Откуда в комедии "Кавказская пленница" взялись жалюзи?
Пересматривать старые фильмы — очень полезное занятие. Во всяком случае, порой удается увидеть то, на что раньше не обращал внимание. Взять хотя бы жалюзи — это сейчас они есть в каждом офисе, а в семидесятые годы прошлого столетия встретить их в кабинете на периферии было просто невероятно. Как же современная вещь попала в прошлое?
Вы наверняка помните незабвенный фильм «Кавказская пленница» Леонида Гайдая. А обращали ли внимание на сцены, снятые в кабинете товарища Саахова?
Окна оформлены хорошо знакомым офисным атрибутом — жалюзи. Но вспомним о том, что фильм создавался в 1966 году, когда о них наверняка в СССР и не слыхивали. Как же так?
На самом деле, жалюзи, или ламели, как тогда они именовались, в СССР действительно были редкостью и, скорее всего, в рядовых кабинетах заштатных начальников о них и не слышали.
Однако товарищ Саахов был не абы кто, потому, чтобы подчеркнуть статус, для его кабинета придумали все самое передовое и современное. Причем, в буквальном смысле, потому что первые ламели, которые появились в СССР, были деревянными. Из-за границы привозили и
бамбуковые шторки, а вот алюминиевые были редкостью.
Позднее эти солнцезащищающие устройства стали разрабатывать и в СССР, а не просто привозить из-за границы. Мы покопались в архивах и нашли несколько патентов и авторских изобретений разных лет на солнцезащитные жалюзи. Самое раннее датировано 1976 годом, то есть практически десятью годами позже выхода фильма Гайдая.
Есть и более позднее решение.
Тем не менее, упоминания о жалюзи или ламелях есть и в советских строительных статьях. В частности, их рекомендовали для использования в жарких климатических зонах. По крайней мере, в одной из статей можно было найти следующие рекомендации строителям южных республик: «Солнцезащитные устройства в районах пыльных бурь должны отвечать специальным требованиям и выполнять функции пылезащиты. ТашЗНИИЭП рекомендует для этой цели пластмассовые шторы, скручивающиеся на барабан, с герметизирующим приспособлением в виде двух рядов многослойных плоских щеток, плотно примыкающих к плоскости шторы с наружной и внутренней сторон. Щетки защищают комнату от пыли и счищают пыль со шторы при скручивании». Речь идет о тех самых первых жалюзи.
Некоторые архитектурные решения выглядят в настоящее время весьма спорно, но, несмотря на громоздкий вид, они реально защищали от солнца и улучшали проветриваемость помещения со старыми деревянными рамами.
Что-то из решений возможно так и осталось в виде эскизов, хотя, если посмотреть на строения времен СССР, к примеру, в Узбекистане, то понимаешь, что к архитектуре в СССР, по крайней мере, крупных общественных зданий, подходили ответственно и учитывали особенности климата.
Вы наверняка помните незабвенный фильм «Кавказская пленница» Леонида Гайдая. А обращали ли внимание на сцены, снятые в кабинете товарища Саахова?
Окна оформлены хорошо знакомым офисным атрибутом — жалюзи. Но вспомним о том, что фильм создавался в 1966 году, когда о них наверняка в СССР и не слыхивали. Как же так?
На самом деле, жалюзи, или ламели, как тогда они именовались, в СССР действительно были редкостью и, скорее всего, в рядовых кабинетах заштатных начальников о них и не слышали.
Однако товарищ Саахов был не абы кто, потому, чтобы подчеркнуть статус, для его кабинета придумали все самое передовое и современное. Причем, в буквальном смысле, потому что первые ламели, которые появились в СССР, были деревянными. Из-за границы привозили и
бамбуковые шторки, а вот алюминиевые были редкостью.
Позднее эти солнцезащищающие устройства стали разрабатывать и в СССР, а не просто привозить из-за границы. Мы покопались в архивах и нашли несколько патентов и авторских изобретений разных лет на солнцезащитные жалюзи. Самое раннее датировано 1976 годом, то есть практически десятью годами позже выхода фильма Гайдая.
Есть и более позднее решение.
Тем не менее, упоминания о жалюзи или ламелях есть и в советских строительных статьях. В частности, их рекомендовали для использования в жарких климатических зонах. По крайней мере, в одной из статей можно было найти следующие рекомендации строителям южных республик: «Солнцезащитные устройства в районах пыльных бурь должны отвечать специальным требованиям и выполнять функции пылезащиты. ТашЗНИИЭП рекомендует для этой цели пластмассовые шторы, скручивающиеся на барабан, с герметизирующим приспособлением в виде двух рядов многослойных плоских щеток, плотно примыкающих к плоскости шторы с наружной и внутренней сторон. Щетки защищают комнату от пыли и счищают пыль со шторы при скручивании». Речь идет о тех самых первых жалюзи.
Ветрикальные наружние жалюзи, больница, Ташкент, 1970 г
Кстати, кроме этих жалюзи для окон советские архитекторы немало потрудились над созданием наружних солнцезащитных устройств. Не все из их задумок были претворены в жизнь, но кое-что действительно использовалось в строительстве.Некоторые архитектурные решения выглядят в настоящее время весьма спорно, но, несмотря на громоздкий вид, они реально защищали от солнца и улучшали проветриваемость помещения со старыми деревянными рамами.
Что-то из решений возможно так и осталось в виде эскизов, хотя, если посмотреть на строения времен СССР, к примеру, в Узбекистане, то понимаешь, что к архитектуре в СССР, по крайней мере, крупных общественных зданий, подходили ответственно и учитывали особенности климата.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Ну, в Греции в отеле были вертикальные металлические жалюзи, очень хорошо защищали от жары и давали полное затемнение комнаты. А в Германии в квартире у подруги были металлические горизонтальные жалюзи, которые закрывались мотором по нажатию на кнопку внутри комнаты. Так что, не такая уж это и редкость…
- ↓
+1
бетонные мне очень понравились.расслабляться не дадут
- ↓
+5
самое интересное, что ни у кого эти жалюзи удивления не вызвали. Все считали это нормой. А вот автор статьи вдруг посчитал обратное
- ↓
+5
Как счас помню, в 1966 г. еще по улицам мамонты с мастодонтами ходили!
- ↓
+12
Фильм «Дайте жалобную книгу» создавался в 1965 и там есть горизонтальные жалюзи, «Семь стариков и одна девушка» 1967 то же самое, так что не надо бросаться, типа, в СССР никто «в глаза не видел» этот офисный атрибут. А там, где наши киностудии снимали «дикий» или «загнивающий» запад, этих атрибутов полным полно как в салунах, так и в офисах.
- ↓
+8
Конечно, что в СССР было все отсталое, плохое и унылое это результаты мощной либеральной пропаганды, цель которой является любыми средствами не допустить восстановления советского пути развития России.
Сегодня уже США открыто говорят, советский путь развития — это смертельная угроза их национальным интересам.
Поэтому будет лучше и полезней для нас, для будущего нашей Родины, фокусироваться на том, что полезного советского можно использовать для развития и процветания России.
- ↓
+1
Помню в то время где-то видел жалюзи… Сваренные из стали! Ну то есть прямоугольный каркас из мощного уголка, а внутри заполнен приваренными пластинами/полосами, под 45 градусов. Такая панель могла открываться(подвешена была на
дверных петлях), а закрываясь запиралась на висячий замок. То есть получалась решетка, весьма крепкая, но в то же время это и жалюзи
- ↓
+14
Автор и правда верил что в СССРе все с каменными топорами бегали, пока после перестройки цивилизация к нам не пришла, как говорится СЛАВА ПРАВДИВОМУ ИНТЕРНЕТУ.
- ↓
0
Очень практично)
- ↓
+16
Окна оформлены хорошо знакомым офисным атрибутом — жалюзи. Но вспомним о том, что фильм создавался в 1966 году, когда о них наверняка в СССР и не слыхивали. Как же так? — ну как то так и ничего удивительного нет, просто данный персонаж от слова вообще ничего не видел ничего не слышал но что то хочет сказать. Жалюзи как бы пришли с юга на север но не на оборот. Тогда на югах они уже применялись, а вот слово патент пусть ищет на просторах интернета. Тогда этого слова не было от вообще :) И да с чего он взял что они Алюминиевые? :) Взял и все приклеил на современный абсурдный трешь — ну не могли пращуры ничего делать, только сейчас все делают :) Дикость и убогость мышления современного диванного исследователя просторов Родины
- ↓