Купальники в советских фильмах

Начнём с того, что купальный костюм является весьма многозначным предметом гардероба, состоящим в родстве как с верхней одеждой, так и с нижним бельем. В зависимости от контекста использования его можно рассматривать как бельё, спортивную форму или сценический костюм.




Своему возникновению купальники обязаны городской культуре курортов и общественных пляжей, возникших в Европе в конце XIX века. Тогда же плавание объявили официальным видом Олимпийских игр, и вуаля — неуклюжие платья и панталоны для омовений прекрасных дам медленно, но верно начинают превращаться в облегающую рыбью шкуру современных русалок. Эту раннюю моду на купальники хоть и нечасто, нo можно увидеть в советских фильмах про Британию.

Александр Ширвиндт, Андрей Миронов и Михаил Державин в фильме «Трое в лодке, не считая собаки» 1979 год



В фильме «Трое в лодке, не считая собаки», действие которого происходит в Британии конца XIX века, главные герои щеголяют в старомодных трико. Обратите внимание, только Гаррис в исполнении Ширвиндта отважился показать плечи и коленки:
Костюм в полосочку — универсальная спортивная униформа мужчины того времени, его же носит Тётушка Чарли (Александр Калягин) под размашистыми платьями своей героини в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя».




Именно такая форма закрытого купального костюма стала классической и царила на пляжах почти 40 лет, оставшись и в современном гардеробе.

Снимали ли в российском дореволюционном кино мужчин в таком виде, я не в курсе.
Ну а теперь давайте посмотрим на купальники в советских фильмах с точки зрения промышленного производства и доступности, предпочтений населения и модных западных трендов.
Двадцатые годы мы по понятным причинам опустим.

Тридцатые годы

В тридцатые годы среди молодежи были популярны идеи простоты и удобства в одежде, а вычурность считалась пережитком капитализма. Историки моды отмечают, что в 30-е годы отдыхающие на пляже (не курорте, а чаще на речке или озере) нередко купались в домашнем нижнем белье. Советские девушки предпочитали носить на пляжах закрытые купальные костюмы-трико, а парни все чаще плавали без футболок в обычных шортах.
Тем не менее были исключения, некая прослойка советских граждан, ну что-то типа народа «с привилегиями» из знаменитого романа «Мастер и Маргарита»

Мария Стрелкова в фильме «Веселые ребята» 1934 год


Tак выглядит на пляже героиня фильма «Весёлые ребята», действие которого происходит в 1934 году.
Героиня Марии Стрелковой Елена приходит на пляж не просто в закрытом купальнике, а с зонтиком от солнца, в туфлях, перчатках и с ожерельем на шее.



Валентина Серова в фильме «Девушка с характером» 1939 год

Сцена в бассейне

Тут мы видим типичный спортивный купальный костюм- трико, точно так же выглядят остальные девушки в бассейне, я не буду постить много фото, чтобы не перегружать.

Сороковые годы

По понятным причинам никаких фото из фильмов не будет, тем не менее это десятилетие следует упомянуть, так как в 1946 году произошел переворот в купальном жанре. Дом моды Кристиана Диора представил модель раздельного купальника. Предвкушая шок, который испытает от созерцания голого живота неподготовленное общество, модельер назвал новый купальник «Бикини», в честь атолла Бикини, на котором в 1945-м США провели испытание атомной бомбы. Купальник произвёл фурор, но для утверждения его на западных пляжах потребовалось около 10 лет! А в СССР и того дольше.
Мода в советское время была отражением идеологии. Гражданин Союза должен быть во всем приличным, скромным и высоконравственным — даже в одежде. Откровенные наряды считались отсылкой к западным тенденциям (и, если кто до сих пор не понимает, к концепту женщина-вещь и секс-игрушка, если такое демонстрировать на публике), а это, как известно, порицалось властью и обществом. Тем не менее в СССР тоже через некоторое время появились раздельные купальники, хоть и не бикини.

Пятидесятые годы

В пятидесятые годы народ в СССР начал массово ездить отдыхать на юг — в Крым и на Кавказ, либо в санатории, либо дикарём. Власти озаботились вопросами здравоохранения и начали уделять особое внимание пляжам и зонам отдыха. Ну а советские женщины начали думать, как им красиво одеться. Купить красивое белье было проблематично. Пляжный ассортимент был представлен однотонными раздельными купальниками с очень высоким низом, закрывавшим живот и бедра полностью, или закрытыми плавательными костюмами.
Часто женщины сами шили себе купальные костюмы и пляжные комплекты из кусков ситца или сатина по выкройкам из модных журналов того времени. Такие купальники безусловно очень быстро сохли, но выглядели весьма просто. Так же, купальника часто перешивали из старых ненужных трикотажных платьев или кофт. Чтобы разнообразить внешний вид, женщины использовали сатин, ситец, а кто-то даже вязал купальники из шерсти. Появились яркие расцветки.

Татьяна Конюхова в фильме «Запасной игрок» 1954 год


Вот именно этот купальник выглядит как сшитый самостоятельно из подручного материала, хотя расцветка довольно симпатичная и яркая. Но может быть я ошибаюсь и такое в магазинах продавалось.



Майя Менглет в фильме «Исправленному верить» 1959 год


Шестидесятые годы

О трикотаже советские женщины, покупавшие советские купальники, узнали только в конце 50-х, и то все эти красивые купальники — еще конечно не бикини, были импортного производства. А советская легкая промышленность с конца 50-х, вплоть до конца 80-х выпускала в огромном количестве ситцевые купальники, лишь немного меняя фасоны лифа и трусиков. Поэтому, если вы видите в кадре трикотажный купальник, он, безусловно, импортный. За исключением чисто спортивных трико, конечно, спортивную одежду производили из трикотажа. Купальники, как мы увидим ниже, были в основном черные/темные и закрытые
В эти годы в советских магазинах появляются первые импортные купальники из ГДР и Югославии. Модницы выстраиваются в огромные очереди. Отдельно взятые режиссеры, особенно Гайдай, одевают героинь своих фильмов в сексуальные купальники, в том числе и бикини, причем конкретно Гайдай любит снимать подобные сцены за пределами пляжа. Негодование в обществе по этому поводу сходит на нет. Хотя вид актрисы в сексуальном купальнике все еще слегка непривычен и вызывает в обществе некое обсуждение.

Пляжная сцена в фильме «Полосатый рейс» 1961 год

Обратите внимание, что купальник в горошек из хлопка и скорей всего сшит самостoятельно.

«Красиво плывут!.. Вон та группа в полосатых купальниках» Эта фраза, ставшая позднее крылатой, звучит в сцене с Василием Лановым, который попал тогда в картину случайно, отдыхал в Одессе во время съемок фильма. Эпизод получился ярким и запоминающимся. Чего стоят совместные купальники без бретелек и стильные солнцезащитные очки «кошачий глаз».


Анастасия Вертинская в фильме «Человек-амфибия» 1961 год


Анастасия Вертинская в «Человеке-амфибии» примерила довольно закрытый купальник. Режиссеры требовали от нее многого, ей пришлось нырять в ледяную воду без дублеров. На Вертинской был светло-желтый слитный купальник, который, несмотря на сдержанность, отлично подчеркнул фигуру актрисы. Но это советское кино, так что публика монокини Гуттиэре обсуждала долго и бурно.



Наталья Кустинская и Наталья Фатеева в фильме «Три плюс два», 1963 год.


B 60-х одним из первых фильмов, где актрисы появились в настоящих облегающих боди и в бикини, стал «Три плюс два», и с тех пор купальники просто ворвались в советское кино.
Найти эффектные купальники в то время в магазинах было нереально, так что один из них художница по костюмам Наталья Панова одолжила у одной из отдыхающих на пляже, а еще один — у жены режиссера Генриха Оганесяна, которой даже пришлось выплатить компенсацию 17 рублей — после съемок купальник пришел в негодность и его выбросили.



Если Фатеева в фильме носит всего один закрытый купальник, то Кустинскую можно увидеть и в раздельном. За этот образ актрису Наталью Кустинскую один парижский журнал даже окрестил «новой Брижит Бардо»!



Наталья Селезнева в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика», 1965 год


Первым секс-символом советского кино стала не Светлана Светличная, а Наталья Селезнева — после того, как не побоялась предстать в кадре в красном бикини в фильме «Операция „Ы“ и другие приключения Шурика». Изюминку этой сцене придавало еще и то, что студентка Лида разделась не на пляже, а прямо во время штудирования лекций к экзамену.
Классный купальник режиссер фильма искал очень долго. Говорят даже дольше, чем актрису на эту роль.
Раздельные купальники были в огромном дефиците. Красный раздельный купальник с черной окантовкой, который впечатлил Гайдая, раздобыли у спекулянтов. Когда кто–то из команды Гайдая, потеряв терпение, спросил: «Да какая разница, во что Селезнева будет одета?», режиссер возразил: «Брижит Бардо в купальнике выглядит талантливее, чем Фаина Раневская».



Кстати, по легенде Наталья Селезнева отправилась на пробы в этот фильм прямо с пляжа. На ней был летний сарафан, а под ним купальник. Гайдай, знавший, что по сценарию ее героиня должна будет с легкостью снять платье, пошел на сознательную провокацию. «А фигура-то у вас, я смотрю, не очень!» — сказал режиссер. На что возмущенная Селезнева скинула сарафан и осталась в одном купальнике. Актриса сделала это так непринужденно и невинно, что убедила Гайдая: она идеальная кандидатура на роль Лиды.


Говорят, купальники этого фасона потом долго были в моде.

Наталья Варлей в фильме «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» 1967 год


Гайдай никак не мог найти актрису на роль Нины – спортсменки, комсомолки и просто красавицы. Он успел просмотреть более пятисот актрис (в том числе Марианну Вертинскую, Ларису Голубкину, Наталью Селезневу и Наталью Кустинскую), прежде чем Георгий Юнгвальд-Хилькевич, будущий режиссер «Трех мушкетеров», привел к нему Наталью Варлей. На вопрос «Где ты ее заметил?», Юнгвальд-Хилькевич рассказал, что в цирке на Цветном бульваре увидел очень красивую девушку, эквилибристку, а когда подошел познакомиться, узнал, что она уже «немножко снималась в кино» (к тому времени у Натальи Варлей были две небольшие актерские работы).
На пробах Леонид Гайдай, после чтения монологов, робко попросил Варлей: «Наташа, а можете ли вы раздеться до купальника?». Режиссер был уверен, что девушка сейчас возмутится или театрально скажет, что забыла надеть купальный костюм (хотя об этом было сообщено заранее).
Однако вот как об этом вспоминает сама актриса:«Я ответила: „Конечно“. И разделась. Все так и ахнули. Это сейчас актеры свободно обнажаются, а тогда и кинематограф, и вся страна были более целомудренными. Но у меня-то купальник являлся повседневной цирковой формой одежды, поэтому и мыслей никаких не возникло».



В фильме после вынужденного купания в горной реке Нина развешивает белье в слитном купальнике черного цвета с интересной вставкой в черно-белую полоску с тремя черными пуговицами на груди.
Но если судить по этим фото со съёмок, купальник мог бы быть и другим.



Светлана Светличная в фильме «Бриллиантовая рука», 1968 год


Благодаря роли коварной соблазнительницы Анны Сергеевны Светлана Светличная также стала секс-символом советского кино, причем, пожалуй, самым знамениты. В своем желании целомудренного обнажения актрисы Гайдай последовал приему, успешно обкатанному на фильме «Операция „Ы“. В знаменитой сцене стриптиза под коротеньким халатиком с перламутровыми пуговицами оказалось снова не нижнее белье, а эффектное бикини насыщенного изумрудного оттенка.
В одном из интервью Светличная вспоминала, что купальник был обыкновенный, но потом его специально расшивали блестками. Что ж, можно смело утверждать, что звук расстегнувшейся застежки купальника Анны Сергеевны стал призывом к началу сексуальной революции в нашем кино.



Зеленое пушистое бикини, в частности низ костюма с широким ремнем-поясом отсылает к бикини первой девушки Джеймса Бонда в фильме „Доктор Ноу“ 1962 года.

Бикини Урсулы Андресс считается одним из самых знаковых в истории мирового кинематографа.


Семидесятые годы

И в 70-х в СССР продолжали быть модными закрытые купальники. Обычной советской женщине такой наряд был более всего удобен, раздеваться на пляжах до слишком откровенных купальников решались немногие женщины. Хотя закрытые купальники могли иметь достаточно необычные художественные вырезы и разрезы. В принципе, в СССР семидесятые были годами своего рода „советского этностиля или бохо“, но вот именно купальники в основном повторяли тенденции прошлого десятилетия

Наталья Гвоздикова в фильме „Большая перемена“, 1973 год


В популярном телефильме невеста Нестора Петровича длинноволосая Полина (Наталья Гвоздикова) рассекает на водных лыжах в лаконичном темно-синем монокини.

Елена Цыплакова в фильме „Школьный вальс“ 1978


Фильм цветной и купальник этот желтого цвета, но кадры все такие жуткие, что я предпочла черно-белую фотографию хорошего качества.

Елена Проклова в фильме „Голубка“ 1978 год


В четырехсерийном фильме у Прокловой главная роль. Она играет выпускницу Женю Голубеву по прозвищу Голубка. В одном из эпизодов красивая студентка купается в весьма откровенном по тем временам изумрудном купальнике с цветочным принтом. Это сейчас кадры выглядят целомудренными и даже пуританскими, а тогда нужно было обладать смелостью, чтобы на них решиться.

Восьмидесятые годы

Мода сильно изменилась после встречи советских граждан с иностранными туристами в период Олимпиады-1980. Молодежь выменивала яркие и необычные вещи у зарубежных гостей и спортсменов, какие-то новинки стали ввозить из Турции, Англии, Германии и США. Девушки чаще стали выбирать более открытые купальники, парни — яркие шорты. В 1988 году прошел первый всесоюзный конкурс красоты в Москве. Модели носили обтягивающие купальники, и это воспринималось почти спокойно.

Людмила Нильская в фильме „Через тернии к звездам“ 1981 год


Елена Проклова в фильме „Будьте моим мужем!“ 1981 год


Елена Проклова предстает перед зрителями в раздельном купальнике, по-моему, он ситцевый и советского производства.

Светлана Аманова в фильме „Спортлото-82“, 1982 год


Светлана Аманова в фильме „Спортлото-82“ носит яркий синий купальник, который выглядит достаточно модным и по современным меркам. Явно импортный трикотаж.

Татьяна Догилева в фильме „Покровские ворота“ 1982 год


Татьяна Догилева впервые примерила купальник в „Покровских воротах“. Oбраз этот достаточно целомудренный, что неудивительно — актриса играет пловчиху общества „Трудовые резервы“ и ее купальник чисто спортивный, а не пляжный. Но все-равно выглядит очень сексуально.

Марина Левтова в фильме „Пацаны“ 1983 год


В фильме „Пацаны“ Марина Левтова одета в очень стильный купальник, судя по всему импортный трикотаж.

Людмила Гурченко в фильме „Любовь и голуби“, 1984 год


Курортная разлучница в феерическом исполнении Людмилы Гурченко впервые встречает Василия (Александр Михайлов), плавая в море. На героине — слитный купальник с цветным геометрическим рисунком и забавная объемная купальная шапочка с цветочным принтом.
Оба предмета одежды плохо сочетаются, но именно такова была задумка. Стоит учесть и то, что Гурченко на момент съемок фильма было под 50 лет, и появиться на экране в купальнике — довольно смелый шаг для артистки. Хотя, стесняться ей совершенно ничего, у Гурченко была идеальная фигура.
Купальник отличается очень оригинальным орнаментом. Если сегодня такой купальный костюм надеть, то никто и не заподозрит, что он вылез из бабушкиного сундука.
Режиссер фильма Владимир Меньшов впоследствии вспоминал, какой героический подвиг совершила Людмила Марковна во время съемок этой сцены. Актриса больше всего боялась холода, а, как это часто бывает в кино, лето снимали поздней осенью, когда температура воды не поднималась выше 14 градусов. При этом актрисе нужно было вести целый диалог, плавая в ледяной воде. Но что не сделаешь ради искусства!

Татьяна Догилева в фильме „Блондинка за углом“ 1984 год


Энергичная продавщица гастрономического отдела Надежда (Татьяна Догилева) берет от жизни все. Вот и в сцене у бассейна она сидит в явно импортном белом спортивном бикини с голубой отстрочкой. Лента на лбу придает еще большее сходство с американской королевой аэробики. Впрочем, спорт-шик всегда в моде.

Перестройка

Раскованность в моде на купальники пришла в поздний СССР с перестройкой. Тогда появились первые „настоящие“ бикини и „стринги“. Конечно, это были совсем не советские купальники, их нужно было еще достать, проще всего в курортном городе, куда этот товар завозили заграничные корабли. Тем не менее режиссеры пустились во все тяжкие, чтобы оголить актрис посексуальнее.

Наталья Негода в фильме „Маленькая Вера“ 1988 год


Скандальный фильм наделал шуму не только своими откровенными постельными сценами, но и открытыми бикини, которые носила главная героиня. Конечно, в 80-х советские женщины уже не стеснялись раздельных купальников. Главная проблема была другая — бикини было все еще очень сложно достать.



Анна Назарьева в фильме „Приморский бульвар“ 1988 год.

В этом фильме, кстати, на пляже проводят конкурс красоты. Действие происходит в Одессе

Елена Копыл в фильме „Дама с попугаем“, 1988 год


Елена Копыл в фильме „Дама с попугаем“ может составить конкуренцию нынешним фитнес-блогерам. Девушка в фильме появилась в весьма откровенном по меркам советского времени купальнике — раздельном белом с полосками.
Главный герой фильма Сергей Зверев знакомится на море с девушками, рассказывая им байки про свою престижную профессию, то он пилот, летающий за рубеж, то работник Внешторга. И данная героиня в рискованном бикини является одной из таких пляжных девиц, кому Сергей пытается навешать лапшу на уши.



Итак, в СССР 80-х бикини захватил женские умы и тела, оставив закрытую форму купальника для спортсменок и женщин в теле и возрасте.
И тут вдруг случился прорыв наоборот — в 1989-м году вышел сериал „Спасатели Малибу“. Секс-бомба Памела Андерсон доказала, что в случае с купальником важна не форма, a содержание.
Но это уже другая история, не связанная с советским кино.
Источник
« Советская головоломка "Пятнашки"
Почему Басилашвили отказывался целовать Гурченко? »
  • +144

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
  • avatar
  • Conan
Без купальника лучше)
+5
Упомянули «Трое в лодке...», а я хочу напомнить «Неподдающиеся» — Белов вышел на вышку для прыжков в трусах «60лет Советского футбола» (до колен!)
+3
эти тусы назывались «семейные»…
+2
В целом хорошая подборка. Но я бы еще добавил сюда героиню И.Кмит из фильма «Она вас любит!», где за нее боролись герои Г.Вицина и А.Ширвиндта.
0
Селезнева в своем интервью рассказывала, как разыскивала по всей Москве купальник для съемок. Поэтому удивительно видель ее наряд на другой девушке:)
+2
Елена Копыль. Никогда ее нигде не видел но пришел в восхищение!
+6
Статья хорошая, но маленькая неточность. Автор пишет "… атолла Бикини, на котором в 1945-м США провели испытание атомной бомбы...". Первую бомбу на атолле взорвали в 46-ом…
+5
Варлей лучшая…
+5
Совэротика!
+5
Сейчас у девушек одни верёвки вместо купальника
0
да, стринги с начесом
+5
Вертинской было всего 16 лет и все было правильно что тут обсуждать! Еще несовершеннолетняя а уж в конце 80 х там и без купальников уж снимались!