10 самых раритетных моделей советской аудиотехники

На аудио-ниве в Советском Союзе всё было довольно серьезно – собственная промышленность выпускала и акустику, и аудио-компоненты всех мастей. На фоне массовой продукции, однако, появлялись настоящие жемчужины, ставшие сегодня уже какими-то музейными редкостями.

Акустические системы АСДС-201 «Диностатик»

Созданные в ВНИИРПА им. А.С. Попова колонки поражают и сегодня: модель щеголяет использованием как динамических, так и электростатических излучателей (отсюда и название – диностатические АС). Басовые головки (на базе 25ГДН-3) работали в оформлении «закрытый ящик», так что бас получился сухим и точным, кроме того, громкоговорители можно было располагать вблизи от стен.
Как и упоминалось, на СЧ/ВЧ трудится электростатический модуль – закрепленный в жесткой раме. Конструкторам удалось обеспечить хорошую сшивку столь разных излучателей, звук у АСДС-201 «Диностатик» был весьма интересным – при условии, конечно, подведения к ним значительной мощности.


Акустические системы Электроника 150 АС-001

Эти колонки сошли со сборочной линии в конце восьмидесятых годов ХХ века – их выпускал опять ВНИИРПА им. А.С. Попова. Как и в случае с АСДС-201 «Диностатик», конструкция оказалась весьма любопытной: вместо традиционной динамической головки на ВЧ был применен излучатель Хейла, а басовый блок с солидным 300 мм вуфером оказался усилен пассивным излучателем.
Четкий, точный и прекрасно артикулированный бас модели буквально хватал звезды с неба и вызывал настоящий «шок и трепет». Кроме честной АЧХ от 40 до 20 000 Гц колонки имели и неплохую чувствительность (91 дБ) и допускали подведение аж 150 Вт мощности. К сожалению, вышла лишь небольшая партия этих шикарных спикеров, так что, на сегодня они уже стали коллекционной редкостью.


Акустические системы 100АС-002-1 «Кливер»

Высокоточные колонки 100АС-002-1 «Кливер» производились на заводе «Красный Луч» – модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления. Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок – все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.


Электрофон Корвет ЭФ-248-стерео

Корвет ЭФ-248-стерео впервые был выпущен на Кировском заводе «Ладога» в 1986 году, а в 1988 году система пережила апгрейд и получила картридж с алмазной иглой ГЗМ-105Д (АЧХ проигрывателя расширилась до полосы 20 – 25 000 Гц). Достойные ТТХ (детонация 0,18%, соотношение «сигнал/шум» 65 дБ, выходная мощность 2 х 10 Вт) гарантировали уверенное звучание – ну а внешний вид комплекса стал настоящей притчей во языцех.
Вертикально ориентированная вертушка с прямым приводом, тангенциальный тонарм со стабилизатором прижимной силы и системой перераспределения статического заряда для очистки пластинки от пыли – технологий тут хватало. Вишенка на торте – подсветка, которая позволяла легко находить нужные треки на диске.


CD-плеер Эстония ЛП-010 Стерео

Музейная редкость. Аппарат появился в продаже в 1987 году тиражом всего в пару сотен устройств! Запредельная цена (1 100 руб.) на первый советский проигрыватель компакт-дисков не стала преградой – устройства просто смели с прилавков.
Эстония ЛП-010 Стерео использовал микропроцессорное управление на базе двух 8-битных чипов Intel, а мощная система питания позволяла на равных конкурировать по части качества воспроизведения с такими монстрами, как Philips CD204.


Пьезоэлектрические наушники ТПС-1

Уникальная советская разработка – пьезоэлектрические наушники ТПС-1, использующие пленки толщиной 10 мкм в качестве излучателей. Чувствительность в 94 дБ и АЧХ от 20 до 20 000 Гц удивляли даже видавших виды, вес в 300 г. по тем временам казался чрезвычайно низким, а саунд головных телефонов был открытым и воздушным. Модель явно опередила свое время – жаль лишь, что ее тираж оказался ничтожным.


Магнитола Рига-230

Как вам небольшая магнитола ценой в 675 руб.? Именно столько стоила Рига-230 – система со съемными спикерами и качественной кассетной декой (которая умела работать с двумя типами ленты, допускала поканальную регулировку записи и оснащалась системой шумоподавления).
Для столь миниатюрных размеров модель имела неплохую выходную мощность в 3 Вт на канал – правда, вес магнитолы был весьма солидным (10,5 кг). От восьми батареек Рига-230 могла работать автономно – так что, отличное качество звука было доступно и на природе.


Полная система Феникс-005-стерео

Мастодонт по цене автомобиля. Феникс-005-стерео предлагался за 3 400 руб. – и даже за эти деньги эту полню систему было купить весьма сложно. Здесь было все, о чем только можно было мечтать – direct-drive вертушка, десятиполосный эквалайзер, кассетная дека, а мощность усиления достигала 2 х 100 Вт. Комплектные колонки 35-АС-212 были весьма хороши, а для перевозки комплекса требовался грузовичок – все упаковывалось в кучу коробок и весило более 130 кг.


Катушечный магнитофон Олимп-004-стерео

Олимп-004-стерео выпускался на Кировском ПО им. Лепсе и относился к нулевому классу техники. Наивысшее в советской иерархии качество модели не вызывало никаких нареканий – лентопротяжный механизм с прямым приводом вала, электронное управление режимами, система автоматической стабилизации натяжения ленты и электронный контроль скорости вращения, встроенный автостоп – все, как в «лучших ломах».
Саунд у аппарата был роскошным – плотным, фактурным и детальным, так что этого мастодонта весом в 28 кг многие хотели заполучить к себе домой. Жаль лишь, что скорость движения ленты у бытовых аппаратов составляла 19 и 9,5 см/сек (а вот профессиональная версия устройства уже могла работать на 19 и 38 см/с). АЧХ у катушечника лежала в пределах от 31 до 16 000 Гц.


Катушечный магнитофон Маяк-001-стерео

Маяк-001-стерео базировался на экспериментальной модели «Юпитер» – этот 20-килограммовый аппарат с АЧХ от 31 до 20 000 Гц и детонации в 0,1% произвел настоящую бурю на рынке. Победы на фестивалях, шикарные отзывы критиков, «Знак качества», присужденный в 1980 году – все было хорошо, кроме объема поставок.
Очередь на получение вожделенного бобинника растягивалась на годы, а цены у спекулянтов зашкаливали. Скорости движения ленты – 19 и 9,5 см/сек, продвинутое дистанционное управление, стрелочные индикаторы уровня и записи – все это в наличии.

« Как женская зависть сломала карьеру Тамары...
Как КГБ организовал свадьбу одной из богатейших... »
  • +184

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

0
В Комсомольске на Амуре, в Мелодии КОРВЕТЫ были постоянно. Почему то хватали ВЕГИ. Олимп тоже не редок был. В Комсе бобинников вообще был выбор. Линейка ЭСТОНИЯ простояла ГОД! Вертушка, тюнер, пред и контрик. 1 125 р! Акустики НЕМА! Может по этому? Автор, какой проц Интель в сидюке 87 года, окститесь?! Моторола там! Да и сам он Филипок внутри был. В целом — НОСТАЛЬГИЯ просто.
0
Из всего вышеперечисленного видел только «Олимп», правда катушечники высшего класса были и других моделей, но Олимп их переплёвывал. Из вертушек очень крутая была «Эстония» высшего класса, хотя и «Арктур» тоже был весьма-весьма… У меня есть «Электроника ЭП-017», усилок того же завода(наш Казанский «Элекон» ), а вот колонок оттуда же у меня нет — у меня S-90. А «Элеконовские» колонки тоже были классные, в них была какая-то хитрая ВЧ-головка. Уже не помню точно — кажется с магнитной жидкостью (???). А CD проигрыватель был не только «Эстония», но выпущено их было очень мало…
-1
Какие же это раритеты? Всегда считал одним из самых раритетных изделий радиоприёмник СВД-9…
+1
Ни разу не видел, чтобы Маяк 001 где нибудь продавался.
+1
аналогично… зато видел целые ряды в кооперативных студиях звукозаписи.
+4
Впечатляет…
+5
Маяк у меня был. Не плохая машина, рабочая. А Феникс-005 просто бомба. Для дискотек на дому или даче просто улет.
+8
Хорошая тема, но АВТОР, убирай слова «вуфер», «саунд» и т.п. слова. Сделай импортозамещение, есть отличные, более привычные нашему уху отечественные или используй, применяемые в то время слова. Мы говорим про РОССИЙСКУЮ аппаратуру!!!
+12
СОВЕТСКУЮ вообще-то...)
+1
Убалтал чертяка, Советскую!
+6
У меня проигрыватель Феникс-001 стерео, а к нему колонки
Феникс-003. Как я понимаю, только небольшая часть довольно редких аппаратов комплектовались этой акустикой. Так что
Феникс-003 тоже большая редкость.
+20
Выпускали свою качественную технику и хорошо работала. Сейчас на этом поставлен жирный крест, вся практич нынешняя техника китайского производства
+22
Воры убили производство. Они могут только воровать и продавать.
+8
2 кассетная магнитола Томь РЭМ-209С 4-го класса
Выпуск с 1987 г. на Томском радиотехническом заводе.
0
Та Томка что с полеером? Двухкассетник ну ОЧЕНЬ УСЛОВНЫЙ!