Кинохит, куда пригласили не звёзд, а самоучек

В 1975 году на телеэкраны вышел детективный фильм про советского разведчика «Вариант „Омега“». Картину ждал колоссальный успех, и на его фоне киношники обратились к человеку, который создал такой удачный сценарий. Это был писатель Николай Леонов, бывший сотрудник МВД, который, выйдя в отставку, занялся литературой. Он писал захватывающие романы, которые были очень популярны, а потом начал сотрудничать и с кинематографистами. Когда ему предложили новую экранизацию, он выбрал историю времён НЭПа с очень московским названием «Трактир на Пятницкой».





Кадр из фильма «Трактир на Пятницкой»

Съёмками занялся режиссёр Александр Файнциммер, очень опытный мастер, который начинал ещё в немом кино и прославился в довоенные годы.
Файнциммеру было уже 70 лет, когда стартовали съёмки «Трактира на Пятницкой», но возраст не помешал режиссёру создать ленту, которая приворожила к экранам представителей всех поколений. Кстати, потом члены съёмочной группы говорили, что Файнциммер был режиссёром очень деликатным, скромным, прислушивался к мнению исполнителей и техников и вообще всячески оберегал коллег. Благодаря ему на съёмках не возникло ни единого скандала и ни единой ссоры, что случалось в творческой среде нечасто.
Но началось всё, конечно же, с подбора актёров. Одной из первых на пробы попала Тамара Сёмина.
Ей предложили эпизодическую роль бандерши, но Тамара так вошла в образ и так роскошно показала разбитную красотку, ловко управляющуюся с преступниками, что её роль сделали одной из главных.
Для самой актрисы трактирщица Ирина стала экспериментом: прежде Тамара играла женщин с драматической судьбой, здесь же она стала настоящей роковой женщиной с сильной рукой.
А вот актёр Лев Прыгунов, сыгравший милиционера под прикрытием, оказался на площадке можно сказать «по знакомству». Он сыграл в предыдущей картине Файнциммера «Без права на ошибку» и понравился режиссёру. Причём понравился настолько, что Файнциммер не только пригласил его в новый фильм, но и предложил самому выбрать себе роль. Так Лев стал милиционером с элегантной кличкой Француз. Кстати, обратите внимание, что время от времени Француз достаёт крошечную таблетницу и нюхает находящийся в ней белый порошок. Такая детель была весьма смелой для тогдашнего кино, ведь это прямая отсылка к порочным увлечениям богемы двадцатых.
В роли главаря банды Серого начал сниматься Лев Дуров. Но довольно быстро стало понятно, что этот выбор ошибочен. И дело было не в том, что Лев Дуров — плохой актёр, а в том, что у него была ярко выраженная положительная аура.
Даже отрицательные герои у Дурова получались привлекательными, зритель им сочувствовал, а здесь нужен был мужчина мощный, брутальный, но отталкивающий. Тогда вспомнили о ленинградском артисте Константине Григорьеве. Тот уже много играл в театре и снимался в кино, хотя роли были в основном второго плана. Правда, незадолго до этого вышла мелодрама «Раба любви», где Григорьев тоже сыграл небольшую роль, но там его уже заметили. В «Трактир на Пятницкой» Григорьев вписался идеально: у него была та самая отрицательная харизма, которая требовалась персонажу. Любопытно, кстати, что
начинал Константин монтировщиком в театре и участвовал в любительских спектаклях, а собственно театрального образования так и не получил.
Ещё один самоучка, сыгравший в детективе, — Виктор Перевалов. Он отлично был знаком публике: Виктор начал сниматься ещё мальчиком, а узнаваемость и любовь ему принесла сказка «Марья-искусница» (1959). Забыть Перевалова невозможно: даже повзрослев, он сохранил детские черты лица и выглядел юношески. Но Файнциммер увидел в Перевалове не беспечного парнишку, а ещё одного сотрудники милиции и дал актёру шанс сменить амплуа вечного ребёнка на более драматичное и серьёзное.
Это решение оценили не все, позже Файнциммеру пеняли, что он сделал из Перевалова героя, но в любом случае эта роль Виктора запомнилась.
В «Трактир на Пятницкой» вполне мог бы попасть Михаил Боярский, в те годы считавшийся восходящей звездой советского кино. Его режиссёр видел в образе Цыгана, бывшего аристократа-белогвардейца. Но Боярского по какой-то причине отверг худсовет, поэтому пришлось искать альтернативу.
Тогда на пробах появился Николай Ерёменко-младший. Он мечтал избавиться от образа романтичного любовника, который накрепко приклеился к нему после первых киноролей, и охотно согласился предстать на экране в образе слегка побитого жизнью мошенника. И эта кандидатура устроила всех.
Но, конечно, главным героем «Трактира на Пятницкой» стал обаятельный карманник Пашка-Америка. Выбор актёра на эту роль был невероятно сложным: Александру Файнциммеру хотелось, чтобы артист был молодым, задорным, симпатичным и добродушным. Словом, таким, в которого зрители бы безоговорочно влюбились.

Отсмотрев десятки московских претендентов, режиссёр так и не нашёл исполнителя и отправил ассистентов по театрам страны. В Ленинграде на студенческом спектакле один из ассистентов заметил студента Александра Галибина и пригласил его на пробы. И как только Галибин появился перед камерой, режиссёру стало понятно, что Пашка-Америка нашёлся. Правда, были те, кого одолевали сомнения: у Галибина почти не было опыта съёмок, артистом он был начинающим, но ему нужно было стать одним из центральных персонажей.
Многие опытные коллеги убеждали Файнциммера, что Александр провалит ленту и опозорит режиссёра.
Но Файнциммер настоял на своём и не ошибся: Александр Галибин идеально перевоплотился в того самого перевоспитавшегося мошенника-симпатягу и с первого взгляда покорил публику. А для самого Галибина «Трактир на Пятницкой» открыл дорогу в кино и стал визитной карточкой.
В 1977 году детектив «Трактир на Пятницкой» вышел на экраны.
Картина стала кинохитом буквально в одночасье, вошла в десятку лидеров проката года и даже спустя годы собирала кассу.
Интересно, к слову сказать, что часть натуры, включая ту самую легендарную Пятницкую, сняли вовсе не в Москве. В семидесятые улица Пятницкая уже утеряла прежний облик, поскольку на ней появились современные строения. Конечно, некоторые столичные уголки в кадр попали, но ради колоритных пейзажей группа поехала в Ростов, где ещё сохранилась дореволюционная застройка. Именно Ростов местами и «играл» роль нэпманской Москвы.
А вы помните присказку «гражданин-товарищ-барин»?
« 10 советских звёзд, которые умерли в нищете и...
Как Советский Союз совершил посадку на Луне »
  • +167

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+7
Такой интересный текст, — и всего одна фотография!((((
+14
Удачно всё сложилось, и фильм нас порадовал. Он действительно хорош!
+12
Отлично помню это прекрасный фильм! В нем впервые прозвучала с экрана песня А.Дольского «Господа офицеры, голубые князья...».