А вы знали, что культовый советский вестерн «Всадник без головы» запретили через 10 лет после съёмок?
В 1960-1970-х гг. его называли одним из самых красивых и популярных советских артистов, но после того, как он эмигрировал в США, его имя надолго было предано забвению на родине. Одним из самых известных фильмов с его участием стал вестерн «Всадник без головы».
В 1973 г. он произвел фурор: его посмотрели почти 52 млн зрителей, но спустя 10 лет его запретили к показу. Что стало причиной запрета, почему многие были уверены в том, что фильм снимали на Кубе, и кто на самом деле исполнил роль всадника без головы – далее в обзоре.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
«Всадник без головы» стал предпоследней работой режиссера Владимира Вайнштока. Он был признанным мастером приключенческого кино: в 1930-х гг. он снял фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». После паузы в работе, затянувшейся более, чем на 30 лет, режиссер решил вернуться в кинематограф, при этом он очень хотел превзойти свои былые достижения в любимом жанре.
Для экранизации был выбран роман Майн Рида «Всадник без головы», автором русского перевода которого стал друг и соавтор режиссера, писатель, историк, журналист Лев Рубинштейн. Тогда этими романами зачитывались не только подростки – узнать о Диком Западе хотя бы из книг мечтали многие в СССР.
Людмила Савельева в фильме «Всадник без головы», 1973
Сценарий режиссер написал в соавторстве с Павлом Финном, и вместе они отправились в Югославию, где планировали проводить съемки. К участию они хотели привлечь Гойко Митича, ведь югославские картины с его участием у советских зрителей пользовались огромным спросом. Под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун», и искать новые декорации для съемок в этом случае не пришлось бы.
Но в 1968 г. советские танки вошли в Прагу, и Югославия поддержала чехов. О дальнейшем сотрудничестве с СССР не могло быть и речи. Планы Вайнштока сорвались, на протяжении нескольких лет он добивался нового разрешения на съемки и искал новых иностранных партнеров, ведь режиссер мечтал о том, чтобы картина появилась не только в советском прокате.
Эслинда Нуньес в фильме «Всадник без головы», 1973
Договориться удалось с кубинцами, и они предложили задействовать в съемках своих звезд: красавицу Эслинду Нуньес и брутального Энрике Сантьестебана. Кроме них, в СССР приехали еще несколько кубинских артистов. В главной роли – мустангера Мориса Джеральда – режиссер видел Олега Стриженова, но тот отказался от предложения, заявив, что привык играть всадников с головой.щ
Людмила Савельева в фильме «Всадник без головы», 1973
И тогда роль предложили Олегу Видову – яркому мужественному красавцу, обладавшему «несоветской» внешностью. Сейчас бы его типаж назвали голливудским. В амплуа романтических героев он выглядел невероятно эффектно, и его попадание в образ было стопроцентным. А в дуэте с Людмилой Савельевой они стали одной из самых красивых советских кинопар.
Энрике Сантьестебан в фильме «Всадник без головы», 1973
В массовых сценах рабов должны были изображать темнокожие статисты, а везти массовку с Кубы было слишком дорого. К счастью, тогда в Симферополе училось много кубинских студентов, и их привлекли к съемкам. Но самой большой проблемой стали поиски четвероногих «актеров». Мустангов разыскать не удалось, и обычным крымским коням покрасили гривы и хвосты серебряной краской. Лошади смотрелись на экранах фантастически, ведь в природе такого окраса не бывает.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Снимать планировали в Крыму, в Белогорском районе, у Белой скалы. Но там в это же время проходили съемки фильма «Чиполлино», и ковбойский городок построили по соседству, в Красной балке. А Белая скала на заднем фоне стала главной декорацией фильма. Крымский ландшафт не был похож на выжженные солнцем прерии Техаса, и растительность приходилось перекрашивать, добавляя к ней пластмассовые кактусы. Хлопковые поля декораторы делали, разбрасывая по траве обычную вату.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
В результате Дикий Запад выглядел настолько правдоподобно, что не только многие зрители, но даже кинокритики решили, что съемки проходили на Кубе. Один из них писал: «Картина домашнего производства казалась абсолютно неродной», «Видов и Савельева выглядели на экране совершеннейшими американцами»; «В кои-то веки испанская Америка выглядела на нашем экране испанской Америкой, а не загримированным кишлаком, в кои веки злонамеренных смуглых усачей играли не опереточные цыгане».
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Самой главной загадкой фильма стал исполнитель роли всадника без головы. Поначалу говорили, что для этого привлекали мальчишек-школьников, надевая им на головы бутафорские плечи с плащом. Однако при этом управлять лошадью приходилось без уздечки и поводьев, что требовало определенного уровня мастерства. И мальчишки с этим вряд ли бы справились.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Более вероятной кажется другая версия: в седле была невысокая девушка-тренер с Раменского конного завода, чемпионка конного спорта. На нее надевали тот же каркас с отверстиями для глаз, и она управляла конем только ногами. Мистическая сцена с всадником, словно плывущим по облакам, была снята без спецэффектов – режиссер просто дождался густого тумана.
Олег Видов в роли Мориса Джеральда
Роль Мориса Джеральда стала визитной карточкой Олега Видова и одной из самых лучших его киноработ. «Всадник без головы» своим успехом во многом был обязан именно исполнителю главной роли, но спустя 10 лет он же и стал причиной того, что фильм запретили к показу.
После того, как в 1980-х гг. актер принял решение эмигрировать в США, его самую известную киноработу тут же перестали показывать на телевидении, а имя Олега Видова было предано забвению. «Всадника без головы» исключили даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката. Только после распада Союза фильм вернулся на экраны, и хотя спустя годы он казался слишком наивным, зрители его любят и сегодня.
Олег Видов в роли Мориса Джеральда
Он был одним из немногих актеров, который добился успехов и на родине, и за рубежом.
В 1973 г. он произвел фурор: его посмотрели почти 52 млн зрителей, но спустя 10 лет его запретили к показу. Что стало причиной запрета, почему многие были уверены в том, что фильм снимали на Кубе, и кто на самом деле исполнил роль всадника без головы – далее в обзоре.
Вестерн без Гойко Митича
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
«Всадник без головы» стал предпоследней работой режиссера Владимира Вайнштока. Он был признанным мастером приключенческого кино: в 1930-х гг. он снял фильмы «Дети капитана Гранта» и «Остров сокровищ». После паузы в работе, затянувшейся более, чем на 30 лет, режиссер решил вернуться в кинематограф, при этом он очень хотел превзойти свои былые достижения в любимом жанре.
Для экранизации был выбран роман Майн Рида «Всадник без головы», автором русского перевода которого стал друг и соавтор режиссера, писатель, историк, журналист Лев Рубинштейн. Тогда этими романами зачитывались не только подростки – узнать о Диком Западе хотя бы из книг мечтали многие в СССР.
Людмила Савельева в фильме «Всадник без головы», 1973
Сценарий режиссер написал в соавторстве с Павлом Финном, и вместе они отправились в Югославию, где планировали проводить съемки. К участию они хотели привлечь Гойко Митича, ведь югославские картины с его участием у советских зрителей пользовались огромным спросом. Под Белградом уже был выстроен «вестерн-таун», и искать новые декорации для съемок в этом случае не пришлось бы.
Но в 1968 г. советские танки вошли в Прагу, и Югославия поддержала чехов. О дальнейшем сотрудничестве с СССР не могло быть и речи. Планы Вайнштока сорвались, на протяжении нескольких лет он добивался нового разрешения на съемки и искал новых иностранных партнеров, ведь режиссер мечтал о том, чтобы картина появилась не только в советском прокате.
Эслинда Нуньес в фильме «Всадник без головы», 1973
Договориться удалось с кубинцами, и они предложили задействовать в съемках своих звезд: красавицу Эслинду Нуньес и брутального Энрике Сантьестебана. Кроме них, в СССР приехали еще несколько кубинских артистов. В главной роли – мустангера Мориса Джеральда – режиссер видел Олега Стриженова, но тот отказался от предложения, заявив, что привык играть всадников с головой.щ
Людмила Савельева в фильме «Всадник без головы», 1973
И тогда роль предложили Олегу Видову – яркому мужественному красавцу, обладавшему «несоветской» внешностью. Сейчас бы его типаж назвали голливудским. В амплуа романтических героев он выглядел невероятно эффектно, и его попадание в образ было стопроцентным. А в дуэте с Людмилой Савельевой они стали одной из самых красивых советских кинопар.
Крымский Дикий Запад
Энрике Сантьестебан в фильме «Всадник без головы», 1973
В массовых сценах рабов должны были изображать темнокожие статисты, а везти массовку с Кубы было слишком дорого. К счастью, тогда в Симферополе училось много кубинских студентов, и их привлекли к съемкам. Но самой большой проблемой стали поиски четвероногих «актеров». Мустангов разыскать не удалось, и обычным крымским коням покрасили гривы и хвосты серебряной краской. Лошади смотрелись на экранах фантастически, ведь в природе такого окраса не бывает.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Снимать планировали в Крыму, в Белогорском районе, у Белой скалы. Но там в это же время проходили съемки фильма «Чиполлино», и ковбойский городок построили по соседству, в Красной балке. А Белая скала на заднем фоне стала главной декорацией фильма. Крымский ландшафт не был похож на выжженные солнцем прерии Техаса, и растительность приходилось перекрашивать, добавляя к ней пластмассовые кактусы. Хлопковые поля декораторы делали, разбрасывая по траве обычную вату.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
В результате Дикий Запад выглядел настолько правдоподобно, что не только многие зрители, но даже кинокритики решили, что съемки проходили на Кубе. Один из них писал: «Картина домашнего производства казалась абсолютно неродной», «Видов и Савельева выглядели на экране совершеннейшими американцами»; «В кои-то веки испанская Америка выглядела на нашем экране испанской Америкой, а не загримированным кишлаком, в кои веки злонамеренных смуглых усачей играли не опереточные цыгане».
Всадница без головы
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Самой главной загадкой фильма стал исполнитель роли всадника без головы. Поначалу говорили, что для этого привлекали мальчишек-школьников, надевая им на головы бутафорские плечи с плащом. Однако при этом управлять лошадью приходилось без уздечки и поводьев, что требовало определенного уровня мастерства. И мальчишки с этим вряд ли бы справились.
Кадр из фильма «Всадник без головы», 1973
Более вероятной кажется другая версия: в седле была невысокая девушка-тренер с Раменского конного завода, чемпионка конного спорта. На нее надевали тот же каркас с отверстиями для глаз, и она управляла конем только ногами. Мистическая сцена с всадником, словно плывущим по облакам, была снята без спецэффектов – режиссер просто дождался густого тумана.
Как один из самых кассовых советских фильмов оказался под запретом
Когда летом 1973 г. «Всадник без головы» вышел на экраны, кинокритики его встретили очень прохладно, а вот зрители были в восторге: фильм посмотрело 51,7 млн человек, и он стал одним из лидеров проката, заняв 33-ю позицию в списке самых кассовых картин за всю историю существования советского кинематографа. На Кубе фильм пользовался такой же огромной популярностью.Олег Видов в роли Мориса Джеральда
Роль Мориса Джеральда стала визитной карточкой Олега Видова и одной из самых лучших его киноработ. «Всадник без головы» своим успехом во многом был обязан именно исполнителю главной роли, но спустя 10 лет он же и стал причиной того, что фильм запретили к показу.
После того, как в 1980-х гг. актер принял решение эмигрировать в США, его самую известную киноработу тут же перестали показывать на телевидении, а имя Олега Видова было предано забвению. «Всадника без головы» исключили даже из таблиц для внутреннего пользования сотрудников Главкинопроката. Только после распада Союза фильм вернулся на экраны, и хотя спустя годы он казался слишком наивным, зрители его любят и сегодня.
Олег Видов в роли Мориса Джеральда
Он был одним из немногих актеров, который добился успехов и на родине, и за рубежом.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Снимали на Белых скалах потому, что На Черных Камнях клева нет))
- ↓
0
Что-то не понятно, как запретили? Я этот Фильм всегда и везде смотрел и в кинотеатрах и по телевизору и много раз смотрел в то время!!!
- ↓
+4
Под каким бы маринадом не преподносился побег или отъезд бывших граждан СССР, ЭТО ВСЁ ПАВНО ПРЕДАТЕЛЬСТВО ПО ОТНОШЕНИЮ К ТОЙ СТРАНЕ, КОТОРАЯ ВЫРАСТИЛА И ДАЛА ПУТЁВКУ В ЖИЗНЬ. А предательство крайне редко приветствуется, со всеми бвытекающими…
- ↓
-2
Т.е. Вы приветствуете ИХ беглецов с запада в РФ (типа Роя Джонсона, Депардье, Дин Рид и прочих футболистов) — а вот если НАШ — свалил туда — он негодяй?
- ↑
- ↓
+5
Роман «Всадник без головы» был переведен на русский в первый раз петербургским издательством «Гоппе и Корнфельд» в 1868 году. Но затем автором классического перевода романа стала известная советская переводчица Алла Юльевна Макарова в 1943 году. Зачем другу режиссера Льву Рубинштейну понадобилось переводить роман еще раз специально для фильма совершенно непонятно. Видимо, это как-то связано с деньгами.
И да, я согласен, что книга намного интереснее, чем фильм.
- ↓
+16
Олежа предал родину за 30 американских серебряников. При прокате требовал бы гонорара в валюте. Правильно все указали на его истинное место. Смазливая физиономия — не повод предавать.
- ↓
+4
А вот, да будет Вам известно — практически все думские и прочие деятели и олигархи РФ — имеют гражданство, недвижимость и банковские счета на западе… И это нормально по Вашему? а вот какой-то клоун свалил — это — айяяй!!! Его нужно чмырить и оскорблять… а вот депутатики крысиные — это ничего…
- ↑
- ↓
0
По фамилиям, пожалуйста. В курсе, что в Конституцию поправки приняли, что нельзя иметь счета и гражданство «думским и прочим деятелям»? Или это в вашей методичке хозяева из-за океана забыли прописать?
- ↑
- ↓
+3
Всему виной в этой истории была Галина Брежнева.Мало ей женихов было, но эьо другая истоия.
- ↓
+6
я когда впервые увидел Всадника Без Головы, плывущим в тумане, чуть не укакался от страха.
- ↓
+3
такая же фигня было жутко
- ↑
- ↓
+7
Фильм я впервые посмотрела в том же 73-ем, когда он вышел на экраны, мне тогда было 11 лет, а книгу прочитала только через год. Честно говоря, была огорчена, ведь книга оказалась намного интересней фильма, сценаристы которого изрядно покромсали и даже «переписали» замечательный роман Майн Рида. Сейчас фильм иногда пересматриваю, но исключительно ради эффектных съёмок природы и лошадей.
- ↓
+5
Мне тоже казалось тогда, что до книги фильм не дотягивает. Я как раз тогда только прочел Майн Рида и имел совсем другое представление и о содержании, и о персонажах. но сейчас смотрю, и очень даже ничего (наверно в сравнении с современной халтуркой)...)))
- ↑
- ↓
+8
Можно смотреть вечно, отличный фильм, отвлекает от того хаоса что сейчас.
- ↓
+13
А как вы хотели… после того как Видов вывез мультфильмы наши на запад.Кто он после этого?
- ↓
-1
Да, да, да… А то что богатства земных недр, произведения искусства, иконы и пр. антиквариат (не говоря уже о детях, также за деньги отдаваемых иностранцах) вывозили и вывозят всякие деятели — это ничего, это в норме… А вот с@аный мультик — это -измена государству… Экое двойственное мышление у некоторых…
- ↑
- ↓
0
Странный вывод у вас: если в стране (любой) есть «воры в законе», а вы украли только кошелёк, то вы — не вор? Здесь речь о Видове, а про других скажем в других статьях (ждём вашу)
- ↑
- ↓