Спекулянты, несуны и другие несознательные личности
Сегодня у нас самая обсуждаемая тема — про то, как «кое-кто у нас порой честно жить не хочет». Проблема воровства на производстве была так распространена, что скрывать ее не было никакого смысла. И тогда в сатирических журналах появились спекулянты, несуны с заводов и другие.
Заплаты у людей были низкие. Вынос предметов с завода на продажу был для кого-то статьей дохода, а для кого-то просто спортом: все несут и я несу. А зачем, куда, кому? Какая разница.
Мужчина с первой картинки спекулянт. Он продает «с рук» одежду, стоит прямо возле магазина. Это имело смысл — покупателя ловили на выходе из магазина одежды. Мол, не подошло ничего? А смотри, что у меня есть!
Художник Е. Горохов СЕРЕНАДА СПЕКУЛЯНТА журнал «Крокодил» №07 1958
Накинув плащ, с цигейкой под полою...
Довольно подозрительный продавец. И тем не менее, к ним подходили, и брали у них товар. Почему? А потому что на прилавках обычно ничего приличного не было. Куда девалось? Продавалось из-под полы по более высоким ценам.
А вот и несуны со склада! Прямо организованная преступность!
Художник М.Соколов журнал «Крокодил» №08 1959
А вот этого несуна сторож, все-таки, поймал. Часовой завод, надо полагать. Поймал, жуликом назвал. Но задержанный не согласен:
— Какой же я жулик? Я же со своего родного завода беру!
В какой-то мере он ведь прав. Люди вкладывали силы, время в родной завод, как их предки вкладывали в землю, в поле. С поля же можно унести пару клубней? А почему с завода нельзя?
Художник Ю. Узбяков журнал «Крокодил» №08 1970
А вот и товарищи спекулянты. Как и коллега с первой картинки, она стоит возле Универмага — это такой советский аналог Супермаркета. Только пустой. Или полупустой. Или непустой но с длинными очередями.
Художник К. Ротов «ОКОЛОторговая точка» журнал «Крокодил» №18 1958
Со спекулянтами боролись. Стыдили. Показывали в фильмах красивые советские прилавки с художественно выложенными консервами — помните, пирамидкой? Но причина возникновения спекулянтов была банальна. Она на картинке ниже.
Художник М. Соколов журнал «Крокодил» №17 1958
— Тетка Марья! Принеси щепотку соли, да, кстати, спичечку захвати, полдня не курил!
Вот вам и дефицит. Но, справедливости ради скажу, что порой большие магазины в сельской местности были как раз полны хорошего товара — все зависело от снабженца. Ну, по крайней мере, я помню такие магазины.
А на следующей картинке модник — скорее всего, это артист — попадает в неприятную историю. Покупатель на него донес.
Художник Е. Шукаев журнал «Крокодил» №08 1959
Тут очень интересно по композиции: на обоих картинках в центре черный цвет. Сначала это автомобиль, а потом форма милиционера. А дяденька в пыжиковой шапке, с портфельчиком — скорее всего, это служащий.
Я вот думаю, если продажа личного автомобиля осуждалась, как же ей номера-то оформляли?
► Новогодний «Крокодил»
Заплаты у людей были низкие. Вынос предметов с завода на продажу был для кого-то статьей дохода, а для кого-то просто спортом: все несут и я несу. А зачем, куда, кому? Какая разница.
Мужчина с первой картинки спекулянт. Он продает «с рук» одежду, стоит прямо возле магазина. Это имело смысл — покупателя ловили на выходе из магазина одежды. Мол, не подошло ничего? А смотри, что у меня есть!
Художник Е. Горохов СЕРЕНАДА СПЕКУЛЯНТА журнал «Крокодил» №07 1958
Накинув плащ, с цигейкой под полою...
Довольно подозрительный продавец. И тем не менее, к ним подходили, и брали у них товар. Почему? А потому что на прилавках обычно ничего приличного не было. Куда девалось? Продавалось из-под полы по более высоким ценам.
А вот и несуны со склада! Прямо организованная преступность!
Художник М.Соколов журнал «Крокодил» №08 1959
А вот этого несуна сторож, все-таки, поймал. Часовой завод, надо полагать. Поймал, жуликом назвал. Но задержанный не согласен:
— Какой же я жулик? Я же со своего родного завода беру!
В какой-то мере он ведь прав. Люди вкладывали силы, время в родной завод, как их предки вкладывали в землю, в поле. С поля же можно унести пару клубней? А почему с завода нельзя?
Художник Ю. Узбяков журнал «Крокодил» №08 1970
А вот и товарищи спекулянты. Как и коллега с первой картинки, она стоит возле Универмага — это такой советский аналог Супермаркета. Только пустой. Или полупустой. Или непустой но с длинными очередями.
Художник К. Ротов «ОКОЛОторговая точка» журнал «Крокодил» №18 1958
Со спекулянтами боролись. Стыдили. Показывали в фильмах красивые советские прилавки с художественно выложенными консервами — помните, пирамидкой? Но причина возникновения спекулянтов была банальна. Она на картинке ниже.
Художник М. Соколов журнал «Крокодил» №17 1958
— Тетка Марья! Принеси щепотку соли, да, кстати, спичечку захвати, полдня не курил!
Вот вам и дефицит. Но, справедливости ради скажу, что порой большие магазины в сельской местности были как раз полны хорошего товара — все зависело от снабженца. Ну, по крайней мере, я помню такие магазины.
А на следующей картинке модник — скорее всего, это артист — попадает в неприятную историю. Покупатель на него донес.
Художник Е. Шукаев журнал «Крокодил» №08 1959
Тут очень интересно по композиции: на обоих картинках в центре черный цвет. Сначала это автомобиль, а потом форма милиционера. А дяденька в пыжиковой шапке, с портфельчиком — скорее всего, это служащий.
Я вот думаю, если продажа личного автомобиля осуждалась, как же ей номера-то оформляли?
Смотрите также на сайте «Назад в СССР»:
► Новогодний «Крокодил»
► Политика СССР на карикатурах из нидерландских журналов 1950-х — 60-х годов
► Карикатуры времен Второй мировой войны
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+13
«Проблема воровства на производстве»? Торговля не является «производством». Именно там, в торговле, барыги обогащались за счёт работяг с заводов.
- ↓
+16
В давнее время был такой юмористический дуэт — Тарапунька и Штепсель. Их фраза «через нашу проходную пронесем и мать родную» стала классикой!
- ↓