Кассетные магнитолы Советского Союза

В начале 70х годов стало понятно, что формат компакт-кассеты Philips неуклонно увеличивает свою долю на рынке и вскоре станет доминирующим стандартом на рынке магнитной записи. В СССР начинается освоение массового производства кассетных магнитофонов.




Вслед за первой «Десной» начинается выпуск моделей «Весна», «Томь», «Воронеж», «Спутник», «Электроника», «Легенда», «Парус».




А вот с магнитолами как то сразу не заладилось. Первый вариант магнитолы разработал Ленинградский институт ВНИРПА еще в 1972 году. В качестве основы взяли радиоприемник «Ленинград-002», своей же разработки и лентопротяжный механизм от магнитофона «Весна-305» с небольшими доработками. Аппарат получился очень оригинальный, но совершенно не подходящий по цене для массового покупателя.




Через год на Ленинградском заводе им. Калинина запустили в производство магнитолу «Форум 301». Радиоприемная часть использовалась от всеволнового радиоприемника «Орион-301». Магнитола была всем хороша, для своего времени, но дальше опытной партии дело не пошло.



Документацию на магнитолу и оснастку передали на Симферопольский радиозавод «Фиолент». После незначительной доработки, с начала 1975 года, начали серийно выпускать под маркой «Ореанда-301». Именно она стала первой серийной кассетной магнитолой СССР. Цена магнитолы в розничной сети была 225 рублей 75 копеек.



На базе магнитолы «Ореанда-301» были разработаны модели «Вега-320» и «Томь-305», которые выпускались в Бердском и Томском радиозаводах.



Вскоре было налажено производство магнитол второго класса «Вэф-260-Sigma»



и магнитол первого класса «Рига-110» и «Aэлита-101»



и магнитолы высшего класса «Арго-002-стерео», «Брестье-002-стерео».



Что касается Симферопольского радиозавода «Фиолент», то они выпускали магнитолы практически еще четверть века: В 1978 году 301-ую модель сменила «Ореанда-302»



В 1980 году магнитолу радикально модернизировали, практически заменив радиоприемную часть. Переключатель диапазонов стал барабанного типа. Так же поменялась и схема усилителя. Электропитание от батарей сделали нестандартным -10,5 Вольта (7 батареек 343). Класс магнитолы повысили до второго, модель получила название «Ореанда-201».



В 1985 году начался выпуск стерео магнитолы «Ореанда-203-стерео». В схему добавились модные опции: устройство расширения стереобазы, СШ, автопоиск фонограмм по паузам.



С 1989 года перешли на выпуск двухкассетной модели магнитолы «Ореанда-РМ-204-С». Ко всем предыдущим опциям прибавился эквалайзер и микропроцессорное управление лентопротяжным механизмом. Ну и как дань моде тех лет подняли выходную мощность до 3,5 Вт на канал. Свежие батарейки израсходовать за один вечер было очень даже просто.



В 1998 году подготовили очередную модель «Ореанда РМ-214-стерео», но выпуск ограничился опытной партией.
Дольше всех выпускал магнитолы Кишиневский радиозавод. В 2000 году они перешли на выпуск новой модели «Electronika RM-201»

« Первые конкурсы красоты Советского Союза
50 лет назад произошёл триумф советской подлодки »
  • +173

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+1
«Романтик»
+7
«Вэф-260-Sigma» у меня ещё работает… сам удивляюсь )))
+5
У меня до сих пор жив двухкассетник VEF 287.
-2
Вся наша аудиотехника ломалась в первые дни эксплуатации, после ремонта частенько служила неплохо, сужу по своему пригрывателю Арктур-оо4 и магнитофонам кажется НОТА-203 и Илеть.При чем в гарантию черти-куда приходилось возить самому на моторе
0
Если про технику конца 80-х, то да. И по рассказам и лично видел это. Про технику выпущенную раньше, как то ничего особо плохого ни от кого тогда не слышал.
0
Не «Брестье», а «Берестье» — двухкассетник брестского электромеханического завода
+1
Берестье не был двухкассетником.
+4
Помню всегда мечтал купить Арго-006, нравился мне больше чем некоторые японцы.
+1
Мне «Арго-004» нравился намного больше, чем 006. М.б. потому что туда навтыкали «модные» ползунки и никчемный эквалайзер? Тогда это было очень в ходу. (мне это и в «Ореанде РМ-204-С» тоже не очень нравилось).
+10
В разное время были «Арго-004»(595р.), «Ореанда РМ-204-с»(690р.), «Рига-310-С»(350р.) и «Весна М-310С-2»(), т.е. как видно, все магнитолы были только стерео. Из монофонических магнитол очень неплохо выглядела «ВЭФ-260-Сигма» и она, к тому же, имела венгерский ЛПМ, но стоила не дешево — (270-300р). А упомянутые ранее в комментах «Рига-110» и «Аэлита-101» (кстати, это одно и то же, только от разных заводов) стоили хоть не на много, но все же дороже (310-380р). Магнитол в 80-х было выпущено великое множество (как и в целом кассетников), и многие из них были весьма интересны. Например удивительно, что в обзор не попала первая стереомагнитола 1-го класса «Казахстан-101-стерео» (840р.), или такие уникальные магнитолы, как «Томь РЭМ-209С» в состав которой входил вполне автономный кассетный плеер, который мог работать на головные телефоны (наушники). Магнитола стоила 690р. (некондиция 380р). Интересной была также магнитола ''Вега РМ-250С-2'', в которой был применён японский реверсный лентопротяжный механизм фирмы Tanashin (гос. цены уже не было, т.к. магнитола выпускалась с 1993г.). Все мои личные магнитолы приобретались исключительно новыми исходя из принципа «цена-качество» и, надо сказать, оказались весьма удачными аппаратами, а «Ореанда» и вовсе стала моим «аватаром». Однако, время магнитол довольно быстро ушло в прошлое и вместо них появились стационарные кассетные деки, но это уже совсем другая история.
+2
Были и Рига 110 и Аэлита 101. Прекрасный УКВ приём, шумоподавление на воспроизведение кассет. На КВ ловился Голос Америки.
0
Интересно, «Легенда-404» относится к магнитолам?
+4
Нет, к магнитолам относилась только «Легенда РМ-207С», но она не имела ничего общего с «Легенда 404» и скорее была похожа на «Легенда М-306-С», на базе которой была выпущена.
0
Помню это чудовище. Название одно- диктофон воспроизведения, не более.
0
401 тогда. 404 был еще огого.