"Афоня". Кто сыграл эпизодические роли в этом шедевре?
В бессмертном фильме Георгия Данелия «Афоня», который почти весь разобран на цитаты, снялось много известных артистов. Исполнителей главных ролей мы знаем хорошо. О самом съёмочном процессе в Ярославле написано также немало. Но в картине снялось много актёров с двухкопеечным текстом, и они со звёздами наравне являлись участниками ткания этого неповторимого кинополотна.
Л. Куравлёв, Е. Леонов, Г. Данелия
Наш любимый, истинно народный артист, Леонид Куравлёв, раскрылся в «Афоне» во всей своей красе. В каком-то смысле это инкарнация шукшинского Пашки Колокольникова. Также врёт на ходу, или скорей фантазирует сам не знает зачем, также быстр на слово, и сыплет поговорками. Куравлёву всё было по силам. Он играл такие разноплановые роли, что дух захватывает. Ему ничего не стоит перевоплотиться в Шуру Балаганова, Хому Брута, мошенника Жоржа Милославского (который о России сетует больше царя), и даже в одноглазого эсэсовца Айсмана. Но народные персонажи Леонида Куравлёва это особая статья, это всегда правдиво, всегда по-русски.
Снять фильм про агента 007, чтобы это захватило зрителя — много ума не надо. А вот снять фильм про сантехника, чтобы люди не отрываясь от экрана смотрели час двадцать минут, и потом ещё многократно фильм пересматривали — это уже надо быть гением.
У Данелии были свои актёры-талисманы, которых он снимал регулярно в своих фильмах. Евгений Леонов и песня про Марусеньку — кочевали из фильма в фильм. Владимир Басов в эпизодах тоже. Именно Данелия нам открыл В. Басова-актёра.
Роли в «Афоне» Нины Руслановой, Готлиба Ронинсона, Валентины Талызиной, Нины Масловой, Савелия Крамарова, Николая Парфёнова, Николая Гринько, пусть и очень небольшие, но были достаточно отмечены всеми. Это были роли второго плана. А в фильме еще было немало ролей третьего плана — совсем незначительных, но не менее ценных. Вот о них и хотелось бы поговорить.
***
Тётю Фросю, что так и не дождалась своего Горбунка, сыграла Раиса Куркина. Это известная актриса сыграла в кино 75 ролей.
Телефонистку, что ищет Афоне его Катю Снегирёву сыграла Татьяна Тетерина. Она была не киноартистка, работала в «Москонцерте» как ведущая концертных программ, исполнительница романсов, эстрадных песен.
Роль девушки в парике к которой пришёл Афоня, и получил от ворот поворот: «Ну и иди! Шёл — и иди… Мимо!», — сыграла известная артистка Тамара Совчи.
Роль кассира, что в начале фильма выдаёт аванс Афоне, исполнила Нина Вильгемовна Добреро. Она сыграла в кино очень мало ролей, и все они были небольшие. Дебют её как актрисы состоялся еще до войны в фильме «Свинарка и Пастух». Потом были 15 лет в сталинских лагерях, куда она попала за свои немецкие корни. После освобождения работала художником, и подрабатывала в массовках.
Молодого милиционера на аэродроме сыграл начинающий девятнадцатилетний актёр Михаил Васьков. Это был его дебют в кино. В дальнейшем он стал известным артистом и много снимался.
Практикантов из ПТУ сыграли молодые ребята, непрофессиональные актёры Вячеслав Чигарин и Владимир Фомичёв. Г. Данелия своих протеже часто поддерживал и в дальнейшем, и в «Мимино» В. Чигарину дал маленькую роль мужа Светланы, героини М. Дюжевой.
Слева — В. Фомичёв, справа — В. Чигарин
Очень известные актёры сидят на собрании в красном уголке ЖЭКа. Раднер Муратов, известный как Василий Али-Бабаевич из «Джентльменов удачи», Павел Любешкин, переигравший много ролей в кино (около 130 киноработ), Александр Потапов, Владимир Басов, Михаил Светин и др.
Роль грузчика, разгружающего ящики с кефиром, коллегу Федула (Б. Брондукова) сыграл Виктор Васильевич Крючков. Он много играл в массовках, и у Г. Данелии еще засветился в эпизоде в «Мимино». Это его не пускает во двор Фрунзик. Работал мультипликатором, потом стал режиссёром-постановщиком на Мосфильме. Поставил несколько кинофильмов, но в перестроечное время ушёл из кино и стал священником. По сей день служит в церкви в Тверской области. Его начальницу, завмага, сыграла Людмила Цветкова — мастер маленьких ролей, которых у нее в кино накопилось под сорок.
Роль соседки Афони, сказавшей Кате, что он уехал в деревню, сыграла Галина Белинская. Она была директором фильма «Афоня». Галина Белинская работала директором фильмов на очень многих советских картинах.
Небольшую роль кавказца открывшего дверь Афоне сыграл Юсуп Даниялов. В «Афоне» он был ассистентом режиссёра. Его многие помнят по роли начальника редакции газеты в герасимовском «Журналисте». Юсуп Даниялов работал на многих картинах вторым режиссёром и как режиссёр-постановщик снял несколько фильмов.
Директора Дома культуры сыграл Александр Лёвушкин. Он не был киноартистом, а всю жизнь был артистом хора Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова. При этом сыграл с десяток небольших ролей в кино.
Режиссёра театра, который кричит, — Товарищ, что вам здесь надо!, — сыграл известный советский режиссёр и актёр, старый знакомый Г. Данелия, Геннадий Ялович. У него была яркая роль в комедии «Тридцать три», и небольшая роль в «Я шагаю по Москве». Ещё он играет молодого доктора наук, который поднимает тост за Гогу в «Москва слезам не верит»
Роль второго алкаша, с пузом и в галстуке набекрень, сыграл известный питерский актёр Игорь Боголюбов.
Мужа героини Нины Масловой, сыграл знаменитый актёр, друг В. Шукшина, Алексей Ванин. Актёр на секунду появляется в кадре произнеся только короткую фразу: «А, крокодил Гена, очень приятно!»
На той же танцплощадке отметился небольшой ролью Александр Новиков. Это он прыгает козлом, и получает от Афони титул «титьки тараканьей». Г. Данелия потом пригласил его в «Мимино» на роль музыканта, где он произносит фразу, — «Эта песня посвящается нашему другу из солнечного Дилижана». Актёр и после снимался в кино. Последняя его работа была в 2008 году в сериале «Моя прекрасная няня».
Очень запомнилась всем зрителям сцена на танцплощадке. Из музыкантов в кадре засветились барабанщик Владимир Полонский, гитарист Юрий Шахназаров и бас-гитарист Александр Лерман. В титрах написано, что это группа «Аракс». Это так и было в тот момент, но все три музыканта совсем незадолго до этого играли в группе Александра Градского «Скоморохи». Песня «Мемуары» написанная Ю. Шахназаровым на стихи Ю. Сауткина исполнялась музыкантам еще со «Скоморохами».
А вот группе «Машина времени» не повезло. Они в кадр не попали. Их вырезали. Зато звучит их песня в блюзовой аранжировке «Солнечный остров». Как рассказывал А. Макаревич, они получили хороший гонорар за работу и купили для группы дорогой магнитофон «Грюндик». Еще А. Макаревич рассказывал, что вопрос специального приглашения массовки на танцы отпал сам собой, когда повесили объявление, что в таком-то клубе будет выступать «Машина времени».
Очень уморительно выглядит сцена другого танца Афони в кафе, где на сцене выступает женский ансамбль с очень харизматичным вокалом Чулпан Валишиной. Этот ансамбль нашла ассистентка Г.Н. Данелии где-то в провинции. История этого коллектива малоизвестна. Частушка «Милый чё» стала очень популярной.
И в заключение стоит сказать, что в кафе где танцует Афоня за столиком сидит автор сценария фильма «Афоня» Александр Бородянский. Человек, который подарил нам текст этого разобранного на цитаты фильма.
Л. Куравлёв, Е. Леонов, Г. Данелия
Наш любимый, истинно народный артист, Леонид Куравлёв, раскрылся в «Афоне» во всей своей красе. В каком-то смысле это инкарнация шукшинского Пашки Колокольникова. Также врёт на ходу, или скорей фантазирует сам не знает зачем, также быстр на слово, и сыплет поговорками. Куравлёву всё было по силам. Он играл такие разноплановые роли, что дух захватывает. Ему ничего не стоит перевоплотиться в Шуру Балаганова, Хому Брута, мошенника Жоржа Милославского (который о России сетует больше царя), и даже в одноглазого эсэсовца Айсмана. Но народные персонажи Леонида Куравлёва это особая статья, это всегда правдиво, всегда по-русски.
Снять фильм про агента 007, чтобы это захватило зрителя — много ума не надо. А вот снять фильм про сантехника, чтобы люди не отрываясь от экрана смотрели час двадцать минут, и потом ещё многократно фильм пересматривали — это уже надо быть гением.
У Данелии были свои актёры-талисманы, которых он снимал регулярно в своих фильмах. Евгений Леонов и песня про Марусеньку — кочевали из фильма в фильм. Владимир Басов в эпизодах тоже. Именно Данелия нам открыл В. Басова-актёра.
Роли в «Афоне» Нины Руслановой, Готлиба Ронинсона, Валентины Талызиной, Нины Масловой, Савелия Крамарова, Николая Парфёнова, Николая Гринько, пусть и очень небольшие, но были достаточно отмечены всеми. Это были роли второго плана. А в фильме еще было немало ролей третьего плана — совсем незначительных, но не менее ценных. Вот о них и хотелось бы поговорить.
***
Тётю Фросю, что так и не дождалась своего Горбунка, сыграла Раиса Куркина. Это известная актриса сыграла в кино 75 ролей.
Телефонистку, что ищет Афоне его Катю Снегирёву сыграла Татьяна Тетерина. Она была не киноартистка, работала в «Москонцерте» как ведущая концертных программ, исполнительница романсов, эстрадных песен.
Роль девушки в парике к которой пришёл Афоня, и получил от ворот поворот: «Ну и иди! Шёл — и иди… Мимо!», — сыграла известная артистка Тамара Совчи.
Роль кассира, что в начале фильма выдаёт аванс Афоне, исполнила Нина Вильгемовна Добреро. Она сыграла в кино очень мало ролей, и все они были небольшие. Дебют её как актрисы состоялся еще до войны в фильме «Свинарка и Пастух». Потом были 15 лет в сталинских лагерях, куда она попала за свои немецкие корни. После освобождения работала художником, и подрабатывала в массовках.
Молодого милиционера на аэродроме сыграл начинающий девятнадцатилетний актёр Михаил Васьков. Это был его дебют в кино. В дальнейшем он стал известным артистом и много снимался.
Практикантов из ПТУ сыграли молодые ребята, непрофессиональные актёры Вячеслав Чигарин и Владимир Фомичёв. Г. Данелия своих протеже часто поддерживал и в дальнейшем, и в «Мимино» В. Чигарину дал маленькую роль мужа Светланы, героини М. Дюжевой.
Слева — В. Фомичёв, справа — В. Чигарин
Очень известные актёры сидят на собрании в красном уголке ЖЭКа. Раднер Муратов, известный как Василий Али-Бабаевич из «Джентльменов удачи», Павел Любешкин, переигравший много ролей в кино (около 130 киноработ), Александр Потапов, Владимир Басов, Михаил Светин и др.
Роль грузчика, разгружающего ящики с кефиром, коллегу Федула (Б. Брондукова) сыграл Виктор Васильевич Крючков. Он много играл в массовках, и у Г. Данелии еще засветился в эпизоде в «Мимино». Это его не пускает во двор Фрунзик. Работал мультипликатором, потом стал режиссёром-постановщиком на Мосфильме. Поставил несколько кинофильмов, но в перестроечное время ушёл из кино и стал священником. По сей день служит в церкви в Тверской области. Его начальницу, завмага, сыграла Людмила Цветкова — мастер маленьких ролей, которых у нее в кино накопилось под сорок.
Роль соседки Афони, сказавшей Кате, что он уехал в деревню, сыграла Галина Белинская. Она была директором фильма «Афоня». Галина Белинская работала директором фильмов на очень многих советских картинах.
Небольшую роль кавказца открывшего дверь Афоне сыграл Юсуп Даниялов. В «Афоне» он был ассистентом режиссёра. Его многие помнят по роли начальника редакции газеты в герасимовском «Журналисте». Юсуп Даниялов работал на многих картинах вторым режиссёром и как режиссёр-постановщик снял несколько фильмов.
Директора Дома культуры сыграл Александр Лёвушкин. Он не был киноартистом, а всю жизнь был артистом хора Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. Александрова. При этом сыграл с десяток небольших ролей в кино.
Режиссёра театра, который кричит, — Товарищ, что вам здесь надо!, — сыграл известный советский режиссёр и актёр, старый знакомый Г. Данелия, Геннадий Ялович. У него была яркая роль в комедии «Тридцать три», и небольшая роль в «Я шагаю по Москве». Ещё он играет молодого доктора наук, который поднимает тост за Гогу в «Москва слезам не верит»
Роль второго алкаша, с пузом и в галстуке набекрень, сыграл известный питерский актёр Игорь Боголюбов.
Мужа героини Нины Масловой, сыграл знаменитый актёр, друг В. Шукшина, Алексей Ванин. Актёр на секунду появляется в кадре произнеся только короткую фразу: «А, крокодил Гена, очень приятно!»
Теперь перейдём к танцам и музыкальной части фильма.
Просто бомбической стала коротенькая роль Татьяны Распутиной. Она сыграла девушку с большой грудью с которой танцует Афоня. На самом деле Татьяна в жизни была очень весёлой и жизнерадостной, и здесь она сыграла роль томной красотки с коровьими глазами, на одном мастерстве. После Г. Данелия пригласил Татьяну в «Мимино». Это она отплясывает лезгинку в ресторане. Татьяна была женой композитора Ильи Катаева, сына знаменитого автора «Золотого телёнка» Евгения Петрова. Татьяна окончила ГИТИС, и долгое время работала в театре юного зрителя. В кино играла редко. Большую известность получила её работа в первом отечественном сериале «День за днём». В начале 90-х годов вместе с мужем, композитором Ильей Катаевым, эмигрировала в США. Они вместе работали на радиостанции «Надежда» в городке Форт Ли. Умерла в 2003 году.На той же танцплощадке отметился небольшой ролью Александр Новиков. Это он прыгает козлом, и получает от Афони титул «титьки тараканьей». Г. Данелия потом пригласил его в «Мимино» на роль музыканта, где он произносит фразу, — «Эта песня посвящается нашему другу из солнечного Дилижана». Актёр и после снимался в кино. Последняя его работа была в 2008 году в сериале «Моя прекрасная няня».
Очень запомнилась всем зрителям сцена на танцплощадке. Из музыкантов в кадре засветились барабанщик Владимир Полонский, гитарист Юрий Шахназаров и бас-гитарист Александр Лерман. В титрах написано, что это группа «Аракс». Это так и было в тот момент, но все три музыканта совсем незадолго до этого играли в группе Александра Градского «Скоморохи». Песня «Мемуары» написанная Ю. Шахназаровым на стихи Ю. Сауткина исполнялась музыкантам еще со «Скоморохами».
А вот группе «Машина времени» не повезло. Они в кадр не попали. Их вырезали. Зато звучит их песня в блюзовой аранжировке «Солнечный остров». Как рассказывал А. Макаревич, они получили хороший гонорар за работу и купили для группы дорогой магнитофон «Грюндик». Еще А. Макаревич рассказывал, что вопрос специального приглашения массовки на танцы отпал сам собой, когда повесили объявление, что в таком-то клубе будет выступать «Машина времени».
Очень уморительно выглядит сцена другого танца Афони в кафе, где на сцене выступает женский ансамбль с очень харизматичным вокалом Чулпан Валишиной. Этот ансамбль нашла ассистентка Г.Н. Данелии где-то в провинции. История этого коллектива малоизвестна. Частушка «Милый чё» стала очень популярной.
И в заключение стоит сказать, что в кафе где танцует Афоня за столиком сидит автор сценария фильма «Афоня» Александр Бородянский. Человек, который подарил нам текст этого разобранного на цитаты фильма.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
познавательно и интересно. спасибо.
- ↓
+5
За эту статью — спасибо!
- ↓
+8
«Слышь… Родственничек! Гони рубль. Мне Афоня рубль должен!...(после поправки-наводки кореша)… Два рубля!» Ну а танец с секс-бомбой в ресторане… Просто «классика жанра»! Замечательный фильм!
- ↓
+9
классный фильм!!!
- ↓
+7
Ну насчёт «15 лет лагерей за немецкие корни» автор загнул!
- ↓
+8
На кинотеатре «Казахстан» на Ленинском в Москве висела огромная афиша этого фильма, где помимо фамилий исполнителей главных ролей было крупно написано: ВИА «Аракс». Естественно, мы, студенты, сразу купили билеты. В итоге «Аракс» проскочил как-то мимо, а сам фильм мы посмотрели с удовольствием. Но рекламный трюк был хорош.
- ↓
+2
Где там Гринько был?..!
- ↓
+7
В конце фильма, когда принес Афоне письма тети и отца, погибшего на фронте… Дядя Егор по моему звали его…
- ↑
- ↓
+10
Замечательная комедия, даже поучительная, с удовольствием смотрю)
- ↓
+16
Фильм на все времена.
- ↓
Комментарий удалён за нарушение