Советские инопланетяне

Как показывали инопланетян в советском кино.
Фантастическая литература как отдельный жанр сложилась очень давно. Романы этого жанра писали Жюль Верн и Герберт Уэллс, в 30-50-е годы XX века на Западе случился даже «золотой век» фантастики, который подарил нам имена Роберта Хайнлайна, Айзека Азимова, Рэя Брэдбери и других замечательных писателей. В СССР фантастика развивалась по своему, особенному пути.
С кинофантастикой всё было гораздо хуже; в принципе, можно сказать, что в СССР фантастического кино не было — хотя отдельные фильмы снимались именно в этом жанре и показывали вполне фантастические события. Правда, чаще всего в них речь шла о людях — или о человечестве в целом. Так, в «Туманности Андромеды» по Ефремову инопланетяне исчезли как класс, но был оставлен инопланетный корабль; в «Солярисе» Тарковского тоже инопланетян не было, хотя присутствовала целая живая планета. В «Сталкере» зрители увидели лишь следы пребывания инопланетян на Земле — впрочем, то же самое было и у Стругацких в их «Пикнике на обочине». Но всё же инопланетян в советском кино показывали — правда, не как Чужих или Хищников, а в более привычном человекам образе.



Виктор Сергачёв, Екатерина Васильева и Леонид Куравлёв. / «Эта веселая планета», 1973 /.

«Планета бурь», 1961.

Фильм советского мастера спецэффектов Павла Клушанцева снят по сценарию (и повести) писателя-фантаста Александра Казанцева. По сюжету, на Венеру с Земли отправляются международные экспедиции; на 2-й планете от Солнца эти экспедиции сталкиваются с местными формами жизни — животными, похожими на динозавров. Гуманоиды, впрочем, там тоже имеются — члены экспедиций находят портрет местной «Алиты», а в финале улетающих космонавтов провожает некая женщина в белых одеждах. Картина произвела очень сильное впечатление на американцев; они даже дважды перемонтировали её — во второй версии, например, добавили полуголых амазонок и выпустили в прокат под названием «Путешествие на планету доисторических женщин». Правда, о советском происхождении оригинала упомянуть забыли.

«Эта веселая планета», 1973

Ждать каких-либо прорывов от новогоднего музыкального фильма, пожалуй, не стоит. В картине Юрия Саакова и Юрия Цветкова инопланетяне присутствуют — но выглядят они как актеры Виктор Сергачёв, Леонид Куравлёв и Екатерина Васильева, но в блестящих костюмах. Они попали на Землю (точнее, в СССР) и оказались на встрече Нового года в клубе советского НИИ. Любопытно, что из всех персонажей ленты больше всего на инопланетянина был похож Савелий Крамаров — сотрудник того самого НИИ.

«Отроки во Вселенной», 1975.

Дилогия Ричарда Викторова (первый фильм — «Москва-Кассиопея») — не самое лучшее фантастическое кино Советского Союза и, честно говоря, проигрывает даже «Большому космическому путешествию» (этот фильм тоже вышел в 1975-м), где никакого космоса нет и в помине. В «Отроках» (и в «Кассиопее») такое путешествие есть, при съемках даже были использованы определенные технические приемы, которые позволяли показать, например, невесомость. Есть и инопланетяне — школьники, прибывшие на звездолете «ЗАРЯ» к Альфе Кассиопеи, знакомятся с своим сверстником Агапитом и его отцом (их тоже играли сын и отец — актеры Вадим и Игорь Ледогоровы); от людей их отличает разве что позднее появление волос на голове — об этом в конце фильма говорит Агапиту отец.

«Через тернии к звездам», 1981.

После дилогии «Москва-Кассиопея» и «Отроки по вселенной» Ричард Викторов снял ещё один научно-фантастический фильм — на этот раз по сценарию Кира Булычева, что, пожалуй, и стало одной из составляющих успеха картины. Сюжет почти стандартный: земляне обнаруживают, что в глубинах космоса есть планета Десса, которую магнат Туранчокс довел до ручки, и спасают страдающее под жестокой диктатурой население. Обитатели Дессы выглядят почти как люди — Викторов не стал идти по пути Джорджа Лукаса, который за несколько лет до «Терний» населил далекую-далекую галактику множеством видов гуманоидов, — но есть в их образе и странности. Эти странности, кстати, способствовали тому, что клон с Дессы по имени Нийя оказался одним из лучших женских образов в советской кинофантастике; впрочем, большая заслуга здесь принадлежит непрофессиональной актрисе Елене Метёлкине. Но «нормальные» инопланетяне в фильме тоже есть — например, профессор Пруль, говорящий осьминог с планеты Океан; в его роли снялся, кажется, настоящий осьминог.

«Гостья из будущего», 1985.

Телефильм Павла Арсенова снят по мотивам произведений Кира Булычева о школьнице из XXI века Алисе Селезневой; в этом сюжете она оказывается в 80-х годах XX века, чтобы спасти бесценный прибор, читающий мысли — миелофон — от коварных инопланетных пиратов. В принципе, в «Гостье» не слишком богато со спецэффектами, но самих пиратов в их природном, так сказать, обличии, создатели фильма всё же пару раз показали, но без лишних подробностей. Ну а основную часть экранного времени Крыс и Весельчак У проводят в образе актеров Михаила Кононова и Вячеслава Невинного, за исключением тех сцен, когда они замаскированы под других героев этой ленты. Любопытно, что ещё один запоминающийся женский образ в кинофантастике СССР снова создала Елена Метелкина, сыгравшая в «Гостье» сотрудницу Института времени Полину.

«Кин-дза-дза!», 1986.

Фильм Георгия Данелия в советской кинофантастике выгодно отличается тем, что инопланетян в нем — подавляющее большинство. Собственно землян среди главных героев только двое — прораб «дядя Вова» (Станислав Любшин) и «скрипач» Гедеван (Леван Габриадзе), которые попали в галактику Кин-Дза-Дза на планету Плюк и пытаются выбраться оттуда, хотя даже не знают номер своей планеты в «тентуре». Все остальные — инопланетяне, которые разделены на чатлан и пацаков, которых, впрочем, невозможно отличить от землян (даже если использовать специальный прибор) — если только по вычурной одежде, в качестве которой съемочная группа использовала вещи со свалок. Самые яркие инопланетяне — пацак Би (Юрий Яковлев) и чатланин Уэф (Евгений Леонов). Правда, есть ещё обитатели планеты Альфа, которые всех без разбору превращают в цветы; одного из них сыграл сам Данелия.



«Аэлита», 1924.

Первый советский фантастический фильм, а также первый в мире полнометражный фильм о космических полетах.
« Виталий Соломин. История жизни знаменитого актёра
Советские памятки, которые вас удивят, насмешат... »
  • +133

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

-10
мда… До Хищника и Чужого-как до луны…
+1
«Плюсанул» Вам, дабы коммент не исчез, но просто эти фильмы другого жанра. И бюджета.
+18
Был еще фильм 1973 года с инопланетянами — Молчание доктора Ивенса. Был фильм 1979 года — Отель «У погибшего альпиниста».
+16
  • avatar
  • k901
Кин-дза-дза для нас актуален будет вечно.
+2
Именно так!
+15
«Кин-дза-дза» великолепный во всех отношениях фильм.
+13
В детстве первый фантастический роман прочёл — это Аэлита А.Н. Толстого. Потом не раз перечитывал. Лишь потом удалось посмотреть уже и фильм. Книга мне нравилась больше. В мой детский ум пришло понимание, что снять было труднее, чем описано в романе…
+19
«С кинофантастикой всё было гораздо хуже». Категорично не согласен с автором. Вскользь упомянутый автором кинорежиссёр Павел Владимирович Клушанцев. В начале 90-их на поклон к этому человеку приезжали мэтры мировой кинофантастики: Джордж Лукас, Ридли Скотак, Стенли Кубрик. Стопятьдесят из двухсот непревзойдённых киноэффектов, созданных Клушанцевым в своих научнофантастических фильмах, были ими не разгаданы! Секреты отдал безвозмездно. Русская душа. Итог. Джордж Лукас, цитата: Клушанцев-крёстный отец «Звездных войн». Ридли Скотак более скромен в своих выражениях: в «Терминаторе-2» использовалась технология спецэффектов от русских.