10 самых раритетных моделей советской аудиотехники

На аудио-ниве в Советском Союзе всё было довольно серьезно – собственная промышленность выпускала и акустику, и аудио-компоненты всех мастей. На фоне массовой продукции, однако, появлялись настоящие жемчужины, ставшие сегодня уже какими-то музейными редкостями.



Акустические системы АСДС-201 «Диностатик»

Созданные в ВНИИРПА им. А.С. Попова колонки поражают и сегодня: модель щеголяет использованием как динамических, так и электростатических излучателей (отсюда и название – диностатические АС). Басовые головки (на базе 25ГДН-3) работали в оформлении «закрытый ящик», так что бас получился сухим и точным, кроме того, громкоговорители можно было располагать вблизи от стен.
Как и упоминалось, на СЧ/ВЧ трудится электростатический модуль – закрепленный в жесткой раме. Конструкторам удалось обеспечить хорошую сшивку столь разных излучателей, звук у АСДС-201 «Диностатик» был весьма интересным – при условии, конечно, подведения к ним значительной мощности.



Акустические системы Электроника 150 АС-001

Эти колонки сошли со сборочной линии в конце восьмидесятых годов ХХ века – их выпускал опять ВНИИРПА им. А.С. Попова. Как и в случае с АСДС-201 «Диностатик», конструкция оказалась весьма любопытной: вместо традиционной динамической головки на ВЧ был применен излучатель Хейла, а басовый блок с солидным 300 мм вуфером оказался усилен пассивным излучателем.
Четкий, точный и прекрасно артикулированный бас модели буквально хватал звезды с неба и вызывал настоящий «шок и трепет». Кроме честной АЧХ от 40 до 20 000 Гц колонки имели и неплохую чувствительность (91 дБ) и допускали подведение аж 150 Вт мощности. К сожалению, вышла лишь небольшая партия этих шикарных спикеров, так что, на сегодня они уже стали коллекционной редкостью.



Акустические системы 100АС-002-1 «Кливер»

Высокоточные колонки 100АС-002-1 «Кливер» производились на заводе «Красный Луч» – модель была оформлена по закрытому принципу, демонстрировала АЧХ от 40 до 25 000 Гц и могла развивать до 107 дБ звукового давления. Платой за это стала низкая чувствительность (85,5 дБ), так что, к АС требовался мощный усилитель (пиковая подводимая мощность достигала 150 Вт, из интересных особенностей стоит отметить светодиодный индикатор уровня, позволяющий контролировать перегрузку спикеров).
Качественные драйверы, сверхжесткий корпус с распорками, заполненный стекловолокном, специальные экраны и хитрая установка головок – все это обеспечило бархатное и очень натуральное звучание.


Электрофон Корвет ЭФ-248-стерео

Корвет ЭФ-248-стерео впервые был выпущен на Кировском заводе «Ладога» в 1986 году, а в 1988 году система пережила апгрейд и получила картридж с алмазной иглой ГЗМ-105Д (АЧХ проигрывателя расширилась до полосы 20 – 25 000 Гц). Достойные ТТХ (детонация 0,18%, соотношение «сигнал/шум» 65 дБ, выходная мощность 2 х 10 Вт) гарантировали уверенное звучание – ну а внешний вид комплекса стал настоящей притчей во языцех.
Вертикально ориентированная вертушка с прямым приводом, тангенциальный тонарм со стабилизатором прижимной силы и системой перераспределения статического заряда для очистки пластинки от пыли – технологий тут хватало. Вишенка на торте – подсветка, которая позволяла легко находить нужные треки на диске.


CD-плеер Эстония ЛП-010 Стерео

Музейная редкость. Аппарат появился в продаже в 1987 году тиражом всего в пару сотен устройств! Запредельная цена (1 100 руб.) на первый советский проигрыватель компакт-дисков не стала преградой – устройства просто смели с прилавков.
Эстония ЛП-010 Стерео использовал микропроцессорное управление на базе двух 8-битных чипов Intel, а мощная система питания позволяла на равных конкурировать по части качества воспроизведения с такими монстрами, как Philips CD204.


Пьезоэлектрические наушники ТПС-1

Уникальная советская разработка – пьезоэлектрические наушники ТПС-1, использующие пленки толщиной 10 мкм в качестве излучателей. Чувствительность в 94 дБ и АЧХ от 20 до 20 000 Гц удивляли даже видавших виды, вес в 300 г. по тем временам казался чрезвычайно низким, а саунд головных телефонов был открытым и воздушным. Модель явно опередила свое время – жаль лишь, что ее тираж оказался ничтожным.


Магнитола Рига-230

Как вам небольшая магнитола ценой в 675 руб.? Именно столько стоила Рига-230 – система со съемными спикерами и качественной кассетной декой (которая умела работать с двумя типами ленты, допускала поканальную регулировку записи и оснащалась системой шумоподавления).
Для столь миниатюрных размеров модель имела неплохую выходную мощность в 3 Вт на канал – правда, вес магнитолы был весьма солидным (10,5 кг). От восьми батареек Рига-230 могла работать автономно – так что, отличное качество звука было доступно и на природе.


Полная система Феникс-005-стерео

Мастодонт по цене автомобиля. Феникс-005-стерео предлагался за 3 400 руб. – и даже за эти деньги эту полню систему было купить весьма сложно. Здесь было все, о чем только можно было мечтать – direct-drive вертушка, десятиполосный эквалайзер, кассетная дека, а мощность усиления достигала 2 х 100 Вт. Комплектные колонки 35-АС-212 были весьма хороши, а для перевозки комплекса требовался грузовичок – все упаковывалось в кучу коробок и весило более 130 кг.


Катушечный магнитофон Олимп-004-стерео

Олимп-004-стерео выпускался на Кировском ПО им. Лепсе и относился к нулевому классу техники. Наивысшее в советской иерархии качество модели не вызывало никаких нареканий – лентопротяжный механизм с прямым приводом вала, электронное управление режимами, система автоматической стабилизации натяжения ленты и электронный контроль скорости вращения, встроенный автостоп – все, как в «лучших ломах».
Саунд у аппарата был роскошным – плотным, фактурным и детальным, так что этого мастодонта весом в 28 кг многие хотели заполучить к себе домой. Жаль лишь, что скорость движения ленты у бытовых аппаратов составляла 19 и 9,5 см/сек (а вот профессиональная версия устройства уже могла работать на 19 и 38 см/с). АЧХ у катушечника лежала в пределах от 31 до 16 000 Гц.


Катушечный магнитофон Маяк-001-стерео

Маяк-001-стерео базировался на экспериментальной модели «Юпитер» – этот 20-килограммовый аппарат с АЧХ от 31 до 20 000 Гц и детонации в 0,1% произвел настоящую бурю на рынке. Победы на фестивалях, шикарные отзывы критиков, «Знак качества», присужденный в 1980 году – все было хорошо, кроме объема поставок.
Очередь на получение вожделенного бобинника растягивалась на годы, а цены у спекулянтов зашкаливали. Скорости движения ленты – 19 и 9,5 см/сек, продвинутое дистанционное управление, стрелочные индикаторы уровня и записи – все это в наличии.

« Как женская зависть сломала карьеру Тамары...
Как КГБ организовал свадьбу одной из богатейших... »
  • +184

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+7
Вот как всегда — и инженеры есть и производство может, но бюрократия не давала хода таким проектам…
+18
Поклонение западу, переход Болонской системе обучение было намеренная диверсия, и они привели к разрушению систему образования. Вот и сейчас нет специалистов создающих новые модели, все импотируется. В Японии в школах и ВУЗах не разрешается мобильники. В вузах чертят вручную, не используется программные комплексы типа Автокад, Архикад. И это неспроста. 1990 году на первом и последнем съезде учителей выступил Чынгыз Айтматов: Неважно каково образования учителя, неважно его методика преподавания, а важно его АВТОРИТЕТ. Авторитет Учителя впервые довели до унижения начался от Хрущёва, человек безграмотный, сделал так, что учитель стал никем. Скоро такими темпами Россия превратится придаток Западу.
+11
сейчас если кто то что то придумает у нас то все равно в производство не запустит так как денег нет они у капиталистиков а они только карман набивать умеют разворовывая то что еще осталось
+1
In Deutschland ist die gleiche!!!
+1
Еще и «Томь-401»!
+1
В любом случае — не частушки на них слушали…
+9
А президент сказал калоши только производили!
0
Он такое несёт порой что Брежневу завидно!)
+8
При этом забыл добавить, что сейчас и калош не производим, на месте завода Красный Богатырь, производящего резиновую обувь(и не только резиновую) нынче бизнес-центр, который готовится снести оленевод под человейники очередные
+8
Можно было бы вспомнить и магнитолу Арго-006, тоже классный аппарат. К сожалению, всю электроику уничтожили в 90-е годы ельцинские разрушители, ничего не осталось за исключением прибалтийской Радиотехники.
0
Оба АРГОши были класс. Первая версия и как Берестье была ох. Минчане копирнули отлично. Но второй АРГО… это было! ЭТО БЫЛ МОСТР! Таких гигантов поискать надо было, а фарш в нём!!!
0
Нет уже ничего из прибалтийских гигантов. Не уверен, что еще «жив» и завод «Игротека», выпускавший магнитолы «Арго». Откуда взяться своей продукции, если нет своей элементной базы. А «Арго-004-стерео» был, пожалуй, получше «Арго РМ-006С».
+5
Увы… Основание 1926 Упразднена 2020 Причина упразднения Несостоятельность (Банкротство) Прежние названия Foto-radio centrāle A. Leibovic, Radiopionieris, Рижский радиозавод имени А. С. Попова, ПО «Радиотехника»
+10
Приятно смотреть на этот список! Ибо руки были умелыми, а головы — светлыми!
+3
Это скорее не «раритетный» а «дефицитный» список советской аудиотехники. Отличную технику высшего класса делали в СССР. Но не все из перечисленного попало на прилавок. Относительно доступным был, пожалуй, только электрофон Корвет ЭФ-248-стерео (и по цене и по наличию).
0
Дефицит создавался торгашами, на чёрном рынке, на барахолках было всё — а откуда оно там бралось? Товар не доходил до полок магазинов, его сливали со складов ТЗБ. Один торгаш через чёрный ход продал другому торгашу, накрутив свой навар, а тот в свою очередь прикрутил ещё столько же и вынес на барахолку и в результате последнему покупателю товар обходился уже вдвое, а то и втрое дороже. Торгаш, он и в африке торгаш и Задорнов их хорошо охарактеризовал.
+9
Не сыпьте соль на рану. В СССР производили отличнейшую аппаратуру при сравнительно низкой цене. Сегодня самая дешманская винилвертушка стоит порядка 15000 руб. Ценник серьёзных аппаратов доходит до шести нулей!!! VPI Titan LP-проигрыватель стоит 4 500 000 руб. Вот тут и вспоминаешь добрым словом наш Советский Союз.