Культовая классика о пионерских лагерях
«Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» — настоящая культовая классика замечательного режиссера Элема Климова. Это одновременно тонкая сатира и веселая комедия о жизни в советских пионерских лагерях в середине 1960-х годов.
На самом деле, удивительно, что этот фильм был первым художественным фильмом Климова и его выпускной дипломной работой во ВГИКе. Эта картина должна была засвидетельствовать как режиссёр усвоил полученные знания, принципы кинематографа и показать его собственную уникальность как автора.
И надо сказать, что по получившемуся фильму отчётливо видно, что Климов обладает хорошим чувством композиции, удачно использует крупные и общие планы, а также внедряет приёмы, характерные для советской школы кино.
На первый взгляд фильм можно рассматривать как добродушную комедию, в которой компашка дружелюбных шалопаев подшучивает над директором пионерского лагеря и одновременно помогает своему товарищу Косте Иночкину. Благодаря живому ритму, детской изобретательности и забавным ситуациям — получился очень хороший и динамичный развлекательный фильм.
Но Элем Климов, очевидно, не хотел ограничивать свои достижения этим единственным измерением, и политическая обстановка предоставила ему такую возможность: период после смерти Сталина и прихода к власти Никиты Хрущева был отмечен ослаблением культурной политики центральной власти, способствовавшей появлению новых талантов и относительной либерализации поднимаемых тем.
У Элема Климова получилось под видом детской комедии разместить тонкую сатиру на некоторые темы государственного и политического управления в СССР, а также отношения власти к народу.
В фильме проводится невидимая на первый взгляд аналогия, где под пионерским лагерем подразумевается СССР, под его директором — партийное руководство, а под детьми — народ. В фильме детей убеждают, что пионерский лагерь принадлежит им, но всячески ограничивают их свободу действий, исключая тех, кто не вписывается в императивы поведения.
А если более пристально приглядеться к названию?
«Мы решили снимать картину в жанре жесткой, полуусловной сатирической комедии, адресованной прежде всего взрослой аудитории…
Такие явления, как догматизм, фанфаронство, демагогия, казёнщина, увы, еще бытующие в нашей жизни, приносят в области воспитания подрастающего поколения свой самый страшный вред, носят характер большой общественной опасности…
Нам казалось, что зерно приема, в котором следовало бы решать фильм, заключено в удачно придуманном названии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», т.к. оно состояло из двух противоречащих друг другу надписей.»
Элем Климов. Теоретическая часть дипломной работы – фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». – «Киноведческие записки», № 68, 2004 г.
Таким образом, можно рассмотреть послание, которое передаётся зрителю в фильме.
Если вы никогда не смотрели фильм с учетом понимания заложенной сатиры, то посмотрите еще раз со знанием того, что у фильма есть второй смысл. Вы получите совершенно другие ощущения от этого фильма. Лично у меня так и произошло…
2. Витя Косых, который играл Костю Иночкина, утаил от режиссёра своё неумение плавать — в течение недели мальчик научился плавать кролем по руководством мастер спорта по плаванию;
3. во время съёмок фильма Евгений Евстигнеев научил детей играть в карты.
На самом деле, удивительно, что этот фильм был первым художественным фильмом Климова и его выпускной дипломной работой во ВГИКе. Эта картина должна была засвидетельствовать как режиссёр усвоил полученные знания, принципы кинематографа и показать его собственную уникальность как автора.
И надо сказать, что по получившемуся фильму отчётливо видно, что Климов обладает хорошим чувством композиции, удачно использует крупные и общие планы, а также внедряет приёмы, характерные для советской школы кино.
На первый взгляд фильм можно рассматривать как добродушную комедию, в которой компашка дружелюбных шалопаев подшучивает над директором пионерского лагеря и одновременно помогает своему товарищу Косте Иночкину. Благодаря живому ритму, детской изобретательности и забавным ситуациям — получился очень хороший и динамичный развлекательный фильм.
Но Элем Климов, очевидно, не хотел ограничивать свои достижения этим единственным измерением, и политическая обстановка предоставила ему такую возможность: период после смерти Сталина и прихода к власти Никиты Хрущева был отмечен ослаблением культурной политики центральной власти, способствовавшей появлению новых талантов и относительной либерализации поднимаемых тем.
У Элема Климова получилось под видом детской комедии разместить тонкую сатиру на некоторые темы государственного и политического управления в СССР, а также отношения власти к народу.
В фильме проводится невидимая на первый взгляд аналогия, где под пионерским лагерем подразумевается СССР, под его директором — партийное руководство, а под детьми — народ. В фильме детей убеждают, что пионерский лагерь принадлежит им, но всячески ограничивают их свободу действий, исключая тех, кто не вписывается в императивы поведения.
А если более пристально приглядеться к названию?
«Мы решили снимать картину в жанре жесткой, полуусловной сатирической комедии, адресованной прежде всего взрослой аудитории…
Такие явления, как догматизм, фанфаронство, демагогия, казёнщина, увы, еще бытующие в нашей жизни, приносят в области воспитания подрастающего поколения свой самый страшный вред, носят характер большой общественной опасности…
Нам казалось, что зерно приема, в котором следовало бы решать фильм, заключено в удачно придуманном названии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», т.к. оно состояло из двух противоречащих друг другу надписей.»
Элем Климов. Теоретическая часть дипломной работы – фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». – «Киноведческие записки», № 68, 2004 г.
Таким образом, можно рассмотреть послание, которое передаётся зрителю в фильме.
Если вы никогда не смотрели фильм с учетом понимания заложенной сатиры, то посмотрите еще раз со знанием того, что у фильма есть второй смысл. Вы получите совершенно другие ощущения от этого фильма. Лично у меня так и произошло…
Интересные факты:
1. съёмки фильма проходили в двух пионерских лагерях: в пионерском лагере треста «Воркутауголь» (г. Алексин Тульской области) и в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орлёнок» (Туапсинский район Краснодарского края);2. Витя Косых, который играл Костю Иночкина, утаил от режиссёра своё неумение плавать — в течение недели мальчик научился плавать кролем по руководством мастер спорта по плаванию;
3. во время съёмок фильма Евгений Евстигнеев научил детей играть в карты.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
Фильм действительно стал политической сатирой, обнажившей всё двуличие жизни в стране.Почувствовал это я и на своём примере.Работал радиорегулировщиком на опытном заводе авиапрома со среднетехническим образованием после техникума и армии, где солдатом-срочником был в должности техника радиопередающего центра(!), проводил лично крупные ремонты мощной передающей станции и понадобилось мне повысить разряд с 5-го до 6-го.ФОРМАЛЬНО пришлось идти в ПТУ и год вечерами просиживать штаны в училище, имея обширный опыт разносторонней подготовки в техникуме, где нам дали такой объем знаний, что на производстве случалось учит некоторых инженеров.После присвоения разряда я оказался в заурядных кадрах, хотя имел даже экспонат моей разработки на ВДНХ.Оказалось, что всвязи с повышением разряда, зарплата прибавилась незначительно, а на 5-м была как-бы повышенная и я считался передовиком!!! Парадоксы во всём!!!
- ↓
+1
классика!
- ↓
+5
ООО! Обожаю этот фильм!
- ↓
+1
А та, свирепая докторша из этого фильма чем то напоминает недавнего глав. сан. врача Геннадия Онищенко… Тот же крик по любому малейшему поводу.
- ↓
+10
Интерпретировать этот фильм можно как угодно и под любым углом. Но найдётся ли человек которому этот фильм не нравится?
- ↓
-5
Фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», это чистая пародия на советский пионерский лагерь. О настоящем детстве, в том числе и в пионерских лагерях помню читал раньше только в повестях талантливого детского писателя В. Крапивина. Не видел только ни одной экранизации его работ.Наверное по той причине, что никто попросту не может передать атмосферу его творений.
- ↓
-2
НЕ УМНЫЙ!
- ↑
- ↓
+20
Вот только не нужно выдумывать «невидимые на первый взгляд аналогии», а тридцатилетнего режиссера-дебютанта выставлять непримиримым борцом с советским режимом. В любой советской комедии тогда присутствовала сатира и это было нормально. Кроме того, выпускался сатирический киножурнал «Фитиль» и начальников, героев сюжетов, как минимум, снимали с должности, как и после публикаций фельетонов в газетах, зачастую написанных по письмам читателей в редакцию.
Это сейчас сатиры вообще нет, потому что легко могут оштрафовать и посадить за критику власти и олигархов.
- ↓
0
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+8
До сих пор с удовольствием смотрю)
- ↓
-1
Название фильма — классический оксюморон. Уже настраивает на весёлый лад))
- ↓