Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Одним из самых любимых фильмов СССР, несомненно является бессмертное творение Лиозновой «17 мгновений весны». Замечательный сюжет, прекрасная игра актеров, кладезь крылатых фраз и несметного количества остроумных анекдотов, понятных только нам.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

В фильме очень щепетильно подошли к выбору мест съемок, к оформлению интерьера павильонов, но почему то халатно отнеслись к подбору радиоаппаратуры.

Причем радиоприемники подобраны точно той эпохи. Дома у Штирлица радиоприемник 1939 года выпуска Telefunken Super 975WK,

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

а на конспиративной квартире Siemens Reflex Super 37WLK

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Остальные перечислять не буду-они встречаются практически в каждом интерьере. Вот с магнитофонами, а их в фильме много, полная чехарда.

Американцы записывали переговоры Вольфа с Даллесом на итальянский магнитофон Geloso- G257 1961 года выпуска, видимо решили, что импортный из будущего лучше…

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Эту марку производила фирма GELOSO Sa из Милана.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

В немецком посольстве в Берне, Штирлиц слушает запись переговоров Вольфа с Даллесом на советском магнитофоне Киевского музкомбината.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Магнитофонная панель от «Днепр-3» 1952 года выпуска, а футляр магнитофона явно не серийный.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

В следующем эпизоде Штирлиц дает послушать Мюллеру звукозапись его разговора с Борманом. Для воспроизведения использует советский диктофон «Электрон-52Д»

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Чтобы он стал «немецким», оказалось, достаточно приклеить наклейку «SIEMENS». Кстати: у диктофона «Электрон-52Д» нет динамика -запись можно слушать только на наушник. Диктофон выпускался с 1968 года на Полтавском ЭМЗ.

Этот же диктофон использует провокатор Клаус для записи разговора с пастором Шлагом.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Штирлиц, не доверяя стирающей головке на постоянном магните, сжигает пленку.

Допрос радистки Кэт Мюллер слушает на студийном магнитофоне «МЭЗ»

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Этот магнитофон в 1960 году разработан на Московском Экспериментальном Заводе (МЭЗ) и выпускался на Горьковском заводе имени Г. Петровского. Между прочем, записывал полосу 30-15000 Гц!, правда на скорости 76 см/с

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

В фильме, конечно, использовались и немецкие магнитофоны. Допрос физика Рунге записывают на немецкий магнитофон Magnetophon Tonschreiber b2

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

На нем же Айсман слушает допрос пастора

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Этот магнитофон с 1942 года выпускался на заводе фирмы AEG

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Немецкая фирма AEG и фирма BASF первыми изобрели магнитофонную пленку. Было это в 1935 году. Специально для этой пленки инженеры AEG сделали магнитофон AEG Magnetophon k1, который состоял из 4х частей: магнитофона-приставки, усилителя, динамика и микрофона

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Однако качество записи было очень низким, с шумами и годилось разве что для записи разговора. В 1941 году Ханс Иоахим фон Браунмюль и Вальтер Вебер, инженеры немецкой национальной радиовещательной организации RRG, случайно обнаружили эффективность подмагничивания магнитной ленты переменным током, что заметно повысило качество звукозаписи.

Власти быстро смекнули стратегическую важность изобретения магнитофонной пленки и запретили экспорт. До 1945 года Германия была монополистом в технологии магнитной записи на пленку. Заводы были загружены военными заказами и о дальнейшем развитии магнитной записи не могло быть и речи.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

магнитофон Tonschreiber без функции воспроизведения

Практически штучно производили магнитофоны для спецслужб (серия Tonschreiber) и для радиостанций AEG FT4.

Более массово в годы войны применялась запись на стальную проволоку. Такие магнитофоны так же были далеко не компактными.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Исторически честнее было бы их использовать в фильме, но их работа не столь выразительна для зрелищного кино — нет гипнотизирующего вращения бобин. Впрочем, были и оригинальные модели, например проволочный магнитофон, совмещенный с проигрывателем патефонных пластинок

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Немецкий проволочный магнитофон

Несмотря на эти мелкие несоответствия, фильм продолжает радовать нас вот уже полвека. Его стоит пересматривать хотя бы для наслаждения великолепной игрой лучших актеров эпохи.

Загадка дня: откуда в гестапо было столько советских магнитофонов?

Оставить комментарий

Последние комментарии

samodelkin

Автору. Большой труд такое раскопать. Спасибо.

sokolovsky_2000

Автору сего не приходило в голову, что ОЧЕНЬ МНОГИЕ технологии «появились» после вывоза технической документации и специалистов в СССР????????

Wlad Wlad

А культурные люди приходят в театр не ради декораций и костюмов.

anali69

На фото 1-фройляйн делает селфи с А.Гитлером?

foz

немецкий бабинник фирмы AEG даже сейчас шикарно смотрится.

alexykt70

Отлично. В фильме мне запомнился Сименс…

andre5255

Еще не хватало ради фашистов рыскать по всей стране и выискивать подлинные вещи. Достаточно того, их показали немного похожими на людей. Небось противно были играть гестаповцев и облачаться в эти вонючие мундиры.

interust55

А что такого? Наверное, в 30-х бартер тоже был? Они нам — «Сименс» и «Телефункен», а мы им — «Комету» и «Юпитер». А уж до прихода к власти Гитлера с Веймарской Республикой вполне нормальные были отношения.

ionov-vm-msc

Не люблю авторов-грамотеев, выставляющих напоказ свои знания. Неужели принципиально, что где-то промелькнула аппаратура, лишь которую смогли найти? Во что обошёлся бы фильм, если бы ковырялись и придирались к этим мелочам? Главное — сюжет, сценарий и блестящая игра актёров. И чтобы смартфонов у них в руках не было :-). Замечательный сериал — огромное спасибо Лиозновой (наверное, это она руководит «фюрером» и его маршалами).

Ёж

Ну, вот. Потом выяснят, что Штирлиц курил Яву, чашки на столе Дулевского фарфорового завода, пепельница из Гусь-Хрустального и т.д. А ничего, что и сам штандартенфюрер СС Штирлиц полностью вымышленный персонаж? Главное, что фильм интересный, сделан очень здорово, там есть историческая достоверность, а остальное мелочи.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024