5 фильмов из ГДР, которые "взорвали" советский кинопрокат
Это был настоящий Голливуд, но с восточногерманским колоритом.
Была на свете такая страна — ГДР, в которой снимали великолепное кино. Западный мир по идеологическим причинам от этого кино всячески открещивался, но зато в Советском Союзе фильмы из ГДР обожали. ГДРовское кино, как и ГДРовская одежда, обувь, продукты питания пользовались в СССР огромным спросом. Для советских граждан это был такой «глоток Запада».
Подавляющее большинство восточногерманских фильмов сняты на уникальной студии ДЕФА, основанной в 1946 году и упраздненной в 1992-ом. ДЕФА объединяла выдающихся режиссеров, актеров, мультипликаторов, сценаристов. Это был настоящий Голливуд, но с восточногерманским колоритом.
За почти полвека ДЕФА сняла больше 700 художественных фильмов, огромное количество документалок и мультфильмов. Некоторые ленты считаются шедеврами кинематографа, как, например, номинированный в 1974 году на премию «Оскар» фильм Франка Байера «Якоб-лжец».
Следует сказать, что в СССР попадали далеко не все фильмы студии ДЕФА. Там тоже было немало идеологических нюансов: все-таки в ГДР снимали несколько свободнее, чем в СССР. В некоторых лентах советские чиновники от кинематографа могли усмотреть крамолу.
Но те ленты, что все-таки доходили до наших экранов, в большинстве своем становились стопроцентными хитами. Особенно это можно сказать о следующих пяти фильмах.
Мало кто знает, что грандиозная французская киноэпопея «Отверженные» с Жаном Габеном в роли Жана Вальжана, снималась в ГДР киностудией DEFA.
Роман-эпопея Виктора Гюго был невероятно популярен в СССР, так что грандиозный успех экранизации был вполне предсказуем. Тем более, что восточные немцы и французы в стремлении «дать европейский ответ Голливуду», не поскупились. Для съемок была построена грандиозная декорация — революционный Париж в миниатюре. Даже в эпизодических ролях снялись звезды французского и немецкого кино.
Восточные немцы много снимали про войну, пытаясь понять, осмыслить, как целый народ оказался обманут бесноватым фюрером, оказался сторонником самой бесчеловечной идеологии в истории. Фильм «Приключения Вернера Хольта» — экранизация романа Дитера Нолля, рассказывающего о судьбе молодого немецкого солдата, призванного в армию сразу после школы.
«Приключения» — это весьма точное и саркастическое название. Да, поначалу под воздействием геббельсовской пропаганды немецкая молодежь полна энтузиазма. Вернер и его товарищи рвутся в бой, воспринимая поход на Восток, как интересное приключение.
Когда «приключение» превращается в кровавую мясорубку, когда молодой человек становится свидетелем преступлений СС, Вернер начинает понимать, что сторона, на которой он находится, вовсе не является добром.
Заключительный аккорд «приключения» Вернера — бой с подступающими к Берлину советскими солдатами.
Фильм получил множество премий, в том числе, премию Московского международного кинофестиваля. В 1996 году комиссия по культуре Бундестага включила «Приключение Вернера Хольта» в список 100 самых значимых немецких фильмов всех времен.
Помимо военных фильмов, у ГДРовских кинематографистов великолепно получались шпионские ленты. В конце 60-х в СССР прогремел «Черный бархат» — этот фильм показывали в каждой деревне, где был клуб с киноэкраном.
Захватывающее, атмосферное кино Хайнца Тиля с великолепной Труде Бехман и Фредом Дельмаре рассказывает о попытке так называемого вредительства.
На Лейпцигской промышленной выставке должны продемонстрировать уникальный подъемный кран, созданный в ГДР. Чтобы не допустить этого, иностранная разведка поручает своему резиденту — инженеру Зибелке — устроить катастрофу крана на его презентации.
Для этого Зибелка получает от своих кураторов кислоту, на шпионском жаргоне — «Черный бархат». Кислоту инженер должен влить в главный цилиндр, и тогда кран рухнет.
Разоблачить шпиона должен сотрудник ШТАЗИ Берг и его молодая помощница. Счет идет на часы, а последствия крушения крана будут трагическими.
Этот, безо всякого преувеличения, великий, фильм был снят двумя ведущими студиями советского блока — восточногерманской ДЕФА и чехословацкой Barrandov Studios. Сказка стала новогодней классикой в Германии (причем, как Восточной, так и Западной), в Чехии, в Польше, в Румынии. «Три орешка для Золушки» восторженно приняли на Кубе, в Западной Европе и даже в США. Во времена засилья диснеевских сказок, ДЕФА и Barrandov сняли невероятно атмосферное, доброе, душевное кино.
Золушка в исполнении очаровательной Либуше Шафранковой стала эталоном воплощения этой роли. Одна из актрис фильма, Даниэла Главачова (в фильме исполнила роль Доры), рассказывала:
«Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съёмочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось».
С актрисой трудно поспорить — фильм «Три орешка для Золушки», и правда, прошел проверку временем. В Европе его смотрят и пересматривают, как у нас — комедии Гайдая.
Успех фильма «Три орешка для Золушки» в СССР был ошеломительным, и до сих пор фильм входит в список самых популярных в России киносказок.
Однако, по настоящему культовой в СССР стала серия фильмов про индейцев Америки, снятая студией ДЕФА по мотивам книг Фенимора Купера. Для этих фильмов кинокритиками был даже придуман специальный термин — «истерн». «Истерны» ДЕФА вступали в полемику с американскими вестернами, в которых индейцы изображались в качестве темной, жестокой и невежественной массы. Американские же ковбои были настоящими героями, хранителями тонких ростков цивилизации.
В фильмах ГДРовской студии индейцы, напротив, были благородными, мужественными людьми, которые сражались с чужеземцами за свою землю и культуру.
Главного героя серии — следопыта Чингачгука — сыграл югославский актер Гойко Митич, для которого эта роль стала судьбоносной.
В СССР фильм «Чингачгук — Большой Змей» посмотрело около 37 млн. человек. Следующие фильмы серии также пользовались бешеной популярностью.
Гойко Митич стал в СССР настоящей звездой. Девочки влюблялись в мужественного красавца, мальчики хотели быть на него похожим. С утра до вечера во дворах слышался характерный клич — там вовсю шла игра в индейцев и бледнолицых.
Вот такие замечательные фильмы снимали в давно исчезнувшей с карты мира стране ГДР. И для многих жителей другой исчезнувшей страны — СССР — это замечательное кино стало частью детства, частью юности.
Была на свете такая страна — ГДР, в которой снимали великолепное кино. Западный мир по идеологическим причинам от этого кино всячески открещивался, но зато в Советском Союзе фильмы из ГДР обожали. ГДРовское кино, как и ГДРовская одежда, обувь, продукты питания пользовались в СССР огромным спросом. Для советских граждан это был такой «глоток Запада».
Подавляющее большинство восточногерманских фильмов сняты на уникальной студии ДЕФА, основанной в 1946 году и упраздненной в 1992-ом. ДЕФА объединяла выдающихся режиссеров, актеров, мультипликаторов, сценаристов. Это был настоящий Голливуд, но с восточногерманским колоритом.
За почти полвека ДЕФА сняла больше 700 художественных фильмов, огромное количество документалок и мультфильмов. Некоторые ленты считаются шедеврами кинематографа, как, например, номинированный в 1974 году на премию «Оскар» фильм Франка Байера «Якоб-лжец».
Следует сказать, что в СССР попадали далеко не все фильмы студии ДЕФА. Там тоже было немало идеологических нюансов: все-таки в ГДР снимали несколько свободнее, чем в СССР. В некоторых лентах советские чиновники от кинематографа могли усмотреть крамолу.
Но те ленты, что все-таки доходили до наших экранов, в большинстве своем становились стопроцентными хитами. Особенно это можно сказать о следующих пяти фильмах.
5. Отверженные (1958)
Мало кто знает, что грандиозная французская киноэпопея «Отверженные» с Жаном Габеном в роли Жана Вальжана, снималась в ГДР киностудией DEFA.
Роман-эпопея Виктора Гюго был невероятно популярен в СССР, так что грандиозный успех экранизации был вполне предсказуем. Тем более, что восточные немцы и французы в стремлении «дать европейский ответ Голливуду», не поскупились. Для съемок была построена грандиозная декорация — революционный Париж в миниатюре. Даже в эпизодических ролях снялись звезды французского и немецкого кино.
4. Приключения Вернера Хольта (1965)
Восточные немцы много снимали про войну, пытаясь понять, осмыслить, как целый народ оказался обманут бесноватым фюрером, оказался сторонником самой бесчеловечной идеологии в истории. Фильм «Приключения Вернера Хольта» — экранизация романа Дитера Нолля, рассказывающего о судьбе молодого немецкого солдата, призванного в армию сразу после школы.
«Приключения» — это весьма точное и саркастическое название. Да, поначалу под воздействием геббельсовской пропаганды немецкая молодежь полна энтузиазма. Вернер и его товарищи рвутся в бой, воспринимая поход на Восток, как интересное приключение.
Когда «приключение» превращается в кровавую мясорубку, когда молодой человек становится свидетелем преступлений СС, Вернер начинает понимать, что сторона, на которой он находится, вовсе не является добром.
Заключительный аккорд «приключения» Вернера — бой с подступающими к Берлину советскими солдатами.
Фильм получил множество премий, в том числе, премию Московского международного кинофестиваля. В 1996 году комиссия по культуре Бундестага включила «Приключение Вернера Хольта» в список 100 самых значимых немецких фильмов всех времен.
3. Черный бархат (1964)
Помимо военных фильмов, у ГДРовских кинематографистов великолепно получались шпионские ленты. В конце 60-х в СССР прогремел «Черный бархат» — этот фильм показывали в каждой деревне, где был клуб с киноэкраном.
Захватывающее, атмосферное кино Хайнца Тиля с великолепной Труде Бехман и Фредом Дельмаре рассказывает о попытке так называемого вредительства.
На Лейпцигской промышленной выставке должны продемонстрировать уникальный подъемный кран, созданный в ГДР. Чтобы не допустить этого, иностранная разведка поручает своему резиденту — инженеру Зибелке — устроить катастрофу крана на его презентации.
Для этого Зибелка получает от своих кураторов кислоту, на шпионском жаргоне — «Черный бархат». Кислоту инженер должен влить в главный цилиндр, и тогда кран рухнет.
Разоблачить шпиона должен сотрудник ШТАЗИ Берг и его молодая помощница. Счет идет на часы, а последствия крушения крана будут трагическими.
2. «Три орешка для Золушки» (1973)
Этот, безо всякого преувеличения, великий, фильм был снят двумя ведущими студиями советского блока — восточногерманской ДЕФА и чехословацкой Barrandov Studios. Сказка стала новогодней классикой в Германии (причем, как Восточной, так и Западной), в Чехии, в Польше, в Румынии. «Три орешка для Золушки» восторженно приняли на Кубе, в Западной Европе и даже в США. Во времена засилья диснеевских сказок, ДЕФА и Barrandov сняли невероятно атмосферное, доброе, душевное кино.
Золушка в исполнении очаровательной Либуше Шафранковой стала эталоном воплощения этой роли. Одна из актрис фильма, Даниэла Главачова (в фильме исполнила роль Доры), рассказывала:
«Фильм получился таким прекрасным и нестареющим потому, что вся группа работала на необычайном воодушевлении, на съёмочной площадке царило согласие и желание сделать настоящую сказку, сказку на все времена. Что в итоге и получилось».
С актрисой трудно поспорить — фильм «Три орешка для Золушки», и правда, прошел проверку временем. В Европе его смотрят и пересматривают, как у нас — комедии Гайдая.
Успех фильма «Три орешка для Золушки» в СССР был ошеломительным, и до сих пор фильм входит в список самых популярных в России киносказок.
1) Истерны с Гойко Митичем
Однако, по настоящему культовой в СССР стала серия фильмов про индейцев Америки, снятая студией ДЕФА по мотивам книг Фенимора Купера. Для этих фильмов кинокритиками был даже придуман специальный термин — «истерн». «Истерны» ДЕФА вступали в полемику с американскими вестернами, в которых индейцы изображались в качестве темной, жестокой и невежественной массы. Американские же ковбои были настоящими героями, хранителями тонких ростков цивилизации.
В фильмах ГДРовской студии индейцы, напротив, были благородными, мужественными людьми, которые сражались с чужеземцами за свою землю и культуру.
Главного героя серии — следопыта Чингачгука — сыграл югославский актер Гойко Митич, для которого эта роль стала судьбоносной.
В СССР фильм «Чингачгук — Большой Змей» посмотрело около 37 млн. человек. Следующие фильмы серии также пользовались бешеной популярностью.
Гойко Митич стал в СССР настоящей звездой. Девочки влюблялись в мужественного красавца, мальчики хотели быть на него похожим. С утра до вечера во дворах слышался характерный клич — там вовсю шла игра в индейцев и бледнолицых.
Вот такие замечательные фильмы снимали в давно исчезнувшей с карты мира стране ГДР. И для многих жителей другой исчезнувшей страны — СССР — это замечательное кино стало частью детства, частью юности.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+11
Впервые увидел Гойко Митича в фильме «Сыновья большой медведицы». С той поры считал его идеальным героем, а индейцев — исключительно честными и храбрыми воинами. Романы Фенимора Купера, прочитанные позже по впечатлением от фильмов ДЭФА, показались какими то пресными, увы.
- ↓
+9
Эти фильмы про индейцев были, конечно, шедеврами, а Гойко Митич и его Чингачгук был кумиром всех советских пацанов. Наверное, даже сейчас — запусти эти фильмы по ТВ и мы бросим все дела и будем смотреть :)
- ↓
+1
Достаточно наивно смотрятся, кроме музыки, шуток и антуража, красивой, яркой пленки( если говорить о цветных фильмах) смотреть тяжело. Сцены перестрелок и драк очень по-детски выглядят. Я пытался несколько раз и убедился, что хороша ложка к обеду. И, что это при всем уважении, не шедевры вестернов.
Хороший, Плохой, Злой, несмотря на схожие проблемы, смотрится великолепно, чего не скажешь на творения ДЕФА и кинематографистов ФРГ.
- ↑
- ↓
+18
Чингачгук. Во дворе играли в индейцев и белокожих, фашистов и русских. «Внимание, внимание. Говорит Германия. Сегодня под мостом поймали Гитлера с хвостом.» Чингачгук был героем для советского мальчишки. Золотое детство.
- ↓
+10
Гойко Митич — любимый индеец нашего детства!
- ↓