Жаргонные слова советских таксистов

Самым обычным среди советских стюардесс было предупредить пассажиров на выходе из самолёта: «И будьте осторожнее с московскими таксистами». И это было не зря, особенно для счастливых работяг, возвращавшихся с северной вахты, с огромными деньгами.
У таксистов давно была дурная репутация, причём со времён царского времени, когда извозчики тоже были опасны для клиента.
В начале 20 века, в Москве, было примерно 40 тысяч извозчиков, которые частенько пьяными возили пассажиров, оглушающе матерились и постоянно торговались. В 1910-х появились таксисты — на «Руссо-Балтах», «Опелях» и «Матт». Вид, конечно был презентабельнее, чем у «ваньки», но и они тоже не пользовались народной любовью. Газеты часто писали о них, как о ворах, мелких мошенниках и сутенёрах.



Недалеко от дореволюционного ушло и советское такси. Хамство и обман были всегда рядом. Но такси всё равно были востребованы, ведь как-то надо было добраться с багажом от вокзала или же из ресторана поздно ночью. «Шашечки» множились. В 1970 году в столице было 17 таксопарков и чуть больше 14 тысяч машин. Но таксисты не утратили желания нажиться и стали несколько криминализированным сообществом. При том, что они могли заработать вполне приличные деньги — 250-300 рублей в месяц. Это «белыми».




«Чёрными» же выходило больше, так что в крупных городах опытные таксисты могли обогнать по уровню заработка профессоров. Владимир Козловский в 1973-1975 годах изучал жаргон московских таксистов. Особенно его интересовали "деловые" (они же "мастера") — те, кто уже были давно в этой работе, знали все особенности шофёрского языка и извлекали все выгоды этой работы.




Например тех, кто делали всё по правилам, называли "додиками" или "тротуарщиками" (потому что они брали тех, кто голосовал на дороге, на тротуаре).
Самые «вкусные» места занимали "вокзальщики" и "аэродромщики": таксисты, у которых были связи с дежурными аэропортов и вокзалов. Они платили дежурному примерно 5-10 рублей и тот берёг место. У шофёров был постоянный спрос, причём спрос опаздывающих или же перегруженных багажом, которые готовы были платить в разы больше положенного, ведь выбора не было.



Также были "ковровщики". Эти, как писал Козловский «считают позором, если у него пассажир побывал в машине». Ковровщики платили продавцам в магазинах, закупали дефицитные товары (ковры, например) и торговали ими из машин. Километраж накручивали ночью при помощи механика таксопарка: машину поднимали домкратом и крутили колёса.



Ну и куда же без извоза прoституток. Этих шофёров называли "амамщиками". Они обычно, в компании со знакомой "метлой" стояли у вокзалов или же гостиницы «Москва». Девушка обслуживала клиента прямо на заднем сиденье машины. После чего таксист получал и за поездку (по счётчику) и долю от секс-работницы — примерно треть.



"Холодильщики" и "мебельщики" сотрудничали с магазинами техники и мебельными магазинами. Постоянно возили тех, кто купил какой-то крупный габарит. Конечно же за хорошие деньги. Также были "мешочники", которые работали с рыночными торговцами, ездили с ними по деревням и продуктами за долю, а то и сами торговали едой. Также работали и «дальнобойщики», которые брали полную машину в Подмосковье, но брали с каждого полную плату по таксометру, получая три четверти суммы в свой карман.



Вратарь — работник таксопарка, работающий у ворот;
Лох — пассажир, которого легко обмануть;
Шляпа — жадный пассажир, оставляющий на чай для приличий всего копеек 20, часто интеллигентного вида, в шляпе;
Сладкий — щедрый клиент;
Шляповоз (он же «додик», он же «тротуарщик») — неопытный таксист.



У таксистов также была в ходу и блатная лексика. "Лопатник"(кошелёк), "лох", "заряжать". Были среди них и "каталы", которые обычно сажали с пьяным пассажиром, сообщника — "поднатчика", "подсадного", который предлагал сыграть в карты с понятным результатом. Это в лучшем случае, а то мог и просто ограбить. Многие "деловые" зарабатывали не открытым грабежом. Продавали водку по завышенным ценам, после времени, когда уже нельзя её было купить в магазинах. Ловля "на старика" — не выключенный счётчик после предыдущего пассажира. Завышение цены под самыми разными предлогами, типа «законченной смены», ну и другие трюки, которые давали больше выгоды и меньше рисков.
"Профи" мог за смену «наварить» от 20 до 50 рублей выше «белого дохода». Конечно, часть денег уходила коллегам по бизнесу — мойщикам таксопарка, механикам, контролёрам диспетчерам, знакомым гаишникам. От 50 копеек до 10 рублей отдавалось разным структурам, но большая часть всё равно оставалась у таксиста.

« Советские разведчики-нелегалы. История подвига,...
Что Сталин ответил Хрущеву, когда тот попросил... »
  • +114

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+6
Да уж… Как же хорошо теперь стало, что есть Яндекс-Go. Цена поездки известна, оплатить можно картой и всегда найти «концы» той машины и того водителя, который тебя вез.
+6
У меня тесть проработал в такси 20 лет и ничего подобного я от него не слышал.
0
На бочку меда всегда найдется ложка дегтя.
0
так это не ложка. совсем.
+11
Да уж. Почему то не привели байку про перевоз пассажира от Казанского Вокзала до Ярославского.
+4
  • avatar
  • msp09
по Садовому кольцу за 3 рубля…
0
ну, это хоть какая то поездка