Культовые импровизации актеров в знаменитых советских фильмах
Это рассказ о тех актерских импровизациях, которые оказались настолько удачными, что не просто вошли в окончательный вариант фильмов, но и стали одними из ярчайших их моментов.
Например, все мы помним сцену поединка на шпагах между виконтом, героем Михаила Козакова и Фадинаром, блестяще сыгранным Андреем Мироновым в фильме «Соломенная шляпка» (1975). Тот самый уморительный момент, когда Фадинар случайно снял с виконта парик, был и в самом деле случайным, а реакция Михаила Козакова: «Не вижу ничего смешного, парик это очень современно» — полнейшая импровизация, как и то, что героиня Алисы Фрейндлих, баронесса накрыла его голову своим веером.
А помните, смешной момент из детского музыкального фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), когда кот Матвей почему-то называет Кощея не «батя», как остальная нечисть, а «дядя Кощей»? Оказывается, Михаил Боярский, который является родным племянником актера Николая Боярского, исполнявшего роль Кощея, просто оговорился. Но режиссеру эта оговорка показалась очень симпатичной, и он не стал переснимать сцену.
Еще одна любимая нами комедия «Большая перемена» (1971) также запомнилась несколькими незапланированными эпизодами. Например, в сцене, когда Петрыкин прерывает свидание Ляпишева и Люси, называя ее неидеальной, и она убегает, у актрисы действительно сломался каблук на одной из туфель и она в возмущении сбросила и вторую тоже. Эта реакция актрисы оказалась настолько выразительной и так точно передала настроение преданной героини, что режиссер решил ничего не переснимать. А для меня, например, эта вообще одна из любимых сцен телефильма.
Так же как и эпизод, когда Леднев шлепает дочь по пятой точке, чтобы она сняла кепку в классе, изначально не был прописан в сценарии, но Евгений Леонов так проникся образом этого добряка и его отношением к дочери, что придумал и эту сцену, и вечерний разговор за кашей с мясом.
Еще одна знаменитая актерская импровизация, ставшая настоящей находкой для фильма — это фраза героя Николая Караченцова Васьки о жене брата Андрея в картине «Белые росы»(1983): «Кобра твоя еще на курорте греется?» Это прозвище оказалось настолько точной характеристикой персонажа, что режиссер включил это прозвище и в другие диалоги и сцены.
Все мы помним и легендарную импровизацию Юрия Яковлева в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975), когда его герой Ипполит, будучи пьяным, залез в ванну в верхней одежде и включил душ, а оттуда спустя некоторое время вместо холодной пошла теплая вода и он произнес: «О, тепленькая пошла». Эта была настолько удивительно точная реакция нетрезвого и одновременно обиженного человека, что вся съемочная группа была в полном восторге, и переснимать сцену никто и не думал.
Случайно попала в фильм и знаменитая фраза героя Анатолия Папанова — Лелика в фильме «Бриллиантовая рука» (1968): «Идиот!», когда он видит напуганного Гену, машущего трусами и кричащего «Помогите» на мелководье. Оказывается, что это «идиот» было адресовано замерзшим в воде актером одному из помощников режиссера, отвечавшего за подводную съемку и снова не сумевшего снять подходящий дубль. Но она настолько подошла к происходящему, что была оставлена в окончательном варианте фильма и стала весьма показательной в отношениях двух героев.
Также легендарной можно считать импровизацию героев Савелия Крамарова (Косого) и Георгия Вицина ( Хмыря) в кинофильме «Джентльмены удачи» (1971). Когда снимали сцену с утренней зарядкой на морозе, актерам удалось уговорить режиссера заниматься в одежде, так как на улице был действительно сильный мороз. Но актер Раднэр Муратов не участвовал в договоренностях, так как немного опоздал, поэтому он разделся до пояса, как было прописано в сценарии. Естественно, что и другим актерам тут же было сказано раздеться. Савелий Крамаров решил «наказать» «подставившего» их Муратова и, подскочив к нему, стал натирать снегом, а Георгий Вицин, увидев такую эмоциональную реакцию, решил подшутить так же и над Крамаровым. А в это время кинокамера уже во всю снимала. Поэтому в результате мы увидели в фильме один из самых ярких и смешных моментов, которые не были запланированы в сценарии, но в котором реакция актеров это не игра, а настоящие эмоции.
Мне кажется, что импровизация необходимая часть съемочного процесса. Ведь когда актер начинает импровизировать — это значит, что он полностью вжился в предложенный образ, он уже мыслит, чувствует и действует, как его герой. А значит и у зрителя не возникнет сомнений в происходящем на экране. А еще в сымпровизированных сценах мы наблюдаем самые естественные и живые реакции актеров на происходящее, и поэтому это всегда очень ценно и прекрасно.
Например, все мы помним сцену поединка на шпагах между виконтом, героем Михаила Козакова и Фадинаром, блестяще сыгранным Андреем Мироновым в фильме «Соломенная шляпка» (1975). Тот самый уморительный момент, когда Фадинар случайно снял с виконта парик, был и в самом деле случайным, а реакция Михаила Козакова: «Не вижу ничего смешного, парик это очень современно» — полнейшая импровизация, как и то, что героиня Алисы Фрейндлих, баронесса накрыла его голову своим веером.
А помните, смешной момент из детского музыкального фильма «Новогодние приключения Маши и Вити» (1975), когда кот Матвей почему-то называет Кощея не «батя», как остальная нечисть, а «дядя Кощей»? Оказывается, Михаил Боярский, который является родным племянником актера Николая Боярского, исполнявшего роль Кощея, просто оговорился. Но режиссеру эта оговорка показалась очень симпатичной, и он не стал переснимать сцену.
Еще одна любимая нами комедия «Большая перемена» (1971) также запомнилась несколькими незапланированными эпизодами. Например, в сцене, когда Петрыкин прерывает свидание Ляпишева и Люси, называя ее неидеальной, и она убегает, у актрисы действительно сломался каблук на одной из туфель и она в возмущении сбросила и вторую тоже. Эта реакция актрисы оказалась настолько выразительной и так точно передала настроение преданной героини, что режиссер решил ничего не переснимать. А для меня, например, эта вообще одна из любимых сцен телефильма.
Так же как и эпизод, когда Леднев шлепает дочь по пятой точке, чтобы она сняла кепку в классе, изначально не был прописан в сценарии, но Евгений Леонов так проникся образом этого добряка и его отношением к дочери, что придумал и эту сцену, и вечерний разговор за кашей с мясом.
Еще одна знаменитая актерская импровизация, ставшая настоящей находкой для фильма — это фраза героя Николая Караченцова Васьки о жене брата Андрея в картине «Белые росы»(1983): «Кобра твоя еще на курорте греется?» Это прозвище оказалось настолько точной характеристикой персонажа, что режиссер включил это прозвище и в другие диалоги и сцены.
Все мы помним и легендарную импровизацию Юрия Яковлева в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром» (1975), когда его герой Ипполит, будучи пьяным, залез в ванну в верхней одежде и включил душ, а оттуда спустя некоторое время вместо холодной пошла теплая вода и он произнес: «О, тепленькая пошла». Эта была настолько удивительно точная реакция нетрезвого и одновременно обиженного человека, что вся съемочная группа была в полном восторге, и переснимать сцену никто и не думал.
Случайно попала в фильм и знаменитая фраза героя Анатолия Папанова — Лелика в фильме «Бриллиантовая рука» (1968): «Идиот!», когда он видит напуганного Гену, машущего трусами и кричащего «Помогите» на мелководье. Оказывается, что это «идиот» было адресовано замерзшим в воде актером одному из помощников режиссера, отвечавшего за подводную съемку и снова не сумевшего снять подходящий дубль. Но она настолько подошла к происходящему, что была оставлена в окончательном варианте фильма и стала весьма показательной в отношениях двух героев.
Также легендарной можно считать импровизацию героев Савелия Крамарова (Косого) и Георгия Вицина ( Хмыря) в кинофильме «Джентльмены удачи» (1971). Когда снимали сцену с утренней зарядкой на морозе, актерам удалось уговорить режиссера заниматься в одежде, так как на улице был действительно сильный мороз. Но актер Раднэр Муратов не участвовал в договоренностях, так как немного опоздал, поэтому он разделся до пояса, как было прописано в сценарии. Естественно, что и другим актерам тут же было сказано раздеться. Савелий Крамаров решил «наказать» «подставившего» их Муратова и, подскочив к нему, стал натирать снегом, а Георгий Вицин, увидев такую эмоциональную реакцию, решил подшутить так же и над Крамаровым. А в это время кинокамера уже во всю снимала. Поэтому в результате мы увидели в фильме один из самых ярких и смешных моментов, которые не были запланированы в сценарии, но в котором реакция актеров это не игра, а настоящие эмоции.
Мне кажется, что импровизация необходимая часть съемочного процесса. Ведь когда актер начинает импровизировать — это значит, что он полностью вжился в предложенный образ, он уже мыслит, чувствует и действует, как его герой. А значит и у зрителя не возникнет сомнений в происходящем на экране. А еще в сымпровизированных сценах мы наблюдаем самые естественные и живые реакции актеров на происходящее, и поэтому это всегда очень ценно и прекрасно.
А какие импровизации в кино помните вы, дорогие читатели?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+9
Улыбнули и подняли настроение сейчас — эти импровизации :)
- ↓
+9
«Операция „Ы“ и другие приключения Шурика».
— В эпизоде, где Балбес натыкается на скелета, изначально задумывалось, что герой только испугается и побежит дальше. Но шутник Никулин решил сделать сцену смешнее и сунул скелету палец в рот. Вышло очень даже в духе глуповатого Балбеса.
- ↑
- ↓
-1
увы, эту сказку не поддержу. Была такая вещь Никулина, «В шутку и всерьз». Там от детства и финской до начала 90-х годов, отнюдь
- ↑
- ↓