Из-за этих хитростей советских солдат, фашисты так и не смогли захватить дом Павлова

Все мы прекрасно знаем, как во время Сталинградской битвы группа советских солдат во главе со старшим лейтенантом Афанасьевым и старшим сержантом Павловым на протяжении 58 дней обороняли стратегически важный дом недалеко от берега Волги.




По словам маршала Чуйкова, за время его обороны немцев погибло примерно столько, сколько при взятии вермахтом Франции. При этом потери среди защитников были в разы меньше. Так какие же хитрости позволили красноармейцам так долго сопротивляться нескончаемым атакам орд немецких солдат.

Стратегический важный объект

В мирное время Дом Павлова считался одним из самых престижных в Сталинграде. Проживали в нем, как правило, партработники и инженеры со своими семьями.
Во время Сталинградской битвы развалины и уцелевшие здания играли роль важных опорных пунктов для противоборствовавших сторон. В книге «Сражение века» (опубликовано в 1975 г.) маршал Чуйков вспоминает:

Именно «останки» городских домов, промышленных объектов, и зданий, частично разрушенных в ходе ежедневных бомбежек, представляли для нас огромную ценность. Они могли нарушить боевой строй наступающего противника и направить их по улицам вдоль домов. Именно там мы и создавали немногочисленные гарнизоны, способные вести круговую оборону и уничтожать врага.




Одним из таких объектов был дом Павлова. Вокруг него мало что уцелело, кроме старой мельницы и аналогичного дома Заболотного (позднее он не выдержал массированной бомбовой атаки немцев и разрушился, похоронив под завалами советских защитников). Поэтому с дома Павлова открывался отличный вид на прилегающие территории. Практически все подступы к дому хорошо простреливались, а это давало защитникам большие преимущества при организации огневых позиций.

Тщательная подготовка

После того, как группа советских солдат взяла дом под свой контроль, началось обустройство оборонительных укреплений. Усилиями защитников дом фактически превратился в крепость.




Буквально за несколько ночей советские солдаты прорыли траншеи к соседним постройкам (или к тому, что от них осталось), наладили связь с полковым командованием, которое размещалось на Волге. Почти в каждой квартире были созданы огневые точки, пробиты проходы, чтобы защитники могли спокойно менять позиции во время боя. Подступы к дому были заминированы. Недалеко от дома были созданы дополнительные пулеметные точки, которые уничтожали всех, кто появлялся в зоне видимости.

Тактика

Тактика защитников была проста, но в то же время не переставала удивлять немецких солдат своей хитростью.
Во время бомбежек защитников в доме почти не было. На постах оставались только дежурные. А основная масса красноармейцев уходило в «бомбоубежище». Немцы, напротив, считали, что еще чуть-чуть и защитников накроет обломками. На самом же деле в задней части здания был люк водопроводного тоннеля. К нему была прорыта траншея, и именно там и прятались наши солдаты. Получается, что от бомбежек могли пострадать только дозорные и само здание. Основная масса защитников была хорошо укрыта.



Еще одна хитрость нашего «гарнизона» в доме Павлова — пускать обманные ракеты. Помимо артиллерии на дом осуществляли налеты немецкие бомбардировщики. Однако сориентироваться в развалинах Сталинграда было сложно, поэтому цветная ракета, которую немцы выстреливали в дом Павлова служила для немецких пилотов ориентиром. Наши солдаты не растерялись и добывали ракеты с тем же цветом и пускали ее в сторону немецких позиций. Немецкие пилоты терялись и начинали бомбить своих же. В своей книге «В Сталинграде» Я.Павлов говорит:

Подобная хитрость приводила к тому, что за время налета только одна немецкая бомба падала на дом. Остальные сыпались на немецкие позиции. Такой трюк проделывали многократно. Даже когда немцы меняли цвет ракеты, нам все равно удавалась их запутать.

«Секретным оружием» Дома Павлова был снайпер — Анатолий Чехов. Он не был постоянным защитником дома, а приходил время от времени. После бомбежек он занимал почти незаметные позиции в развалинах дома (каждый раз меняя свою позицию и не давая себя заметить) и вел прицельный огонь по противнику. За один раз он мог настрелять до 20 немецких солдат. Потом он скрывался и появлялся вновь. Использовать снайпера — не очень-то хитрость, но правильно задействовать его тоже нужно уметь.
Вот так сражались наши защитники, оборонявшие Дом Павлова.
« Легендарные Кирзачи
Счастливая советская жизнь в раритетных... »
  • +189

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+6
Герои!
+1
Потери Германии убитыми во Франции — 27 тысяч человек, ранеными 111 тыс. Это что, возле одного дома за 58 дней 20 тысяч немцев положили?
+2
  • avatar
  • McAr
А Вы хотели бы, чтобы нацистский режим на Украине продолжал восьмилетнюю войну, чтобы она стала восьмидесятилетней?
+2
Неуместное сравнение
+15
  • avatar
  • wav46
Для нацистов и предателей и неважно какой национальности место только в земле.
+16
Вечная память героям и вечная слава!
+3
Слава!!!
+21
А вот как это выглядело со стороны противника (Гельмут Вельц, «Солдаты, которых предали»): "… Бой идет даже не за улицы, не за кварталы. Отстаивается каждый подвал, каждая ступенька. Целый день ведется сражение за одну-единственную лестничную клетку. Ручные гранаты летят из комнаты в комнату. Вот мы уже, кажется, захватили этот этаж, он твердо в наших руках, но нет, противник получил по горящим крышам подкрепление, и снова разгорается ближний бой. Артиллерия и эскадры бомбардировщиков превращают город в груду камня, на жилые дома и заводы непрерывно обрушивается ураганный огонь. Пятьдесят немецких солдат штурмуют ближайший дом. Через несколько часов он взят, но двадцать из них убиты. Еще два дома — и последний уцелевший солдат, хрипя, зовет на помощь. Да, Сталинград пожирает немецких солдат! Каждый метр стоит жизней. В бой бросают все новые и новые батальоны, а уже на следующий день от них остается всего какой-нибудь взвод. Медленно, очень медленно продвигаются вперед дивизии через развалины и груды щебня. В отдельных местах они уже достигли Волги. Но солдаты, из последних сил цепляющиеся за еще сохранившиеся стены домов, с огромным трудом удерживают столь тяжело доставшиеся им позиции.… Куда ни погляди, повсюду защищающие фланги дивизии ведут ожесточенный бой с непрерывно наступающими русскими. Прибывают первые маршевые батальоны. Прямо из эшелона их бросают в бой. Это лишь подливает масла в огонь. Изматывающая битва продолжается."
+32
  • avatar
  • McAr
Сержант Павлов и все защитника одноименного дома, безусловно, герои. Однако в этой истории обойден всеобщей памятью лейтенант Афанасьев. Из 58 суток лишь первые несколько дней возглавлял оборону сержант Павлов. Когда прибыло подкрепление — пулеметный взвод лейтенанта Афанасьева, командование перешло к старшему по званию. Тем не менее судьба распорядилась так же, как и с группой водрузившей Знамя Победы над Рейхстагом (на самом деле десятки групп водрузили знамена, но помнят лишь Егорова с Кантарией) — помнят только Павлова, а фамилию Афанасьева знают немногие.
+3
Капитана Гастелло тоже помнят, а членов его экипажа по фамилиям мало кто знает. Между тем у Ил-4 экипаж 4 человека: экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина
+25
  • avatar
  • Niaro
Я тебя понимаю, но и он там был тоже не один, всех по именно не перечислишь, там их много было, но все равно — Честь и Слава героическим воинам отстоявшим нашу Родину!!!
+24
Вечная память.