Почему Абдулла носил чалму зеленого цвета?
Восток дело настолько тонкое, что даже обычные вещи этой загадочной части света для других раскрываются с неожиданной стороны. Как, к примеру, головной убор.
Чалма для людей Востока – это не просто головной убор, а предмет сакрального характера и глубокого смысла. Право его носить мальчики получали после признания статуса мужчины. Ее снятие с головы – есть проявление величайшего уважения к собеседнику, а потеря – позор, который ничем не смыть.
Почему Абдулла – основной антагонист киноленты «Белое солнце пустыни» носил чалму достаточно позитивного и жизнеутверждающего цвета? Ведь, по идее, ему гораздо больше подошел бы черный или хотя бы белый.
И это была не прихоть киношников и не выбор костюмеров, использовавших первое, что попалось под руку. Зеленый цвет в мусульманской религии считается особым. В соответствии с традициями, право носить такую чалму получало две категории граждан: те, кто совершили хадж (паломничество) в Мекку, и непосредственные потомки рода Мухаммеда.
Итак, образ Абдуллы. Он был баем. При этом собственной земли он не имел, поскольку родился в бедной семье. Но при этом герой явно образован, что подтверждает грамотная речь, и склонен к философствованию. Ведь многие его цитаты настолько мудры в своей лаконичности, что достойны быть высеченными в камне:
— Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.
— …но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?
Такая манера изъяснения больше свойственна лаконичному Западу, нежели Востоку с его склонностью к витиеватым выражениям, в конце которых слушающие уже забывают, чем все начиналось.
У Черного Абдуллы четкая выправка, что позволяет сделать предположение о его службе в какой-то европейской армии. Поскольку такой осанки просто скачками по степям в погоне за наживой не добиться.
К тому же излюбленная одежда Абдуллы – военный мундир – английский офицерский френч.
Таким образом, персонаж получается не просто колоритный, но и очень неоднозначный и загадочный: мундир европейского образца, военная выправка, неожиданно дополненные зеленой чалмой. Можно предположить, что он все же совершил хадж. Но если взять в расчет, что глава басмаческого движения, несмотря на силу и жестокость, уважительно относится к серьезным врагам, то он давно привык к своему статусу. И хотя семья Абдуллы была бедной (отец говорил ему: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня. Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный»), это не значит, что она не могла принадлежать к роду Пророка. Тем более что европейская элита тоже любит подчеркивать свою принадлежность к знатным и чуть ли не королевским династиям.
И знатное происхождение не было гарантией богатства ни в Европе, ни в Азии. Стоило только попасть в опалу или совершить опрометчивый поступок, как богатство, подобно воде, утекало сквозь пальцы в казну или в карманы к врагам.
Чалма для людей Востока – это не просто головной убор, а предмет сакрального характера и глубокого смысла. Право его носить мальчики получали после признания статуса мужчины. Ее снятие с головы – есть проявление величайшего уважения к собеседнику, а потеря – позор, который ничем не смыть.
Почему Абдулла – основной антагонист киноленты «Белое солнце пустыни» носил чалму достаточно позитивного и жизнеутверждающего цвета? Ведь, по идее, ему гораздо больше подошел бы черный или хотя бы белый.
И это была не прихоть киношников и не выбор костюмеров, использовавших первое, что попалось под руку. Зеленый цвет в мусульманской религии считается особым. В соответствии с традициями, право носить такую чалму получало две категории граждан: те, кто совершили хадж (паломничество) в Мекку, и непосредственные потомки рода Мухаммеда.
Итак, образ Абдуллы. Он был баем. При этом собственной земли он не имел, поскольку родился в бедной семье. Но при этом герой явно образован, что подтверждает грамотная речь, и склонен к философствованию. Ведь многие его цитаты настолько мудры в своей лаконичности, что достойны быть высеченными в камне:
— Кинжал хорош для того, у кого он есть, и плохо тому, у кого он не окажется в нужное время.
— …но кто на этой земле знает, что есть добро и зло?
Такая манера изъяснения больше свойственна лаконичному Западу, нежели Востоку с его склонностью к витиеватым выражениям, в конце которых слушающие уже забывают, чем все начиналось.
У Черного Абдуллы четкая выправка, что позволяет сделать предположение о его службе в какой-то европейской армии. Поскольку такой осанки просто скачками по степям в погоне за наживой не добиться.
К тому же излюбленная одежда Абдуллы – военный мундир – английский офицерский френч.
Таким образом, персонаж получается не просто колоритный, но и очень неоднозначный и загадочный: мундир европейского образца, военная выправка, неожиданно дополненные зеленой чалмой. Можно предположить, что он все же совершил хадж. Но если взять в расчет, что глава басмаческого движения, несмотря на силу и жестокость, уважительно относится к серьезным врагам, то он давно привык к своему статусу. И хотя семья Абдуллы была бедной (отец говорил ему: «Абдулла, я прожил жизнь бедняком и я хочу, чтобы тебе Бог послал дорогой халат и красивую сбрую для коня. Я долго ждал, а потом бог сказал: «Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный»), это не значит, что она не могла принадлежать к роду Пророка. Тем более что европейская элита тоже любит подчеркивать свою принадлежность к знатным и чуть ли не королевским династиям.
И знатное происхождение не было гарантией богатства ни в Европе, ни в Азии. Стоило только попасть в опалу или совершить опрометчивый поступок, как богатство, подобно воде, утекало сквозь пальцы в казну или в карманы к врагам.
А как вы считаете, жизнеспособна ли версия принадлежности Черного Абдуллы к роду мусульманского пророка?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
я никогда не видел (не читал) что Абдула «срисован»с конкретного персанажа, так что скорей это выдумка(фантазия )автора
- ↓
+1
Чалма — это гениальное, универсальное изобретение! Она выполняет множество функций (не все раскрыты, правда ), некоторые к примеру: головного убора, полотенца, носового платка, покрывала, туалетной бумаги, салфетки, савана…… И это все в одном, и всегда с собой, и под рукой.А вы все: — Какой цвет — какой цвет...!? Это уж дело вкуса.
- ↓
+1
чалма как туалетная бумага, это да сильно. Но не стоит говорить об этом стоя рядом с мусульманином. Они дикие, могут за нож схватится
- ↑
- ↓
+7
А мне нравится, что Абдулла был именно так одет. Не какой то традиционный бородатый басмач в огромной грязной чалме и полосатом халате с саблей на боку, а харизматичный мощный щеголь в английском френче с маузером в кобуре. Что касаемо цвета чалмы, то совершенно нормально, что она того же цвета, что и знамя пророка и повязана на голове того, кто ведет борьбу с «неверными». И вовсе не обязательно знать тонкости о том, кто именно должен носить чалму зеленного цвета. Фильм великолепен! А это значит что все было как надо и на своих местах. И это самое главное.
- ↓
+7
«Садись на коня и возьми сам, что хочешь, если ты храбрый и сильный». Тему автор затронул явно насущную и провокационную. Во всех существующих религиях бандитизм и убийство-это грех, харам. Но! Убить неверного- халяль. Ну и имущество невзначай попутно прихватить «неверного». Все по корану! Абдулла во многом схож с современными «не славянами» храбрыми и сильными приехавшие в Россию и пытающимися взять всё что хотят. Не знаю как другим, но мне это сильно не нравится.
- ↓
+7
Аффтарр! Ты бы лучше к современным фильмам присмотрелся, а? Ну, одели Абдулу в зеленую чалму — и что? Да просто режиссер сам или подсказал кто прознал, что зеленый цвет особенный — и все! Буквально ФСЁ! Нет там никакой подоплеки. А вот в современных фильмах это буквально — подобного полный фонтан из дерьма, фантазий и бреда продюсеров, режиссеров и консультантов. Лично меня особо «радует» когда в фильме чуть не середины прошлого века, в речах фигурируют словечки и фразочки появившиеся лишь в 90-х, а то и в нулевых. Это шедеврально!
- ↓
+3
хм…
Честно говоря абсолютно по барабану. Это же не реально живший человек, а выдумка. Хотя конечно мог быть похожий человек в реальности. И он мог быть потомком пророка, совершившим хадж и просто намотавшим на голову зеленую тряпку местным потомком капитана Шмидта
- ↓
+5
люди, очнитесь. смешно обсуждать фантазии авторов. тут можно договориться х. знает до чего. спросите у них самих.
- ↓
+2
Шариков тоже описан как аристократ — потомок пса, который жил у купца или князя-графа. Одеваем зелёную чалму и аглицкий китель — получаем тот же характер (всё у всех отнять и на всех поровну поделить) только в другой форме (европейская военная выправка).
Автор просто выделил главного героя из толпы. Голодранец с родословной высоко задирает голову и толпа идёт за ним
- ↓
+4
На вопрос автора статьи:
А как вы считаете, жизнеспособна ли версия принадлежности Черного Абдуллы к роду мусульманского пророка?
Все потомки Пророка (СалалЛаху алейхи васСалам) — чистокровные арабы, откуда ему было взяться в Средней Азии?
Сам мусульманин (машаАллаh), потому и спрашиваю.
Это совсем уж красивая легенда…
- ↓
0
… кстати, согласно родовой легенде, потомком Абу Бакра — тестя Пророка (алейхи салям) был русский князь Феликс Юсупов (один из убийц Распутина). Но Юсупов жил отнюдь не в бедности…
- ↑
- ↓
0
Есть четыре столпа Ислама: Шахада (исповедание Веры), Ураза (пост), Закят (милостыня), Хадж (путешествие в Мекку).
По идее, каждый мусульманин должен хоть раз в жизни совершить Хадж.
Поэтому ничего удивительного, если Абдулла побывал в Мекке.
Кстати, имя Абдулла (абд аль Аллаh) означает раб Аллаhа.
- ↓
0
извините, пять Столпов Ислама: пятый — Намаз, конечно же (ежедневная пятикратная молитва).
- ↑
- ↓
0
… а все Потомки Пророка (СалалЛаху алейхи васСалам) известны наперечёт…
- ↑
- ↓
+2
Зелёный цвет — вообще символ Ислама, так же, как полумесяц и звезда.
- ↑
- ↓