторчиком. Ему говорят-«где ты видел лопату с моторчиком?» А он им отвечает-«А где вы видели еврея с лопатой?»
+2
На марке 33 г.в. «Евреи» из серии «Народности СССР», еврей изображён на фоне работающего экскаватора…
+13
В Израиле кибуцы же существуют, что не так в СССР было.
+3
Израиль — это не СССР: «бытие определяет сознание». Пришлось работать «на земле»…
+6
Был интересный фильм по ТВ про кибуцы. Сейчас eвреи в этих общинах приспособились нанимать приезжих батраков других наций за небольшую оплату. И стало зашибись: продукция выпускается, всяческие льготы от государства сохраняются, а работать не нужно. В колхозах такие номера не прошли бы.
+3
Пока осваивали Биробиджан — Газа и Иудея с Самарией ушли к арабам задолго до 14.05.1948 г.