"Пять вечеров". Один из лучших фильмов Никиты Михалкова
Кинокартина, создание которой даже не предполагалось, стала одним из лучших фильмов, снятых Никитой Михалковым. При каких обстоятельствах попала в фильм Людмила Гурченко и какие еще случайности сопровождала экранизация пьесы Володина.
Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году, сразу была поставлена и шла одновременно в московском «Современнике» и в ленинградском БДТ.
За небольшим исключением оба варианта были приняты публикой на «ура», но некоторые считали автора достаточно пессимистичным.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/ebb0739e67.jpg)
И вот, 1978 год, наступает момент экранизации этой истории.
Володин узнает, что снимать фильм будет Никита Михалков и не дает разрешения на съемку. По мнению автора, он слишком молод, чтобы достоверно передать непростую атмосферу 40-50-х годов, а осовременивать он ее не позволит.
Никита Михалков убедил его, что ретро-картины ему удаются, приведя в пример «Рабу любви», «Неоконченную пьесу для механического пианино» и «Свой среди чужих, чужой среди своих». В каждом фильме была определенная временная атмосфера, которую он передал с удивительной точностью.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/3989adcb1b.jpg)
Вообще, «Пяти вечерам» не суждено было случиться, фильм был снят довольно спонтанно. Просто в съемках «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» был вынужденный многомесячный простой, между первой и второй серией, и Никита Сергеевич боялся растерять съемочную группу.
Оператор, Павел Лебешев, предложил «быстренько» отснять небольшую камерную картину. После размышлений, что же такое можно взять и «быстренько» снять, с предложением пьесы «Пять вечеров» выступил уже Олег Табаков. Как раз опираясь на то, что действие происходит практически все время в квартире. Михалкову идея понравилась и уже совсем скоро работа шла уже на двух картинах одновременно: днем доснимали «Обломова», а вечером и ночью шли репетиции «Пяти вечеров».
Все пять эпизодов были сняты в трех квартирах и лестничных площадках, за исключением двух коротеньких сцен на переговорном пункте и в вокзальном ресторане.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/170bd5fa42.jpg)
Так случилось, что Михалков ранее обещал Людмиле Гурченко главную роль в «Неоконченной пьесе», но по причине того, что актриса сломала ногу, роль отдали Елене Соловей. Однако, режиссер свое обещание помнил, хоть Людмила Марковна и боялась, что забудет.
В итоге, она была утверждена сразу, без проб. И не зря.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/24c5526138.jpg)
А вот для Станислава Любшина роль в пьесе Володина была не в новинку, он дебютировал с ней на сцене «Современника», правда не в главной роли. Теперь ему предстояло вжиться в роль сложного взрослого персонажа и поэтому работали сообща: когда возникали спорные моменты, снимали два дубля — один «по-любшински», другой «по-михалковски».
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/b504edb31a.jpg)
Юных персонажей также «предоставил» Олег Табаков, который пообещал прислать самых перспективных из своих студентов. Начинающие актеры, 19-летняя Лариса Кузнецова («Самописка ты, вечное перо!») и 18-летний Игорь Нефедов, отлично справились со своими ролями.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/a99d18ed95.jpg)
Интересна история музыкального сопровождения фильма. Когда пьеса ставилась в 50-60-х годах тема лагерей была актуальна. Напрямую в пьесе не было сказано, что герой Любшина там был, но намеки были ясны. В спектакле использовали песню «Миленький ты мой», которая была известна, в том числе, как песня ссыльных.
А вот в кино взяли другую, потому что образ персонажа был немного изменен. Простую, но трогательную песню «Думы окаянные» считали народной и позвонили барду Сергею Никитину, чтобы он исполнил ее в фильме. Как оказалось, на самом деле авторство песни принадлежало барду и автору Юлию Киму («Губы окаянные»), но она как-то быстро улетела в народ, да еще и с разными названиями, и авторство позабылось.
Александр Володин регулярно присутствовал на съемках, однако ни единого раза не вмешался в съемочный процесс, дав творческому процессу свободу и, с интересом наблюдал какими деталями обрастает киноверсия пьесы, в отличие от театральной.
Володин признавался, что Станислав Любшин — это точнейшее попадание, именно такого Ильина он видел, когда писал пьесу. Ну а сама она — это почти автобиографичная история, была в его жизни такая же встреча.
Кстати, Любшин получил за роль в «быстреньком» фильме получил звание лучшего актера 1979 года на международном фестивале во Франции.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/6b84a1343e.jpg)
Фильм «Пять вечеров» является отличным примером великолепного творческого ансамбля, где все, от режиссера до съемочной группы работают единым организмом и понимают про что и зачем снимается картина.
Никита Михалков, вместе с гениальным оператором Павлом Лебешевым и художником Александром Адабашьяном (который, к слову, сыграл в фильме эпизодическую, но запоминающуюся роль), выбрали интересное цветовое решение картины, в блеклых оттенки сепии, напоминающих старые фотографии. И лишь в самом конце картины цвета становятся натурального цвета.
Камерное пространство коммунальной квартиры, камера практически не двигается, музыка эпохи 50-х… Стиль ретро, в совокупности с блестящим актерским составом, безусловно привлек зрителей и эту картину смело можно назвать одной из лучших в эпохе советского кинематографа.
Пьеса Александра Володина, написанная в 1959 году, сразу была поставлена и шла одновременно в московском «Современнике» и в ленинградском БДТ.
За небольшим исключением оба варианта были приняты публикой на «ура», но некоторые считали автора достаточно пессимистичным.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/ebb0739e67.jpg)
И вот, 1978 год, наступает момент экранизации этой истории.
Володин узнает, что снимать фильм будет Никита Михалков и не дает разрешения на съемку. По мнению автора, он слишком молод, чтобы достоверно передать непростую атмосферу 40-50-х годов, а осовременивать он ее не позволит.
Никита Михалков убедил его, что ретро-картины ему удаются, приведя в пример «Рабу любви», «Неоконченную пьесу для механического пианино» и «Свой среди чужих, чужой среди своих». В каждом фильме была определенная временная атмосфера, которую он передал с удивительной точностью.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/3989adcb1b.jpg)
Вообще, «Пяти вечерам» не суждено было случиться, фильм был снят довольно спонтанно. Просто в съемках «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» был вынужденный многомесячный простой, между первой и второй серией, и Никита Сергеевич боялся растерять съемочную группу.
Оператор, Павел Лебешев, предложил «быстренько» отснять небольшую камерную картину. После размышлений, что же такое можно взять и «быстренько» снять, с предложением пьесы «Пять вечеров» выступил уже Олег Табаков. Как раз опираясь на то, что действие происходит практически все время в квартире. Михалкову идея понравилась и уже совсем скоро работа шла уже на двух картинах одновременно: днем доснимали «Обломова», а вечером и ночью шли репетиции «Пяти вечеров».
Все пять эпизодов были сняты в трех квартирах и лестничных площадках, за исключением двух коротеньких сцен на переговорном пункте и в вокзальном ресторане.
![](https://image1.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/170bd5fa42.jpg)
Так случилось, что Михалков ранее обещал Людмиле Гурченко главную роль в «Неоконченной пьесе», но по причине того, что актриса сломала ногу, роль отдали Елене Соловей. Однако, режиссер свое обещание помнил, хоть Людмила Марковна и боялась, что забудет.
В итоге, она была утверждена сразу, без проб. И не зря.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/24c5526138.jpg)
А вот для Станислава Любшина роль в пьесе Володина была не в новинку, он дебютировал с ней на сцене «Современника», правда не в главной роли. Теперь ему предстояло вжиться в роль сложного взрослого персонажа и поэтому работали сообща: когда возникали спорные моменты, снимали два дубля — один «по-любшински», другой «по-михалковски».
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/b504edb31a.jpg)
Юных персонажей также «предоставил» Олег Табаков, который пообещал прислать самых перспективных из своих студентов. Начинающие актеры, 19-летняя Лариса Кузнецова («Самописка ты, вечное перо!») и 18-летний Игорь Нефедов, отлично справились со своими ролями.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/a99d18ed95.jpg)
Интересна история музыкального сопровождения фильма. Когда пьеса ставилась в 50-60-х годах тема лагерей была актуальна. Напрямую в пьесе не было сказано, что герой Любшина там был, но намеки были ясны. В спектакле использовали песню «Миленький ты мой», которая была известна, в том числе, как песня ссыльных.
А вот в кино взяли другую, потому что образ персонажа был немного изменен. Простую, но трогательную песню «Думы окаянные» считали народной и позвонили барду Сергею Никитину, чтобы он исполнил ее в фильме. Как оказалось, на самом деле авторство песни принадлежало барду и автору Юлию Киму («Губы окаянные»), но она как-то быстро улетела в народ, да еще и с разными названиями, и авторство позабылось.
Александр Володин регулярно присутствовал на съемках, однако ни единого раза не вмешался в съемочный процесс, дав творческому процессу свободу и, с интересом наблюдал какими деталями обрастает киноверсия пьесы, в отличие от театральной.
Володин признавался, что Станислав Любшин — это точнейшее попадание, именно такого Ильина он видел, когда писал пьесу. Ну а сама она — это почти автобиографичная история, была в его жизни такая же встреча.
Кстати, Любшин получил за роль в «быстреньком» фильме получил звание лучшего актера 1979 года на международном фестивале во Франции.
![](https://image2.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/6b84a1343e.jpg)
Фильм «Пять вечеров» является отличным примером великолепного творческого ансамбля, где все, от режиссера до съемочной группы работают единым организмом и понимают про что и зачем снимается картина.
Никита Михалков, вместе с гениальным оператором Павлом Лебешевым и художником Александром Адабашьяном (который, к слову, сыграл в фильме эпизодическую, но запоминающуюся роль), выбрали интересное цветовое решение картины, в блеклых оттенки сепии, напоминающих старые фотографии. И лишь в самом конце картины цвета становятся натурального цвета.
Камерное пространство коммунальной квартиры, камера практически не двигается, музыка эпохи 50-х… Стиль ретро, в совокупности с блестящим актерским составом, безусловно привлек зрителей и эту картину смело можно назвать одной из лучших в эпохе советского кинематографа.
![](https://image7.thematicnews.com/uploads/images/00/00/41/2020/12/29/72aea0a0be.jpg)
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+2
Любимый фильм и, на мой взгляд, замечательная пара Нефёдов — Кузнецова. Они даже естественней Гурченко, которая временами излишне «истерит» (хотя это её стиль).
- ↓
+5
Замечательный фильм)
- ↓
+5
Так заигрались в лагеря и теперь когда сроки в Архивах вышли бояться их открыть!
- ↓
+17
Любшин настолько достоверно сыграл разведчика Александра Белова (Йоган Вайс) в к/ф «Щит и меч», что после этого трудно было воспринимать его как то иначе (кроме, пожалуй, «Красной площади»). Говорить о «Пяти вечерах» как о картине Михалкова трудно, т.к. она больше похожа на спектакль, в которой так неожиданно раскрылся талант Станислава Любшина.
- ↓