5 фильмов из ГДР, которые "взорвали" советский кинопрокат
Это был настоящий Голливуд, но с восточногерманским колоритом.
Была на свете такая страна — ГДР, в которой снимали великолепное кино. Западный мир по идеологическим причинам от этого кино всячески открещивался, но зато в Советском Союзе фильмы из ГДР обожали. ГДРовское кино, как и ГДРовская одежда, обувь, продукты питания пользовались в СССР огромным спросом. Для советских граждан это был такой «глоток Запада».
Подавляющее большинство восточногерманских фильмов сняты на уникальной студии ДЕФА, основанной в 1946 году и упраздненной в 1992-ом. ДЕФА объединяла выдающихся режиссеров, актеров, мультипликаторов, сценаристов. Это был настоящий Голливуд, но с восточногерманским колоритом.
За почти полвека ДЕФА сняла больше 700 художественных фильмов, огромное количество документалок и мультфильмов. Некоторые ленты считаются шедеврами кинематографа, как, например, номинированный в 1974 году на премию «Оскар» фильм Франка Байера «Якоб-лжец».
Следует сказать, что в СССР попадали далеко не все фильмы студии ДЕФА. Там тоже было немало идеологических нюансов: все-таки в ГДР снимали несколько свободнее, чем в СССР. В некоторых лентах советские чиновники от кинематографа могли усмотреть крамолу.
Но те ленты, что все-таки доходили до наших экранов, в большинстве своем становились стопроцентными хитами. Особенно это можно сказать о следующих пяти фильмах.
Мало кто знает, что грандиозная французская киноэпопея «Отверженные» с Жаном Габеном в роли Жана Вальжана, снималась в ГДР киностудией DEFA.
Роман-эпопея Виктора Гюго был невероятно популярен в СССР, так что грандиозный успех экранизации был вполне предсказуем. Тем более, что восточные немцы и французы в стремлении «дать европейский ответ Голливуду», не поскупились. Для съемок была построена грандиозная декорация — революционный Париж в миниатюре. Даже в эпизодических ролях снялись звезды французского и немецкого кино.
Восточные немцы много снимали про войну, пытаясь понять, осмыслить, как целый народ оказался обманут бесноватым фюрером, оказался сторонником самой бесчеловечной идеологии в истории. Фильм «Приключения Вернера Хольта» — экранизация романа Дитера Нолля, рассказывающего о судьбе молодого немецкого солдата, призванного в армию сразу после школы.
«Приключения» — это весьма точное и саркастическое название. Да, поначалу под воздействием геббельсовской пропаганды немецкая молодежь полна энтузиазма. Вернер и его товарищи рвутся в бой, воспринимая поход на Восток, как интересное приключение.
Когда «приключение» превращается в кровавую мясорубку, когда молодой человек становится свидетелем преступлений СС, Вернер начинает понимать, что сторона, на которой он находится, вовсе не является добром.
Заключительный аккорд «приключения» Вернера — бой с подступающими к Берлину советскими солдатами.
Фильм получил множество премий, в том числе, премию Московского международного кинофестиваля. В 1996 году комиссия по культуре Бундестага включила «Приключение Вернера Хольта» в список 100 самых значимых немецких фильмов всех времен.
Помимо военных фильмов, у ГДРовских кинематографистов великолепно получались шпионские ленты. В конце 60-х в СССР прогремел «Черный бархат» — этот фильм показывали в каждой деревне, где был клуб с киноэкраном.
Захватывающее, атмосферное кино Хайнца Тиля с великолепной Труде Бехман и Фредом Дельмаре рассказывает о попытке так называемого вредительства.
На Лейпцигской промышленной выставке должны продемонстрировать уникальный подъемный кран, созданный в ГДР. Чтобы не допустить этого, иностранная разведка поручает своему резиденту — инженеру Зибелке — устроить катастрофу крана на его презентации.
Для этого Зибелка получает от своих кураторов кислоту, на шпионском жаргоне — «Черный бархат». Кислоту инженер должен влить в главный цилиндр, и тогда кран рухнет.
Разоблачить шпиона должен сотрудник ШТАЗИ Берг и его молодая помощница. Счет идет на часы, а последствия крушения крана будут трагическими.
Этот, безо всякого преувеличения, великий, фильм был снят двумя ведущими студиями советского блока — восточногерманской ДЕФА и чехословацкой Barrandov Studios. Сказка стала новогодней классикой в Германии (причем, как Восточной, так и Западной), в Чехии, в Польше, в Румынии. «Три орешка для Золушки» восторженно приняли на Кубе, в Западной Европе и даже в США. Во времена засилья диснеевских сказок, ДЕФА и Barrandov сняли невероятно атмосферное, доброе, душевное кино.
Золушка в исполнении очаровательной Либуше Шафранковой стала эталоном воплощения этой роли. Одна из актрис фильма, Даниэла Главачова (в фильме исполнила роль Доры), рассказывала:
«Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съёмочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось».
С актрисой трудно поспорить — фильм «Три орешка для Золушки», и правда, прошел проверку временем. В Европе его смотрят и пересматривают, как у нас — комедии Гайдая.
Успех фильма «Три орешка для Золушки» в СССР был ошеломительным, и до сих пор фильм входит в список самых популярных в России киносказок.
Однако, по настоящему культовой в СССР стала серия фильмов про индейцев Америки, снятая студией ДЕФА по мотивам книг Фенимора Купера. Для этих фильмов кинокритиками был даже придуман специальный термин — «истерн». «Истерны» ДЕФА вступали в полемику с американскими вестернами, в которых индейцы изображались в качестве темной, жестокой и невежественной массы. Американские же ковбои были настоящими героями, хранителями тонких ростков цивилизации.
В фильмах ГДРовской студии индейцы, напротив, были благородными, мужественными людьми, которые сражались с чужеземцами за свою землю и культуру.
Главного героя серии — следопыта Чингачгука — сыграл югославский актер Гойко Митич, для которого эта роль стала судьбоносной.
В СССР фильм «Чингачгук — Большой Змей» посмотрело около 37 млн. человек. Следующие фильмы серии также пользовались бешеной популярностью.
Гойко Митич стал в СССР настоящей звездой. Девочки влюблялись в мужественного красавца, мальчики хотели быть на него похожим. С утра до вечера во дворах слышался характерный клич — там вовсю шла игра в индейцев и бледнолицых.
Вот такие замечательные фильмы снимали в давно исчезнувшей с карты мира стране ГДР. И для многих жителей другой исчезнувшей страны — СССР — это замечательное кино стало частью детства, частью юности.
Была на свете такая страна — ГДР, в которой снимали великолепное кино. Западный мир по идеологическим причинам от этого кино всячески открещивался, но зато в Советском Союзе фильмы из ГДР обожали. ГДРовское кино, как и ГДРовская одежда, обувь, продукты питания пользовались в СССР огромным спросом. Для советских граждан это был такой «глоток Запада».
Подавляющее большинство восточногерманских фильмов сняты на уникальной студии ДЕФА, основанной в 1946 году и упраздненной в 1992-ом. ДЕФА объединяла выдающихся режиссеров, актеров, мультипликаторов, сценаристов. Это был настоящий Голливуд, но с восточногерманским колоритом.
За почти полвека ДЕФА сняла больше 700 художественных фильмов, огромное количество документалок и мультфильмов. Некоторые ленты считаются шедеврами кинематографа, как, например, номинированный в 1974 году на премию «Оскар» фильм Франка Байера «Якоб-лжец».
Следует сказать, что в СССР попадали далеко не все фильмы студии ДЕФА. Там тоже было немало идеологических нюансов: все-таки в ГДР снимали несколько свободнее, чем в СССР. В некоторых лентах советские чиновники от кинематографа могли усмотреть крамолу.
Но те ленты, что все-таки доходили до наших экранов, в большинстве своем становились стопроцентными хитами. Особенно это можно сказать о следующих пяти фильмах.
5. Отверженные (1958)
Мало кто знает, что грандиозная французская киноэпопея «Отверженные» с Жаном Габеном в роли Жана Вальжана, снималась в ГДР киностудией DEFA.
Роман-эпопея Виктора Гюго был невероятно популярен в СССР, так что грандиозный успех экранизации был вполне предсказуем. Тем более, что восточные немцы и французы в стремлении «дать европейский ответ Голливуду», не поскупились. Для съемок была построена грандиозная декорация — революционный Париж в миниатюре. Даже в эпизодических ролях снялись звезды французского и немецкого кино.
4. Приключения Вернера Хольта (1965)
Восточные немцы много снимали про войну, пытаясь понять, осмыслить, как целый народ оказался обманут бесноватым фюрером, оказался сторонником самой бесчеловечной идеологии в истории. Фильм «Приключения Вернера Хольта» — экранизация романа Дитера Нолля, рассказывающего о судьбе молодого немецкого солдата, призванного в армию сразу после школы.
«Приключения» — это весьма точное и саркастическое название. Да, поначалу под воздействием геббельсовской пропаганды немецкая молодежь полна энтузиазма. Вернер и его товарищи рвутся в бой, воспринимая поход на Восток, как интересное приключение.
Когда «приключение» превращается в кровавую мясорубку, когда молодой человек становится свидетелем преступлений СС, Вернер начинает понимать, что сторона, на которой он находится, вовсе не является добром.
Заключительный аккорд «приключения» Вернера — бой с подступающими к Берлину советскими солдатами.
Фильм получил множество премий, в том числе, премию Московского международного кинофестиваля. В 1996 году комиссия по культуре Бундестага включила «Приключение Вернера Хольта» в список 100 самых значимых немецких фильмов всех времен.
3. Черный бархат (1964)
Помимо военных фильмов, у ГДРовских кинематографистов великолепно получались шпионские ленты. В конце 60-х в СССР прогремел «Черный бархат» — этот фильм показывали в каждой деревне, где был клуб с киноэкраном.
Захватывающее, атмосферное кино Хайнца Тиля с великолепной Труде Бехман и Фредом Дельмаре рассказывает о попытке так называемого вредительства.
На Лейпцигской промышленной выставке должны продемонстрировать уникальный подъемный кран, созданный в ГДР. Чтобы не допустить этого, иностранная разведка поручает своему резиденту — инженеру Зибелке — устроить катастрофу крана на его презентации.
Для этого Зибелка получает от своих кураторов кислоту, на шпионском жаргоне — «Черный бархат». Кислоту инженер должен влить в главный цилиндр, и тогда кран рухнет.
Разоблачить шпиона должен сотрудник ШТАЗИ Берг и его молодая помощница. Счет идет на часы, а последствия крушения крана будут трагическими.
2. «Три орешка для Золушки» (1973)
Этот, безо всякого преувеличения, великий, фильм был снят двумя ведущими студиями советского блока — восточногерманской ДЕФА и чехословацкой Barrandov Studios. Сказка стала новогодней классикой в Германии (причем, как Восточной, так и Западной), в Чехии, в Польше, в Румынии. «Три орешка для Золушки» восторженно приняли на Кубе, в Западной Европе и даже в США. Во времена засилья диснеевских сказок, ДЕФА и Barrandov сняли невероятно атмосферное, доброе, душевное кино.
Золушка в исполнении очаровательной Либуше Шафранковой стала эталоном воплощения этой роли. Одна из актрис фильма, Даниэла Главачова (в фильме исполнила роль Доры), рассказывала:
«Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съёмочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось».
С актрисой трудно поспорить — фильм «Три орешка для Золушки», и правда, прошел проверку временем. В Европе его смотрят и пересматривают, как у нас — комедии Гайдая.
Успех фильма «Три орешка для Золушки» в СССР был ошеломительным, и до сих пор фильм входит в список самых популярных в России киносказок.
1) Истерны с Гойко Митичем
Однако, по настоящему культовой в СССР стала серия фильмов про индейцев Америки, снятая студией ДЕФА по мотивам книг Фенимора Купера. Для этих фильмов кинокритиками был даже придуман специальный термин — «истерн». «Истерны» ДЕФА вступали в полемику с американскими вестернами, в которых индейцы изображались в качестве темной, жестокой и невежественной массы. Американские же ковбои были настоящими героями, хранителями тонких ростков цивилизации.
В фильмах ГДРовской студии индейцы, напротив, были благородными, мужественными людьми, которые сражались с чужеземцами за свою землю и культуру.
Главного героя серии — следопыта Чингачгука — сыграл югославский актер Гойко Митич, для которого эта роль стала судьбоносной.
В СССР фильм «Чингачгук — Большой Змей» посмотрело около 37 млн. человек. Следующие фильмы серии также пользовались бешеной популярностью.
Гойко Митич стал в СССР настоящей звездой. Девочки влюблялись в мужественного красавца, мальчики хотели быть на него похожим. С утра до вечера во дворах слышался характерный клич — там вовсю шла игра в индейцев и бледнолицых.
Вот такие замечательные фильмы снимали в давно исчезнувшей с карты мира стране ГДР. И для многих жителей другой исчезнувшей страны — СССР — это замечательное кино стало частью детства, частью юности.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Где «ПОЙ КОВБОЙ» с Дином Ридом? Чумовейший вестерн-мюзикл!) Девчонка в ТРЁХ ОРЕШКАХ влюбится-умереть!
- ↓
-1
И всё перврали.Фильмов с главным индеем всех времён и народов Гойко Митичем было около двух десятков и из них по Фенимору Куперу только 2 или 3.Остальные, такие как:«Сыновья большой медведицы»;«След сокола»;«Белые волки» и ещё множество по произведениям немецкой писательницы и историка занимавшейся историей «индейских войн» в США Элизабет Шарлотта Генрих.
- ↓
+4
А «Телефон полиции 110» не относится к категории популярных многосерийных фильмов. Это ГДР — овский ответ нашим «Знатокам»
- ↓
+5
«пытаясь понять, осмыслить, как целый народ оказался обманут бесноватым фюрером, оказался сторонником самой бесчеловечной идеологии в истории» — это можно сказать и про народ СССР, ведь фашизм — естественное и неизбежное следствие развития капитализма, идеология и практика господствующего класса буржуазии в условиях, когда лживая буржуазная демократия уже не способна обмануть народ. Буржуазная идеология заключается в солидаризме, подмене истинных проблем в обществе искусственными: национализмом, клерикализмом, лживым ура-патриотизмом и т.д. А практика фашизма заключается в том, что буржуи отбрасывают свою буржуйскую демократию и переходят к прямому террору несогласных, в первую очередь сторонников левого движения…
- ↓
+1
А вот про народ СССР не надо брехать!
- ↑
- ↓
+2
Я даже законспектировал ваш комментарий — здорово. Прям все то что вижу сейчас у нас с «правление» господ из ЕР
- ↑
- ↓
+2
Три орешка для Золушки wird gezeigt jedes Jahr zu Weichnachten!!!
- ↓
+5
С удовольствием смотрел фильмы про индейцев с Гойко Митичем и конечно же сказки)
- ↓
+1
Три орешка для Золушки — совместный проект с чехословаками, студия «Барандо» Режиссёр: Вацлав Ворличек.
- ↓
+4
5. Отверженные (1958) снимался при участии ГДР
Но на фото кадр из фильма Отверженные 1982 года, где в главной роли играл Лино Вентуро (на снимке), а Жан Габен умер в 1976 году. А это фильм уже был совместный Франция-ФРГ
- ↓
+11
Да, ГДР снимали прекрасные фильмы тогда. Сходу пришли на ум «Три орешка для Золушки» и «Чингачгук — Большой Змей».
Эти фильмы прекрасны и несли добро и веру в Сказку и Любовь и торжество Справедливости!
- ↓
+1
Vinnituuuu!
- ↑
- ↓
0
удивительно, что это объединяет восточных и западных немцев даже сильнее, чем «Wir sind VOLK» .)
Я была на фестивале в Elspe. это не русские «фанаты», нет, это- люди, которые любят свою юность…
- ↑
- ↓
+3
О! «Три орешка» обожала!
- ↓