Как снимался этот киношедевр

«Три тополя на Шаболовке». Такое было первое, рабочее название фильма, поскольку именно так и называется рассказа Александра Борщаговского, который и лег в основу сценария картины.




Но в конце 60-х годов Шаболовка у советских людей вовсю уже ассоциировалась с телевидением, это могло увести зрителя от главной темы. Поэтому режиссер картины Татьяна Лиознова и выбрала вместо Шаболовки Плющиху. А съемки действительно проходили рядом с Плющихой. Таксист Саша мучительно ожидает Нюру в 6-м Ростовском переулке и этот самый переулок как раз и выходит на Плющиху. В этом самом переулке специально для фильма была выстроена декорация кафе «Три тополя».




… Вроде банальная история о деревенской женщине, которая едет в город продавать домашнюю ветчину, стала культовой в нашем кино. Режиссура гениальной Татьяны Лиозновой, игра Татьяны Дорониной, Олега Ефремов, Вячеслава Шалевича, да и песня «Опустела без тебя земля…», которая стала народной.
Простая житейская история, никаких тебе спецэффектов и закрученного сюжета, но рассказанная и показанная так, что когда каждый раз смотришь и сердце сжимается и улыбаешься, и жалко всех, и переживаешь… Сцена, когда Доронина в конце так и не выходит к Ефремову — это просто испытание для нервной системы…




Одни зрители переживали за героев, а другие- за ветчину, которая испортится летом в закрытом — то чемодане. И сколько там той самой ветчины? Что за торговля? Ехать с чемоданом ветчины в столицу? Кто помнит, сколько она тогда на рынке стоила?
Интересно, что идею снять такой щемящий сердце и «простой» фильм Татьяна Лиознова решила после того, как услышала песню Пахмутовой «Нежность». Она ее покорила. Она стала придумывать разные сюжеты
для своего будущего фильма, но все было не то… А потом случайно прочитала рассказа «Три тополя на Шаболовке» и поняла, что вот она — история. Сценаристом фильма был сам автор рассказа.



На съёмках фильма. 29 сентября этого года будет уже 10 лет, как Татьяна Михайловна ушла от нас… Ей было 87 лет.
Удивительно, но в этом фильме могли сыграть совсем другие актеры, если бы не настойчивость Татьяны Михайловны.
Вячеслав Шалевич сразу категорично отказался от роли Гриши, мужа Нюры. Не хотел он играть отрицательного персонажа, но потом Лиознова его все-таки уговорила.



Да и Доронина дала окончательное решение только после того, как увидела фотопробы, они ей очень понравилось.



Из воспоминаний Татьяны Дорониной:
«Я увидела фотографии – они были очень живые. Полное отсутствие какого-либо украшательства было обаятельно и неожиданно. Потому что, когда снимают крестьянок или колхозниц, не считают нужным убирать накрашенные губы, подведённые глаза… А это надо делать. Это совершенно особая страна под названием «Русская женщина».»


Хотя потом внимательные зрительницы припомнили Дорониной и аккуратный маникюр Нюры ( пусть и без лака)и колечко на пальце, и идеальный почти невидимый макияж — брови выщипаны, реснички подкрашены, помада на губах. Многие с ними не соглашались: раз из деревни, то ногти черные должны быть у Нюры? Прошло уже больше пятидесяти лет, но народ так и спорит — хороша Доронина в этой роли или нет…



Роль таксиста Саши режиссер сначала хотела отдать Николаю Рыбникову, которого уже до этого снимала в своем фильме «Им покоряется небо», но ей не очень понравилось как Рыбников с Дорониной смотрятся в кадре. Потому и предложила сыграть Олегу Ефремову.



Снимали фильм непросто. Что у Дорониной, что у Лиозновой характер жесткий. Они часто спорили даже по самым разным пустякам. Татьяна Михайловна часто уступала актрисе, хотя на нее это было совсем не похоже.

Вот что об этом пишет кинокритик Вячеслав Шмыров:
«Мне кажется, Татьяна Доронина была единственной силищей, мощным характером, перед которым Лиознова пасовала. И Доронина была единственным человеком, которому она однажды уступила.
В фильме должна была быть сцена приезда Нюры в Москву – вагоны, паровозы, вокзал… Героиня Дорониной должна была выйти на перрон, купить мороженое и съесть его. Но когда дошло до съемок, Доронина неожиданно для всех отказалась сниматься.
Когда Лиознова пошла выяснять, что случилось, Татьяна Васильевна с вызовом заявила: «А вы разве не знаете, что я не люблю мороженое?» На эту сцену смотрела вся группа, это было крушением лиозновской диктатуры. Лиознова поняла, что сейчас одно из двух: она потеряет либо Доронину, либо авторитет в съемочной группе. И она предпочла потерять авторитет – отказалась от съемок этой сцены».


Татьяна Лиознова командует процессом.

Во время съемок было много разных казусов. Например, еще такой. Александра Пахмутова долгое время не давала своего согласия, чтобы ее песню использовали в фильме. Она вкратце знала о чем фильм, но ее эта история не впечатлила. У нее такая возвышенная песня, а тут какая — то Нюра с домашней ветчиной. Но в итоге Пахмутова согласилась и только после того, как увидела несколько кадров рабочего материала картины.
Ее покорили крупные планы Олега Ефремова, когда он сидит в машине. После этого она даже музыку к фильму написала.




Кстати, именно эта «Волга» ГАЗ-21, на которой разъезжает Олег Ефремов, позже еще снимали в фильмах «Берегись автомобиля» и «Бриллиантовая рука»



Сколько нервов и сил отдала эта хрупкая на вид женщина, чтобы снять для нас столько хороших фильмов.

Из воспоминаний Татьяны Лиозновой:
«Как часто некоторые проживают жизнь, так и не раскрыв тех душевных богатств, которые в них таятся! И жизнь проходит… В картине нам и хотелось поразмышлять о мудрости и доброте, о способности человека видеть, что центр мироздания не только в его доме, ибо лишь понимание этого делает нашу жизнь интересной и неинтересной».

Фильм вышел на экраны в 1968 году, только за один год его посмотрели почти 27 миллионов зрителей. Татьяна Доронина получила на кинофестивале в Минске приз «За лучшую женскую роль». Оценили фильм и в далекой Аргентине, там он даже получил специальный приз -«За реальное отображение событий человеческой жизни, за супружескую верность». Во как! Где Нюра с ветчиной и где Аргентина?! Забавна и формулировка про супружескую верность…



Прошли годы. В 2011 году вышла цветная версия этого фильма. Одним это понравилось, другим — нет…



Еще давно Вячеслав Шалевич рассказывал, что на одной из встреч со зрителями, одна из женщин ему призналась, что смотрела » Три тополя на Плющихе " девять иди десять раз. Каждый раз она надеялась, что конец фильма наконец — то пересняли, и Нюра в итоге все — таки выходит к ждущему её таксисту Саше.



Промозглым осенним вечером так хорошо посмотреть добрый и светлый фильм. «Три Тополя на Плющихе» — отличный выбор". И напоследок лишь несколько цитат из любимой картины.



Своих рук не оборвешь — счастья не будет.

***

— Ты в счастье-то купаешься?
— Купаюсь… я на Оке живу и в ней-то редкий год купаюсь.

***

— Серьги у тебя красивые. Муж подарил?
— Нет, отец баловал. Как 8 классов повесил, так и ношу, привыкла, не думаю о них.

***

Год прожить с мужем так, как ты с Гришей жизнь живешь — и помереть не жаль.

***

На мужчине всегда грех висит, особливо на жадном.

***

Такой день сегодня, а я не брит.

***

— А чего ж мне бояться? Не в лесу живём и не в Америке.
— А что ж, в Америке страшно, что ли?
— Страшно. О том в газетах писали.
« А вы замечали крайне забавные совпадения в...
Что за странные часы носил товарищ Сухов? »
  • +105

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+10
Замечательный фильм, а песня в исполнении Майи Кристалинской просто шедевр…
-2
А почему бакенщик Шалевича отрицательный персонаж? Да на таких мужиках все и держится. Коммуняки прозвали их кулаками. Ну, ладно, пусть так. А другой киношный герой пролетарий — Афоня, этот кто? 7в
+4
Ну, вышла бы она к таксисту. Скрывать это от мужа она бы не смогла, не то воспитание. И куркуль-бакенщик превратил бы и так несладкую жизнь в ад кромешный, а возможно утопил бы по тихому. И дети остались бы без матери. Вот и не вышла.
+5
Татьяна Васильевна очень умный и мудрый человек, мало кто пойдёт на уступки ради своего авторитета
+12
Это не фильм, это шедевр.
+9
Сейчас ничего подобного нет
+3
в лучшем случае — мыльный сериал…
+1
Согласен!
+19
Хороший фильм, что тут скажешь. Спасибо Татьяне Лиозновой.