Татьяна Пельтцер. Её никто не любил, кроме народа
Татьяна родилась в 1904 году. А умерла в глубокой старости, уже после ликвидации страны, в которой она прожила всю свою сознательную жизнь – в 1992 году. Она была той актрисой, не запомнить игру которой просто невозможно.
От автора: Я с ней впервые познакомился еще в детстве, когда смотрел фильм-сказку «Там, на неведомых дорожках», где она играла (разумеется) Бабу Ягу. Кстати, в детстве это был один из моих самых любимых фильмов. И такой она мне и запомнилась на всю жизнь, — бабушкой советского кино. Я лишь недавно просмотрел ее фотографии того времени, когда она была молодой.
Еще я прекрасно запомнил ее роль в сатирическом фильме «Формула любви» и эта ее философская фраза: «это он к тому говорит, что каждому свой срок установлен и торопить его не надо» надолго врезалась мне в память. Но этот фильм я смотрел уже в юности, в 1990-х годах, когда Татьяна Пельтцер уже умерла.
Многие считают, что Пельтцер – это еврейская фамилия и сама Татьяна Ивановна по национальности еврейка. Это не совсем верно. Она действительно еврейка, поскольку у нее мать была еврейкой – Эсфирь Ройзен, но сама она считала себя всегда немкой, хотя и чисто русской немкой, ибо фамилия Пельтцер – чисто немецкая фамилия.
Несмотря на то, что первый ее родственник по имени Наполеон пришел пешком в Россию в 1821 году из Рейнской области (Германии, как таковой, тогда ещё не было, ибо Германию собрал воедино много позднее Бисмарк), а потому можно считать ее отца – Ивана Романовича, родившегося в 1871 году, уже очень обрусевшим немцем, тем не менее до 1918 года Иван Романович был Иоганном Робертовичем… И отец Татьяны одним из первых удостоился звания народного артиста молодой Советской Республики. И именно с его уроков по актерскому мастерству и началась длительная карьера Татьяны, как актрисы.
Сказать о том, что Татьяна всю жизнь желала стать актрисой, тем более актрисой в кино, нельзя. Но отец оказался для нее той основной движущей силой, благодаря которой у нее не оставалось никакого выбора – только в актрисы и больше никуда. Всю свою жизнь она любила и боготворила своего отца. Отец умер в 1959 году, когда самой Татьяне было уже 55 лет, и, последние годы жизни он провел именно со своей дочерью, разведясь со своей молодой женой. Она ухаживала за ним до последнего дня. И очень переживала за его здоровье.
Но Татьяна – во многом – уникум, у нее необычная для актеров и актрис судьба. И девиз этой судьбы, как мне представляется, таков: «не торопись, иди по жизни спокойно и не спеша, и ты достигнешь высот». Так она и работала.
Но ведь тут нужно еще учесть и то, что она могла изменить свою судьбу, у нее был такой шанс. Она ведь вышла замуж (в первый и последний раз в своей жизни) за немца, хотя и коммуниста, Ганса Тейблера, и в 1927 году переехала на постоянное место жительства в Германию. Они вместе прожили всего три неполных года, и она слезно стала умолять его о разводе, поскольку жить вне Родины – России она не могла.
Она вернулась в Советскую Россию, к отцу и семье в 1930 году. И особо тут ее никто не ждал. Но иначе она не могла. Она стала слишком русской, настолько русской, что многим из нас до ее «русскости» еще расти и расти даже сейчас.
Она не смогла устроиться работать в театр, а потому пошла (по блату) работать на завод ЗИС в Москве, где главным инженером работал ее брат – Александр на должность машинистки.
Впрочем, есть еще версия, говорящая о том, что, вернувшись в Москву, она сразу (по блату от отца) устроилась работать в театр имени МОСПС (сейчас это театр имени Моссовета), но уже в 1934 году ее уволили «за профнепригодность». Как было на самом деле, сейчас уже сложно определить.
Как бы то ни было, но годы войны и все годы после войны Татьяна проработала в театрах; в основном в театре Сатиры (с 1947 по 1977 годы). Татьяна Ивановна – это прежде всего театральная актриса, а не актриса кино. И хотя у нее около 80 ролей в кино, и все мы знаем ее прежде всего по ролям в кино, но она не является актрисой кино, — кино в ее жизни всегда было на вторых ролях по сравнению с театральной деятельностью.
Характер у нее был всегда (от рождения) достаточно суровым и жёстким. Она была по характеру настоящей немкой – не любила бардак, расхлябанность и отсутствие чёткости. И это именно та черта, которая отделяла ее от присутствующих рядом с ней русских людей – не важно в какой именно области работали эти люди. Именно эта черта ее характера и воспитания позволила однажды заявить актеру Борису Новикову в ее адрес следующее:
«А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»
И хотя эта фраза сказана была им в сердцах, а тем не менее Борис был во многом прав. Татьяну Ивановну действительно в театре никто из ее сослуживцев особенно не любил, — уж слишком она была требовательной ко всем. Но! Тут мы видим противоречие, очень ей свойственное: она по характеру была немкой, а в душе всегда оставалась очень русской женщиной, женщиной с широким сердцем и с глубоким пониманием действительности.
И эта ее ментальность, как человека, очень хорошо видна во всех ее ролях, где она играет так, что ты ощущаешь ее внутреннею силу характера и при этом любовь к людям, к народным чаяниям и народным надеждам. Это прекрасно чувствуется во всех ее ролях, где она играла «бабушек» — не важно каких при этом. Даже ее Бабы Яги и то привлекают своей добротой и силой.
Сложно сказать, была ли она счастлива в жизни или нет, ведь вся ее жизнь сводилась к работе, — без детей и семьи, но… народную любовь у нее отнять никак нельзя. Народ всегда любил ее за честность и искренность во всех ее ролях. И за силу… Силу характера русской пожилой женщины… Именно эту силу мы наблюдаем во всех ее кинокартинах.
От автора: Я с ней впервые познакомился еще в детстве, когда смотрел фильм-сказку «Там, на неведомых дорожках», где она играла (разумеется) Бабу Ягу. Кстати, в детстве это был один из моих самых любимых фильмов. И такой она мне и запомнилась на всю жизнь, — бабушкой советского кино. Я лишь недавно просмотрел ее фотографии того времени, когда она была молодой.
Еще я прекрасно запомнил ее роль в сатирическом фильме «Формула любви» и эта ее философская фраза: «это он к тому говорит, что каждому свой срок установлен и торопить его не надо» надолго врезалась мне в память. Но этот фильм я смотрел уже в юности, в 1990-х годах, когда Татьяна Пельтцер уже умерла.
Многие считают, что Пельтцер – это еврейская фамилия и сама Татьяна Ивановна по национальности еврейка. Это не совсем верно. Она действительно еврейка, поскольку у нее мать была еврейкой – Эсфирь Ройзен, но сама она считала себя всегда немкой, хотя и чисто русской немкой, ибо фамилия Пельтцер – чисто немецкая фамилия.
Несмотря на то, что первый ее родственник по имени Наполеон пришел пешком в Россию в 1821 году из Рейнской области (Германии, как таковой, тогда ещё не было, ибо Германию собрал воедино много позднее Бисмарк), а потому можно считать ее отца – Ивана Романовича, родившегося в 1871 году, уже очень обрусевшим немцем, тем не менее до 1918 года Иван Романович был Иоганном Робертовичем… И отец Татьяны одним из первых удостоился звания народного артиста молодой Советской Республики. И именно с его уроков по актерскому мастерству и началась длительная карьера Татьяны, как актрисы.
Сказать о том, что Татьяна всю жизнь желала стать актрисой, тем более актрисой в кино, нельзя. Но отец оказался для нее той основной движущей силой, благодаря которой у нее не оставалось никакого выбора – только в актрисы и больше никуда. Всю свою жизнь она любила и боготворила своего отца. Отец умер в 1959 году, когда самой Татьяне было уже 55 лет, и, последние годы жизни он провел именно со своей дочерью, разведясь со своей молодой женой. Она ухаживала за ним до последнего дня. И очень переживала за его здоровье.
Но Татьяна – во многом – уникум, у нее необычная для актеров и актрис судьба. И девиз этой судьбы, как мне представляется, таков: «не торопись, иди по жизни спокойно и не спеша, и ты достигнешь высот». Так она и работала.
Но ведь тут нужно еще учесть и то, что она могла изменить свою судьбу, у нее был такой шанс. Она ведь вышла замуж (в первый и последний раз в своей жизни) за немца, хотя и коммуниста, Ганса Тейблера, и в 1927 году переехала на постоянное место жительства в Германию. Они вместе прожили всего три неполных года, и она слезно стала умолять его о разводе, поскольку жить вне Родины – России она не могла.
Она вернулась в Советскую Россию, к отцу и семье в 1930 году. И особо тут ее никто не ждал. Но иначе она не могла. Она стала слишком русской, настолько русской, что многим из нас до ее «русскости» еще расти и расти даже сейчас.
Она не смогла устроиться работать в театр, а потому пошла (по блату) работать на завод ЗИС в Москве, где главным инженером работал ее брат – Александр на должность машинистки.
Впрочем, есть еще версия, говорящая о том, что, вернувшись в Москву, она сразу (по блату от отца) устроилась работать в театр имени МОСПС (сейчас это театр имени Моссовета), но уже в 1934 году ее уволили «за профнепригодность». Как было на самом деле, сейчас уже сложно определить.
Как бы то ни было, но годы войны и все годы после войны Татьяна проработала в театрах; в основном в театре Сатиры (с 1947 по 1977 годы). Татьяна Ивановна – это прежде всего театральная актриса, а не актриса кино. И хотя у нее около 80 ролей в кино, и все мы знаем ее прежде всего по ролям в кино, но она не является актрисой кино, — кино в ее жизни всегда было на вторых ролях по сравнению с театральной деятельностью.
Характер у нее был всегда (от рождения) достаточно суровым и жёстким. Она была по характеру настоящей немкой – не любила бардак, расхлябанность и отсутствие чёткости. И это именно та черта, которая отделяла ее от присутствующих рядом с ней русских людей – не важно в какой именно области работали эти люди. Именно эта черта ее характера и воспитания позволила однажды заявить актеру Борису Новикову в ее адрес следующее:
«А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы. Вас никто не любит… кроме народа!»
И хотя эта фраза сказана была им в сердцах, а тем не менее Борис был во многом прав. Татьяну Ивановну действительно в театре никто из ее сослуживцев особенно не любил, — уж слишком она была требовательной ко всем. Но! Тут мы видим противоречие, очень ей свойственное: она по характеру была немкой, а в душе всегда оставалась очень русской женщиной, женщиной с широким сердцем и с глубоким пониманием действительности.
И эта ее ментальность, как человека, очень хорошо видна во всех ее ролях, где она играет так, что ты ощущаешь ее внутреннею силу характера и при этом любовь к людям, к народным чаяниям и народным надеждам. Это прекрасно чувствуется во всех ее ролях, где она играла «бабушек» — не важно каких при этом. Даже ее Бабы Яги и то привлекают своей добротой и силой.
Сложно сказать, была ли она счастлива в жизни или нет, ведь вся ее жизнь сводилась к работе, — без детей и семьи, но… народную любовь у нее отнять никак нельзя. Народ всегда любил ее за честность и искренность во всех ее ролях. И за силу… Силу характера русской пожилой женщины… Именно эту силу мы наблюдаем во всех ее кинокартинах.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Великолепно сыграла в «Формуле любви» и была оcобо запоминающейся на фоне, в общем, далеко не слабого по составу остального актерского коллектива. Как она встречала приезжих иностранных гостей в именье — просто шедевральная сцена.
- ↓
+2
Великолепно сыграла в «Формуле любви» и была особо запоминающейся на фоне, в общем, далеко не слабого по составу остального актерского коллектива. Как она встречала приезжих иностранных гостей в именье — просто шедевральная сцена.
- ↓
+6
Педантизм и склонность к порядку не надо увязывать с пониманием степени ума, педантизм и склонность к порядку в быту вряд-ли применимо к неряхе Григорию Перельману —это российский математик, доказавший гипотезу Пуанкаре и отказался от Нобелевской премии. Живет в Химках в двушке с мамой.
- ↓
+2
Нобелевской премии по математике не существует.
- ↑
- ↓
+5
И подобных примеров- множество. Скажем, у К. Маркса царил страшный беспорядок в рабочем кабинете. А считается гением. Правда, в нацистской Германии о таких были иного мнения.
- ↑
- ↓
0
«считался»? Вот тут Я с Вами не соглашусь. У Маркса и его «капитал» был применим только к капитализму в чистом виде. Разница только в том, что национал-социализм в Германии 20-30 этого не предполагал. Гитлер пытался построить совершенно другой строй. Утопический.
- ↑
- ↓
+1
Национал-социализм опирался на «чистый» капитализм. Милитаризм Германии строился исключительно на капитале собственном и заемном (американском в т.ч.), а позже на присоединенном капитале оккупированных стран.
- ↑
- ↓
+2
Но… я лишь о том, что несмотря на свою неряшливость (а это и в
еврейской среде случается), К. Маркса человечество не считает
идиотом. А, если и считает, то не из-за неряшливости.
- ↑
- ↓
+7
Какая разница какой национальности, главное человек хороший.
- ↓
-1
Пишите не глупые вещи. Сегодняшний неймник Вам точно не подходит. Это просто номер!
- ↑
- ↓
+1
Автор, видимо, всерьез полагает, что если человек по крови немец (хотя пишет о еврейке), то в какой среде он бы не рос, то будет любить порядок и четкость. А если родился русским, то всю жизнь будет расхлябанным, даже если, например, во младенчестве его усыновили немцы. То есть люди изначально не равны на генетическом уровне. Это нацизм.
- ↓
0
Извините, что вмешался, но, на мой взгляд, имеет место передёргивание.
На генетическом уровне люди просто НЕ ОДИНАКОВЫЕ! Это факт! Но почему человека, склонного к «педантичному порядку», надо ставить ВЫШЕ человека, склонного к «неформальному существованию»?
Приведу пример генетического «неравенства». Если бразильцам перед матчем дать выпить по стакану водки- они просто попАдают на поле.
Если выпьют наши — станут играть лучше. Если перед матчем с Бельгией всех заставили «опрокинуть по стакану», итоговый счёт был бы не 0:3, а, наверное, 7:0?
- ↑
- ↓
+1
Вы же прекрасно поняли, что имелись ввиду не физические параметры людей или разный, там, цвет кожи (что, конечно же, определяется генами), а умственные и морально-волевые качества наций в целом.
- ↑
- ↓
+1
А педантизм и склонность к порядку -это разве показатель превосходства ума?
- ↑
- ↓
+1
Еврей, это тот, кого родила еврейка.
- ↑
- ↓
+1
Цитата из этой статьи: «Она действительно еврейка, поскольку у нее мать была еврейкой – Эсфирь Ройзен»
Что не так?
- ↑
- ↓
0
Пользователь Еж, это просто ремарка. Замечание вскользь.)))
- ↑
- ↓
+8
А на фотографии видно, что А. Абдулов искренне её любит. Может, не стоит сложные отношения в коллективе и в быту приравнивать к нелюбви?
- ↓
+1
Я был на концерте Абдулова и Янковского в 94-м году (кстати, во втором отделении там выступала «Машина времени», оказывается они дружили.) Так вот там Абдулов отзывался о Пельтцер только в восторженных тонах. Ну, и если уж начал про Абдулова с Янковским, запомнились слова, которые они цитировали, вспоминая Раневскую. «Почему я не снимаюсь в рекламе? Все просто! Деньги проешь, позор останется...» И не было ни Янковского, ни Абдулова в рекламе никогда…
- ↑
- ↓
0
А при чём здесь щепетильность Раневской в некоторых вопросах и её антисоветское мировоззрение?
Дружба руководителей «Машины времени» с Абдуловым и Янковским меня лично не удивляет. Есть общность как по крови, так и по взглядам (антисоветчики).
- ↑
- ↓
0
На мой субъективный взгляд, кроме политики, в этой жизни много еще чего присутствует…
- ↑
- ↓
0
Да, субъективный! Но-ВЕРНЫЙ.
Совместное бухалово с удовольствием могут устраивать люди разных национальностей и политических взглядов.
- ↑
- ↓
-6
шут еще и не то может изобразить… И любовь и ненависть… А по фотографии судить… ну, это как-то на уровне пятиклассниц, влюбленных в актёра…
- ↑
- ↓
0
Абдулов о Пельтцер и отзывался очень тепло.
Я на детекторе лжи его, понятно, не проверял. А Вы?
- ↑
- ↓
+1
Профессия артистов в основном и заключается в том, чтобы их любил (или не любил) НАРОД! А копаться во внутренних дрязгах — дело не благодарное. Хотя, для кого-то и увлекательное.
Татьяна Пельтцер, безусловно, прекрасная актриса. Даже, если в ней можно предположить неприятные черты. Например, неприязнь ко всему Советскому, как у Раневской- тоже талантливой актрисы.
- ↓
0
Артисты вообще мало кого любят кроме себя, потому чего удивляться, что ее коллеги по театру не испытывали к ней нежные чувства, зато те, кто не работа с ней в театре, были от нее в восторге, в т.ч. и коллеги.
- ↑
- ↓
+7
Мне всегда казалось, что она вечная и никогда не умрёт. Увы!
- ↓
+13
Прекрасная женщина и актёр! Запомнилась ещё с детства с фильма Жёлтый чемоданчик.
- ↓
+1
Добрый день! В этом фильме снимались ученики школы, в которой я учился. Будь я чуть постарше и, конечно, если бы способности были, мог «отметится».
- ↑
- ↓
0
Здравствуйте Рустам! Вот это номер конечно… Приятно, если честно!
Ведь это детская любовь к фильму. Когда всё воспринимаешь, как эталон. Ведь «те» фильмы и сказки — несли добро.
- ↑
- ↓
0
Добрый вечер, Павел!
А ведь и в Одессе в Советское время рождались шедевры!
Да по всей Украине много замечательного создавалось, пока не ушла «под крыло Запада». А какие шедевры могут рождаться у славян при таком крыле? Да и в России с шедеврами не густо. Удалась Западу их многовековая мечта-раздробить историческую Россию. Я надеюсь на, пусть не скорое, воссоединение. Тогда и шедевров больше будет.
Хорошего вечера! Смотрим ЧЕ 2020 по Футболу!
- ↑
- ↓
+2
Да, вы правы! Одесса богата талантами.
И да, вы правы, что «под крылом» — ждать хорошего не приходится! У власти — одни по донки!
Нам нужно быть вместе, вместе — мы сила! Сам хочу и надеюсь на это!
- ↑
- ↓
+1
«Нам нужно быть вместе, вместе — мы сила!».
Это прекрасно понимает и «цивилизованный» Запад.
А у Бисмарка по этому поводу даже были откровенные рекомендации.
- ↑
- ↓
+7
Любимая у нас с женой актриса
- ↓
-2
Надеюсь, господин «Смех», не по тому лишь, что Ваш нейм созвучен с фамилией замечательной актрисы?
- ↑
- ↓