Советский USB

Старые магнитофоны работали на шнурах с интересным разъёмом. Его постоянно совершенствовали и в итоге он стал надёжнее нынешних USB. Но рынок так и не захватил.

Советский USB

В незапамятные времена, когда радиотехника бурно развивалась, в ней использовались разные соединители. В первую очередь, клеммы, но были и более презентабельные “розетки” и “вилки”. Как пример — “USB” из 1950-х:

Советский USB

Другим популярным разъемом был штепсель телефонный ШТП-3-6,5. Английское название TRS, его использовали на телефонных станциях.

Советский USB

Это родоначальник современных наушников.

Советский USB

Когда в 1956-м году в СССР запустили производство магнитофона “Мелодия МГ-56”, то многое позаимствовали у немецкой модели «Grundig TK-820». Поэтому все разъёмы у магнитофона типа TRS.

Советский USB

Эти разъёмы были неудобными, да и качество соединения было так себе. Нужен был новый и надёжный соединитель, его изобрели в Германии, в конце 1950-х. В проигрывателе Telefunken уже были шнуры с 5-ти контактными стерео разъёмами.

Советский USB

Ну а в советской технике применение разъемов СГ (ОВЦ-ВГ) стартовало с катушечного магнитофона «Астра-4».

Советский USB

Разъёмы для него делали на Пружанском заводе в Беларуси. Кстати, он работает и в наши дни. Чуть позже такой тип признали национальным стандартом в немецком институте стандартизации (DIN) с порядковым номером DIN 41524. Затем придумали несколько их разновидностей со своим порядковым номером у каждого.

Советский USB

Главным преимуществом таких разъёмов был прочный металлический корпус, который был одновременно и экраном. Поэтому выломать его случайно было невозможно, в отличии от гнёзд современных USB. Ещё одним плюсом была последовательность установки соединения — первым касается металлический корпус разъёма и выравнивает разность потенциалов между корпусами соединяемых устройств. Это в отличие от американских “тюльпанов”, где сначала соединяется сигнальный контакт, а затем уже общий провод.

Советский USB

Пожалуй, у DIN только один недостаток — непросто подключить “вслепую”.

Но в 1980-х их популярность стала падать, в этом виноваты японцы. Они взяли за стандарт разъёмы RCA, стали методично захватывать мировой рынок техники, и сильно потеснили все остальные разъёмы.

Оставить комментарий

Последние комментарии

dancehall

Всем хороши были СГ, но в последние годы стали штырьки делать не монолитными, а полые, в результате чего потеряли жесткость и надежность, частенько стали ломаться или терять форму. Гнезда тоже были разной конструкции — обжимные и плоские. Ломаться не ломались, но плотность контакта была существенно разная.

samodelkin

Наши штекера были много практичней иностранных «колокольчиков».

andre5255

Умели в СССР делать технику.

pioneeer42

Да лучше СГ-5 ничего не придумали

yashkov_k_m

До сих пор ВЕГА122 со всеми штекерами радует, даже на комп переходник сотворил под наши штекера

scorpNail

Сейчас Китайцы и ОНЦ делают и XLR. Но диэлектрик не тот! У наших был карболит, а Китайцы какой-то дрянной пластик применяют — начинаешь штырьки паять, а пластик плавится и потом штырьки не сидят жёстко.

alexykt70

Помню такие разъемы, в 90-х появились переходники всякие…

valggol

Так эта эволюция в той или иной мере была во всем мире. Пока не наступила всеобщая стандартизация и единообразие. И это хорошо.

sa177

Не знаю, что в них было хорошего… Разве то, что они присутствовали в моем детстве? Гнезда в последствии расшатывались, соответственно сигнал искажался либо пропадал. Провода бывало обламывались. При излишнем перегреве паяльником, штырьки прожигали пластмассовый диск и вываливались, после чего штекер можно было выбрасывать…

gusenkoff

Всё бы было ничего, если бы его из гуано не делали, а так как делали из гуано, то и разъём был гуано. Всё профмузыкальное оборудование, и тогда, и сейчас на джеках. Это и удобно и надёжно и эстетично.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024