Какой был образ у хорошей и "плохой" советской девушки

Рассмотрим подборку девушек от двадцатых до шестидесятых. Надо сказать, что каждое десятилетие имело очень интересные особенности.
Начнем с двадцатых. Именно в двадцатые чаще всего рисовали ХОРОШУЮ девушку. Иногда их было несколько в одном номере.


Художник К. Ротов журнал «Крокодил» №06, 1929

Кстати, это не карикатура, а просто рисунок. Девушка с приятным лицом, занимается спортом. Тут еще два момента — она стриженная и на ней короткая юбка. Это в наши дни ничего особенного, а в двадцатые… ну считайте, что у нее выбриты виски и она покрыта татуировками -это в глазах бабушек так и выглядит. Но так выглядели девушки, которые приняли революцию. Им иногда противопоставляли модных девушек в пальтишках и шляпках, изображая их на одном рисунке.



Картинка из журнала «Крокодил» 1934

А вот тридцатые. Здесь одна и та же девушка. Расшифруем надписи:
— Кто эта красивая москвичка, которая будет через полгода спускаться в метро?
— Это та же, которая сегодня спускается в его шахты.
Смотрите, в двадцатые девушки занимались спортом, в тридцатые они носят пальто и шляпки, зато могут и в рабочую робу переодеться.



Художник В. Горяев, журнал «Крокодил» 1949

А вот сороковые оказались удивительно скупы на женские образы — неудивительно. Сначала война, потом восстановление разрухи. Найти красотку в этот период среди рисунков «Крокодила». Основной темой была политика. После войны — острые социальные проблемы. Эти две молодые женщины рисунка 1949 показались мне отличной находкой. Девочке три-четыре годика. Значит маме 23-24, максимум 25 лет. Продавщице около тридцати.
— Наконец-то, мы нашли подходящую куклу! Платье с нее вполне годится на твой рост.
Вот они, проблемы легонькой промышленности!


Художник Е. Горохов, журнал «Крокодил» 1950

Смотрите, здесь у нас пара — хорошая советская девушка в платочке против легкомысленной модницы. И диалог такой:
— Ты готовишься к фестивалю?
— Да, я уже знаю иностранные слова: нейлон, перлон, буги-вуги
Пятидесятые стали последним десятилетием ХОРОШЕЙ советской девушки. Позже красивые модные девушки не противопоставлялись скромным труженицам, художники рисовали просто девушек. И модная одежда все реже и реже становилась объектом советского хейта.


Художник М. Битной, журнал «Крокодил» №14 1968

Вот смотрите, об этой девушке что можно сказать? Она положительный или отрицательный герой? Юбка короткая — так 1968 год на дворе, других не шьют. А вот коготки, да, порочно-импортные. Но в остальном ничего ТАКОГО, разве что в глазах у нее не читается любовь к дедушке Ленину. То есть, она как бы не образцовая комсомолка. Но и не исчадье ада. А что же тут происходит?
— Что это ты вздумала мне предложение делать?
— А как же? Весна, птички поют…
Вот такие хорошие советские девушки. Надо еще плохих показать. Спасибо, пожалуйста…
« Игорь Кириллов. Уход детей с супругой и новая...
Они были для нас кумирами »
  • +127

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+12
Что то я не понял, про что статья. Летопись сатирических плакатов?
-1
Напротив. Не сатирических. … Вот меня навеяло на размышления… "— Наконец-то, мы нашли подходящую куклу! Платье с нее вполне годится на твой рост. Вот они, проблемы легонькой промышленности!". Критика была. Но кого и как? А дело в том, что на критику в серьёзных журналах (а «Крокодил», несмотря на свою юмористичность, был и сатирой) положено было давать ответ. Райком, обком… Поэтому старались не трогать высший свет
+1
Это МНЕНИЕ о развитии женщин в СССР, которые к преступным 90 потеряли своё предназначение как ЖЕНЩИНЫ.