Как в Советском Союзе боролись с пятидесятниками
Положение верующих в СССР никогда не было стабильным: не совершая никаких преступлений, можно было легко попасть под статью. Особенно в начале 1960-х.
История религии в СССР знала периоды затишья и времена активных гонений. Очередная антирелигиозная кампания пришлась на времена правления Хрущёва. Одним из свидетельств того, что за дело взялись серьёзно, стал процесс над пятидесятниками, которых обвинили в подстрекательстве к убийству.
Показателен был конфликт с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, возглавлявшим Отдел внешних церковных сношений. Он резко выступал против хрущёвского курса, и, опасаясь человека с такими взглядами, Совет по делам РПЦ добился того, что Николай ушёл со всех занимаемых постов.
Митрополит Николай.
Широко шла пропагандистская кампания: по данным историка Сергея Фирсова, только за 1961−1962 годы советские издательства выпустили 667 атеистических книг и брошюр общим тиражом 11 миллионов. Количество семинарий было сокращено с 8 до 3.
Атеистическая литература
В дополнение к УК Правительство СССР приняло Инструкцию по применению законодательства о культах. Она квалифицировала ряд религиозных направлений как антигосударственные и изуверские.
В СССР основателем пятидесятнического движения считается Иван Воронаев — оренбургский казак, уехавший в 1912 году в США, окончивший там библейский колледж, а в 1921 году вернувшийся в Одессу. Там же он открыл и первую пятидесятническую церковь. В 1930 году Воронаев был в первый раз арестован, всего его судили трижды. Он прошёл ссылку и лагеря, а в третий раз его приговорили к расстрелу.
Иван Воронаев с семьёй.
В конце 1950-х пятидесятники, как и другие религиозные общины, активизировали работу. Например, только в 1956 году представители этой общины подали в Совет по делам религиозных культов 101 заявку об открытии молитвенных домов. Но власти не были готовы пойти им навстречу. Напротив, по отношению к ним началось серьёзное «закручивание гаек».
Проповедь епископа Ивана Федотова.
Главным свидетелем обвинения в этом деле была некая Анна Красина — бывшая прихожанка церкви пятидесятников. Она утверждала, что «братья по вере» за два года лишили её собственной воли и заставляли служить сатанинскому делу.
Первоначально следствие по этому делу вёл Фридрих Незнанский, известный в будущем писатель. По воспоминаниям Незнанского, он состава преступления в действиях Федотова не нашёл, о чем и подал рапорт. На него тут же «повесили» какие-то хозяйственные дела, а дело Федотова передали новому следователю.
Обвиняемых подвергли судебно-психиатрической экспертизе в Институте имени Сербского. Адвокатом пятидесятников на процессе был Семён Ария, один из наиболее крупных мастеров советской послевоенной адвокатуры. Заседания Московского областного суда проходили в городе Дрезна.
Адвокат Семён Ария
Нельзя сказать, что процесс шёл совершенно гладко. У одной свидетельницы, дружинницы и члена партии, прямо во время дачи показаний начался нервный припадок.
В итоге Иван Федотов был осуждён на 10 лет лишения свободы, остальные получили от 2 до 5 лет. Впоследствии Федотов ещё дважды представал перед судом: в 1974 году был приговорён к 3 годам лишения свободы, в 1981 году осуждён за организацию детской воскресной школы, отбывал наказание в Сыктывкаре, освободился в 1986 году. По воспоминаниям близких, все испытания принимал со смирением. В общей сложности он провёл в местах заключения 18 лет.
История религии в СССР знала периоды затишья и времена активных гонений. Очередная антирелигиозная кампания пришлась на времена правления Хрущёва. Одним из свидетельств того, что за дело взялись серьёзно, стал процесс над пятидесятниками, которых обвинили в подстрекательстве к убийству.
Научный атеизм, версия Хрущёва
К искоренению религии советское государство в начале 1960-х подошло основательно. Для контроля за религиозными организациями было создано два совета — Совет по делам РПЦ и по делам религиозных культов. В 1965 году они были объединены. Но созданием контрольных органов дело не ограничивалось. Шла активная идеологическая работа, был повышен налог на церковные земли, из библиотек изымались религиозные книги, даже колокольный звон был запрещён. Естественно, закрывались монастыри и церкви.Показателен был конфликт с митрополитом Крутицким и Коломенским Николаем, возглавлявшим Отдел внешних церковных сношений. Он резко выступал против хрущёвского курса, и, опасаясь человека с такими взглядами, Совет по делам РПЦ добился того, что Николай ушёл со всех занимаемых постов.
Митрополит Николай.
Широко шла пропагандистская кампания: по данным историка Сергея Фирсова, только за 1961−1962 годы советские издательства выпустили 667 атеистических книг и брошюр общим тиражом 11 миллионов. Количество семинарий было сокращено с 8 до 3.
Антирелигиозная кампания: наказания ужесточаются
В 1960 году был принят новый Уголовный кодекс СССР, в 1961 году обновились Уголовные кодексы союзных республик. В них были внесены некоторые существенные изменения. Например, в Уголовном кодексе РСФСР наказание по статье 142 о нарушении законов об отделении церкви от государства было увеличено до 3 лет лишения свободы. Статья 227 — создание группы, причиняющей вред здоровью и посягающей на личность и права граждан — теперь предполагала до 5 лет лишения свободы. Именно по этим статьям чаще всего судили верующих.Атеистическая литература
В дополнение к УК Правительство СССР приняло Инструкцию по применению законодательства о культах. Она квалифицировала ряд религиозных направлений как антигосударственные и изуверские.
Пятидесятники в СССР
Пятидесятники — это направление протестантизма, которое на сегодняшний день считается одним из самых многочисленных в мире. Течение возникло в начале 1900-х годов в США.В СССР основателем пятидесятнического движения считается Иван Воронаев — оренбургский казак, уехавший в 1912 году в США, окончивший там библейский колледж, а в 1921 году вернувшийся в Одессу. Там же он открыл и первую пятидесятническую церковь. В 1930 году Воронаев был в первый раз арестован, всего его судили трижды. Он прошёл ссылку и лагеря, а в третий раз его приговорили к расстрелу.
Иван Воронаев с семьёй.
В конце 1950-х пятидесятники, как и другие религиозные общины, активизировали работу. Например, только в 1956 году представители этой общины подали в Совет по делам религиозных культов 101 заявку об открытии молитвенных домов. Но власти не были готовы пойти им навстречу. Напротив, по отношению к ним началось серьёзное «закручивание гаек».
Церковь пятидесятников: гонения за веру
Преследование пятидесятников велось по всему СССР. В 1957 году в Днепропетровске состоялся суд над «нелегальным центром пятидесятников», членов которого обвинили в антисоветской деятельности. В 1959 году перед судом предстал епископ Виктор Белых, работавший над объединением разрозненных пятидесятнических церквей. Но одним из самых известных процессов стал суд над руководителем Московской пятидесятнической церкви Иваном Федотовым, которого обвинили в подстрекательстве к убийству.Проповедь епископа Ивана Федотова.
Главным свидетелем обвинения в этом деле была некая Анна Красина — бывшая прихожанка церкви пятидесятников. Она утверждала, что «братья по вере» за два года лишили её собственной воли и заставляли служить сатанинскому делу.
Первоначально следствие по этому делу вёл Фридрих Незнанский, известный в будущем писатель. По воспоминаниям Незнанского, он состава преступления в действиях Федотова не нашёл, о чем и подал рапорт. На него тут же «повесили» какие-то хозяйственные дела, а дело Федотова передали новому следователю.
Иван Федотов — суд и приговор
В итоге и состав преступления нашли, и подельников — на скамье подсудимых, кроме самого Ивана Федотова, оказались ещё пять человек: Михаил Афонин, Федосья Клинина, Мария Смирнова, Василий Ряховский и Иван Корчагин.Обвиняемых подвергли судебно-психиатрической экспертизе в Институте имени Сербского. Адвокатом пятидесятников на процессе был Семён Ария, один из наиболее крупных мастеров советской послевоенной адвокатуры. Заседания Московского областного суда проходили в городе Дрезна.
Адвокат Семён Ария
Нельзя сказать, что процесс шёл совершенно гладко. У одной свидетельницы, дружинницы и члена партии, прямо во время дачи показаний начался нервный припадок.
В итоге Иван Федотов был осуждён на 10 лет лишения свободы, остальные получили от 2 до 5 лет. Впоследствии Федотов ещё дважды представал перед судом: в 1974 году был приговорён к 3 годам лишения свободы, в 1981 году осуждён за организацию детской воскресной школы, отбывал наказание в Сыктывкаре, освободился в 1986 году. По воспоминаниям близких, все испытания принимал со смирением. В общей сложности он провёл в местах заключения 18 лет.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+9
ага на все воля божья… и деньги тут лишнии не бывают
- ↓
+15
самое главное наказание для попов было то, что Хрущев заставил их платить все налоги. Тут резко начали закрываться и церкви и монастыри. С деньгами попы расставаться не могут, как нож острый им это по сердцу
- ↓
+7
«Ряса хочет мяса»…
- ↑
- ↓
-3
Ну всех осудили в любостяжании, осталось осудить Иисуса Христа и Бога Отца.
- ↑
- ↓
0
и чего нам этот еврейский миф, для воспитания покорных рабов и убийц?
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+2
Возможно, «ряха, закутанная в рясу»? :))))))
- ↑
- ↓
+6
а казак уехавший в штаты, то показательно, для казачества
- ↑
- ↓