Отряд этого разведчика отбил 11 атак противника и 18 бойцов стали Героями СССР
В годы Великой Отечественной разведчикам приходилось не только проявлять храбрость и отвагу в бою, но и испытывать удачу. Именно так и сложился главный бой в жизни бойцов взвода 496-й отдельной разведывательной роты 236-й стрелковой дивизии под командованием лейтенанта Сергея Шпаковского. Именно они стали одними из первых Героев форсирования Днепра.
Восточный вал представлял собой два рубежа: «Пантера» (от Витебска до Нарвы) и «Вотан» (Днепр и близлежащие реки). Южный рубеж Восточного вала на Днепре тяжело было взломать не только из-за подготовленных немецких укреплений. Сама природа дала вермахту преимущество: западный берег Днепра был крутым и более обрывистым, чем восточный. Переправы советских войск хорошо просматривались и простреливались с немецкой стороны.
К осени 1943 года группы армий «Юг» и группы армий «А» были вытеснены советскими войсками за Днепр. Отступая, фашисты использовали тактику «выжженной земли». С территории Левобережной Украины враг вывез более 2 тысяч составов с зерном, скотом, техникой, людьми. Всё, что не удавалось угнать в Германию по железнодорожным путям, уничтожалось. Немцы сжигали целые деревни вместе с населением. И уже закрепившись на западном берегу Днепра враг уничтожал последние мосты и переправы.
При отступлении немцы также постарались не оставить Красной Армии плавающих средств. Поэтому каждая лодка на восточном берегу Днепра была сродни трофею. Старички-рыбаки дали саперам разведывательной роты две деревянные лодки. В ночь на 26 сентября 1943 года перед переправой командир Сергей Шпаковский отобрал из своего взвода самых храбрых, обученных и физически крепких бойцов. Этими качествами настоящего фронтового разведчика обладал и сам Сергей Петрович.
Зимой 1941-го Шпаковский уже полноценно командовал взводом. Его бойцам предстояло разведать обстановку на вражеском берегу Северного Донца. Тогда форсирование реки вышло не совсем удачным: возвращаясь с задания, отряд Шпаковского наткнулся на немецкую засаду. Командир был тяжело ранен в руку и выбыл на два месяца. После лечения Сергея Шпаковского перебросили на Кавказ. Там он воевал храбро, был даже удостоен медали «За отвагу». Так что к битве за Днепр 24-летний командир имел уже большой опыт фронтовой разведки.
Но подхода основных сил разведчикам нужно было отвлечь огонь врага на себя. Бойцы Шпаковского перебили батарею у села Сошиновка и захватили немецкие орудия. Сам командир был ранен, но отказался возвращаться на советский берег и продолжил сражаться вместе со своими храбрецами. Это подняло боевой дух разведчиков, против которых уже поднялись немецкие танки и пехота. Благодаря умелым маневрам, точному огню из орудий и бойцовскому мужеству отряд Шпаковского отразил 11 яростных атак противника. Героизм разведчиков на крохотном пятачке берега имел огромное значение для форсирования Днепра.
Битва за Днепр имела огромное значение для советского командования. Именно в этом масштабном сражении «родилось» больше всего Героев Советского Союза. За форсирование Днепра «Золотой Звездой» было удостоено 2438 человек — больше, чем за любую другую битву Великой Отечественной войны. Высшей наградой отмечались те, кто первыми форсировали реку и закрепились на другом берегу. Поэтому 18 человек из первоначального отряда Шпаковского и сам Сергей Петрович также были удостоены высшей награды. Это единственный случай в истории, когда все участники десанта были удостоены «Золотой Звезды» не посмертно.
Взвод Шпаковского можно назвать счастливым. Разведчикам повезло как при переправе, так и после форсирования Днепра большинство Героев прошли славный путь по дорогам Европы. Что касается командира, то Сергею Петровичу Шпаковскому повезло не так крупно. В 1944 году его постигло очередное тяжелое ранение. И как бы Герой не пытался, вернуться на фронт ему не удалось. С тех времен Сергей Петрович поселился в городе Кременчуг и часто бывал в родном селе Святиловка на Полтавщине.
Несмотря на «декоммунизацию» и старательные попытки киевских властей затереть свою историю, святиловская школа по-прежнему носит имя Сергея Петровича Шпаковского. Сельчане знают и помнят своего Героя, самоотверженно сражавшегося за свою малую и большую Родину.
Немецкая оборона, которой помогла сама природа.
Чтобы представлять, какое значение имела битва за Днепр, стоит взглянуть на нее с немецкой стороны. К концу лета 1943 года союзники еще не открыли второй фронт, а в Италии продвинулись лишь до района Неаполя. При этом немецко-фашистские оккупанты по-прежнему удерживали большую часть западной территории Советского Союза. Чтобы «защитить Европу от большевизма» командование приступило к возведению оборонительной линии Восточного вала.Восточный вал представлял собой два рубежа: «Пантера» (от Витебска до Нарвы) и «Вотан» (Днепр и близлежащие реки). Южный рубеж Восточного вала на Днепре тяжело было взломать не только из-за подготовленных немецких укреплений. Сама природа дала вермахту преимущество: западный берег Днепра был крутым и более обрывистым, чем восточный. Переправы советских войск хорошо просматривались и простреливались с немецкой стороны.
К осени 1943 года группы армий «Юг» и группы армий «А» были вытеснены советскими войсками за Днепр. Отступая, фашисты использовали тактику «выжженной земли». С территории Левобережной Украины враг вывез более 2 тысяч составов с зерном, скотом, техникой, людьми. Всё, что не удавалось угнать в Германию по железнодорожным путям, уничтожалось. Немцы сжигали целые деревни вместе с населением. И уже закрепившись на западном берегу Днепра враг уничтожал последние мосты и переправы.
При отступлении немцы также постарались не оставить Красной Армии плавающих средств. Поэтому каждая лодка на восточном берегу Днепра была сродни трофею. Старички-рыбаки дали саперам разведывательной роты две деревянные лодки. В ночь на 26 сентября 1943 года перед переправой командир Сергей Шпаковский отобрал из своего взвода самых храбрых, обученных и физически крепких бойцов. Этими качествами настоящего фронтового разведчика обладал и сам Сергей Петрович.
В боях за родную Украину.
Сергей Шпаковский родился в 1918 году на Полтавщине. В Красную Армию он попал еще перед Великой Отечественной. После службы он планировал получать военное образование, но тут вмешалась война. Первый бой Шпаковский принял как раз под Полтавой летом 1941 года. Там же Сергей впервые взял командование на себя вместо погибшего командира взвода. Бойцы Шпаковского отразили несколько атак противника и подбили пару танков. Но чтобы не обрекать на верную смерть наполовину обескровленный взвод, Сергей Шпаковский принял решение отступить. С болью в сердце он покидал родную Полтавщину. Дома остались родители, которые погибнут в годы оккупации.Зимой 1941-го Шпаковский уже полноценно командовал взводом. Его бойцам предстояло разведать обстановку на вражеском берегу Северного Донца. Тогда форсирование реки вышло не совсем удачным: возвращаясь с задания, отряд Шпаковского наткнулся на немецкую засаду. Командир был тяжело ранен в руку и выбыл на два месяца. После лечения Сергея Шпаковского перебросили на Кавказ. Там он воевал храбро, был даже удостоен медали «За отвагу». Так что к битве за Днепр 24-летний командир имел уже большой опыт фронтовой разведки.
Крохотный отряд на немецком берегу.
Под покровом темноты 19 разведчиков в ночь с 25 на 26 сентября 1943 года перебрались через почти километровую реку. Патрульные светили фонариками буквально над головами советских бойцов, засевших в кустарнике. Разведчикам крупно повезло не только перебраться на берег живыми, но и остаться незамеченными. Бойцы Шпаковского скрытно подобрались к немецким пулеметным точкам и «поприветствовали» их гранатами. Немцы в ужасе побросали свои позиции и принялись бежать к селу Аулы. Именно у этого местечка и развернулся знаменитый Аульский плацдарм при форсировании Днепра.Но подхода основных сил разведчикам нужно было отвлечь огонь врага на себя. Бойцы Шпаковского перебили батарею у села Сошиновка и захватили немецкие орудия. Сам командир был ранен, но отказался возвращаться на советский берег и продолжил сражаться вместе со своими храбрецами. Это подняло боевой дух разведчиков, против которых уже поднялись немецкие танки и пехота. Благодаря умелым маневрам, точному огню из орудий и бойцовскому мужеству отряд Шпаковского отразил 11 яростных атак противника. Героизм разведчиков на крохотном пятачке берега имел огромное значение для форсирования Днепра.
Уникальный эпизод великой битвы.
В ночь на 28 сентября на Аульский плацдарм прибыла вся 31-я стрелковая дивизия. Красноармейцам пришлось с ожесточенными боями как развивать наступление на этом участке берега, так и переходить к обороне. С началом масштабного форсирования Днепра войска с Аульского плацдарма 22 октября 1943-го освободили Верхнеднепровск, 24 октября — Днепродзержинск. Вскоре это наступление пошло в обход Днепропетровска, что серьезно облегчило освобождение второго по величине города на Днепре.Битва за Днепр имела огромное значение для советского командования. Именно в этом масштабном сражении «родилось» больше всего Героев Советского Союза. За форсирование Днепра «Золотой Звездой» было удостоено 2438 человек — больше, чем за любую другую битву Великой Отечественной войны. Высшей наградой отмечались те, кто первыми форсировали реку и закрепились на другом берегу. Поэтому 18 человек из первоначального отряда Шпаковского и сам Сергей Петрович также были удостоены высшей награды. Это единственный случай в истории, когда все участники десанта были удостоены «Золотой Звезды» не посмертно.
Взвод Шпаковского можно назвать счастливым. Разведчикам повезло как при переправе, так и после форсирования Днепра большинство Героев прошли славный путь по дорогам Европы. Что касается командира, то Сергею Петровичу Шпаковскому повезло не так крупно. В 1944 году его постигло очередное тяжелое ранение. И как бы Герой не пытался, вернуться на фронт ему не удалось. С тех времен Сергей Петрович поселился в городе Кременчуг и часто бывал в родном селе Святиловка на Полтавщине.
Несмотря на «декоммунизацию» и старательные попытки киевских властей затереть свою историю, святиловская школа по-прежнему носит имя Сергея Петровича Шпаковского. Сельчане знают и помнят своего Героя, самоотверженно сражавшегося за свою малую и большую Родину.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+4
Гордимся Героями…
- ↓
+1
www.culture.ru/poems/6992/vasilii-terkin-4-pereprava
- ↓
+9
Ещё повторю, нас силой не возьмёшь, но сейчас идёт война биологическая
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+37
Жаль поименно не перечислены все 18 Героев взвода Шпаковского. Слава Героям!
- ↓
+16
Сегодня героев не меньше, в Сирии 16 наших ребят двое суток держали оборону против 350 игиловцев, бандюков покрошили не мало, и сами без потерь из этой передряги вышли.
- ↓
+9
война в Сирии это война нефтегазовых корпорации России (списка Форбс-Россия) против нефтегазовых корпораций штатов, за счет бюджета стран. Сравнивать с освободительной войной совесткого народа глупо и преступно
- ↑
- ↓
+5
А Великая Отечественная была не за счет бюджета стран? Причем как нашей, так и фашистской.
С удовольствием посмотрел бы, как бы Вы сказали в лицо тем 16м парням, что их подвиг — это все фигня, война корпораций и прочая дребедень, и как бы они на это отреагировали.
Война в Сирии — это спасение человечества от пиндocoв и прочих террористов. Плюс тренировка своих войск и проверка техники для последующих потенциальных конфликтов.
Этого вам троллям западные хозяева в методичках не пишут?)
- ↑
- ↓
+2
Великая Отечественная война была войной освободительной СОВЕСТКОГО НАРОДА, а война в Сирии, война нефтегазовых корпораций и только антисоветская плесень может ставить их рядом.
- ↑
- ↓
+5
В Сирии нам нечего делать. Есть поближе опасность.
- ↑
- ↓
+1
Самая главная опасность -те, кто так думает!
- ↑
- ↓
+8
так точно за интересы частного капитала
- ↑
- ↓
+12
Ваше сравнение не корректно. Разговор не о ситуации, разговор о людях. Наших людях. Русских. На память пилота-героя СУ-25, взорвавшего себя вместе с бандюками со словами «это вам за пацанов» не надо плевать.
- ↑
- ↓
+20
Это всё — герои нашего времени! Вечная память и слава Советскому народу-победителю!
- ↓