«Пираты XX века». Самый кассовый фильм Советского Союза
В этом году исполнилось 40 лет со дня выхода в прокат легендарного советского фильма «Пираты XX века». И кто бы, и что бы не говорил — это первый в истории мирового кинематографа классический боевик в том формате, в котором мы привыкли их видеть на большом экране. Да, вы не ослышались — это не первый советский боевик, а первый боевик такого формата вообще.
Интересно? Тогда продолжим!
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
А вот, то что было реально — это пиратство. Источником бед выступал Тайвань, в водах которого с негласного разрешения и поощрения властей, находящихся под защитой США, производился грабеж международных торговых и грузовых судов. В течении 1950-х — 1970-х годов пострадали британские, панамские, польские, греческие суда, также было нападение и на советское грузовое судно.
Так, в 1954 году пираты захватили советский танкер «Туапсе», доставлявший в Китай с реактивное топливо. Членов экипажа взяли в заложники. Путем дипломатических переговоров через 13 месяцев удалось вернуть немногим более половины экипажа — 29 человек из 49.
Чтобы исключить дальнейшие нападения на советские суда ВМФ СССР провёл спецоперацию — замаскировал десантный корабль под торговое судно и через дипломатические каналы пустил дезинформацию о том, что оно перевозит крупную партию золота и опиума для советской фармацевтической промышленности. Пираты наживку заглотили и напали на корабль. Вместо золота и опиума советские морские пехотинцы раздали всем пиратам порции свинца и тротила, да так, что из нападающих не выжил никто. После этого пираты начали обходить советские суда стороной.
А вот то, что многие выдают за основу сценария «Пиратов XX века» — кровавую и жестокую историю нападения пиратов на итальянское судно, которое перевозило урановую руду, послужило лишь толчком для того, чтобы Станислав Говорухин заинтересовался данной темой и предложил Борису Дурову вместе проработать сценарий будущего фильма. К слову — это пиратское нападение произошло в конце 1970-х годов и никто из членов экипажа тогда не выжил, а 200 тонн урановой руды были безвозвратно утрачены.
Фактически, в сценарии получился собирательный сюжет на основе элементов разных, действительно имевших место, пиратских нападений.
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Причем получилась удивительная история — фильм успели снять и выпустить на большой экран в период «оттепели» по отношению к этому виду спорта. То есть до 1978 года карате в СССР было под запретом, в 1978-1981 — полностью разрешено, в 1981-1984 — частично разрешено, а с мая 1984 года вновь оказалось под полным запретом, вплоть до уголовной ответственности за обучение. Да, причем в 1978 году даже успели создать Федерацию карате СССР, а в 1981 — провести первый чемпионат СССР по карате).
На удивление запрет карате в 1984 году никак не сказался на ограничении фильма в прокате.
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Изначально Борис Дуров не увидел в Николае Ерёменко главного героя «Пиратов XX века», объяснив что представляет себе другой типаж героя.
«Обычно не меня выбирали, а я выбирал: с тех пор как снялся в «Красном и черном», на меня всегда был спрос. Мне очень хотелось сыграть в «Пиратах…», но режиссер Дуров не уверен был, что «любимец дам» потянет роль героя крутого боевика. Уж больно стойкий был у меня тогда имидж «Жюльена Сореля». Разговариваем мы, вижу, не очень-то он ко мне расположен, читаю в его глазах сомнения. Я тогда подошел поближе к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль…»«Все трюки на съемках я выполнял сам. А мне за это ни рубля не заплатили. А ведь я тогда чуть не погиб. Помните эпизод, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно, рядом с бортом, выныриваю и — о боже! — чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Не знаю уж, как удалось выбраться…»
Николай Ерёменко, из книги «Красавцы советского кино», Раззаков Федор // Эксмо, 2012 год
Этот фильм часто называют первым советским боевиком, но давайте на минуту задумаемся, действительно ли до «Пиратов XX века» были зарубежные фильмы в таком формате? Особенно если исключить вестерны, военные и шпионские фильмы, боевые искусства и фантастику?
Сможете назвать хоть один?
Хоть один фильм, события которого происходят в современном мире, где присутствуют зрелищные драки, захват заложников, перестрелки, взрывы и фактически один герой противостоит целой банде, а в итоге побеждает. Вышедший до 1980 года.
Подсказка: «Рэмбо» вышел в 1982 году, «Коммандос» — в 1985, «Крепкий орешек» — в 1988 году…
Да, я думаю, что классический боевик начался именно с «Пиратов XX века», с советского фильма, а масштабное развитие уже получил в Голливуде в 1980-х, 1990-х и 2000-х.
Можно сколько угодно рассуждать, как у них это получилось, с какими трудностями они столкнулись, что заимствовали, что придумывали, как отсекали всю сентиментальность и идеологию, оставляя чистое действие и динамику (сейчас говорят «экшен»). Наверно, можно целую книгу написать. Но главное — у них получилось, они это сделали!
Вполне вероятно, что можно привести множество аргументов как «за», так и «против» моего мнения, но я считаю именно так.
Если же брать все фильмы, которые формально подходят под название боевика, то первым советским боевиком его называть нельзя: «Белое солнце пустыни» (1969), «Неуловимые мстители» (1966), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).
Спасение женщин с тонущего судна персонажем Ерёменко было снято в специально изготовленных декорациях в бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре.
Однако, неравнодушный сотрудник особого отдела Госфильмофонда решил отправить фильм на дачу к Леониду Брежневу, который после просмотра настолько проникся сюжетом и отвагой советских моряков, что рекомендовал немедленно выпустить картину на широкий экран.
1. В 1986 году вышел фильм «Тайны мадам Вонг», который задумывался Станиславом Говорухиным, как продолжение «Пиратов XX века», однако Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, которые должны были сыграть главных героев, после ознакомления со сценарием — отказались;
2. В начале 1990-х Станислав Говорухин и Николай Ерёменко решили вместе поработать над продолжением фильма, которое бы устроило и режиссёра, и главного актёра, но случившийся «развал» СССР сильнейшим образом ударил по отечественной киноиндустрии и их планам не суждено было сбыться.
Но с учетом того, что наиболее часто сиквел оказывается хуже оригинала, то может быть и к лучшему…
Интересно? Тогда продолжим!
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
На основе реальных событий?
Хотя во многих источниках и указывается, что фильм основан на реальных событиях, на самом деле это не совсем так. На мой взгляд, если фильм основывается на реальной истории, то повествование происходит действительно очень близко к реальным событиям. Непосредственно такой истории, которая происходит в «Пиратах XX века», где пираты захватили судно с ценным грузом и взяли заложников, а члены команды сумели уничтожить пиратскую банду и освободить заложников — не было.А вот, то что было реально — это пиратство. Источником бед выступал Тайвань, в водах которого с негласного разрешения и поощрения властей, находящихся под защитой США, производился грабеж международных торговых и грузовых судов. В течении 1950-х — 1970-х годов пострадали британские, панамские, польские, греческие суда, также было нападение и на советское грузовое судно.
Так, в 1954 году пираты захватили советский танкер «Туапсе», доставлявший в Китай с реактивное топливо. Членов экипажа взяли в заложники. Путем дипломатических переговоров через 13 месяцев удалось вернуть немногим более половины экипажа — 29 человек из 49.
Чтобы исключить дальнейшие нападения на советские суда ВМФ СССР провёл спецоперацию — замаскировал десантный корабль под торговое судно и через дипломатические каналы пустил дезинформацию о том, что оно перевозит крупную партию золота и опиума для советской фармацевтической промышленности. Пираты наживку заглотили и напали на корабль. Вместо золота и опиума советские морские пехотинцы раздали всем пиратам порции свинца и тротила, да так, что из нападающих не выжил никто. После этого пираты начали обходить советские суда стороной.
А вот то, что многие выдают за основу сценария «Пиратов XX века» — кровавую и жестокую историю нападения пиратов на итальянское судно, которое перевозило урановую руду, послужило лишь толчком для того, чтобы Станислав Говорухин заинтересовался данной темой и предложил Борису Дурову вместе проработать сценарий будущего фильма. К слову — это пиратское нападение произошло в конце 1970-х годов и никто из членов экипажа тогда не выжил, а 200 тонн урановой руды были безвозвратно утрачены.
Фактически, в сценарии получился собирательный сюжет на основе элементов разных, действительно имевших место, пиратских нападений.
Свободная демонстрация карате
А вот то, что фильм «Пираты XX века» стал первым в истории советского кинематографа, в котором демонстрируются приёмы карате (или «каратэ», как тогда писали) — действительно правда.Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Причем получилась удивительная история — фильм успели снять и выпустить на большой экран в период «оттепели» по отношению к этому виду спорта. То есть до 1978 года карате в СССР было под запретом, в 1978-1981 — полностью разрешено, в 1981-1984 — частично разрешено, а с мая 1984 года вновь оказалось под полным запретом, вплоть до уголовной ответственности за обучение. Да, причем в 1978 году даже успели создать Федерацию карате СССР, а в 1981 — провести первый чемпионат СССР по карате).
На удивление запрет карате в 1984 году никак не сказался на ограничении фильма в прокате.
Утверждение Ерёминко на главную роль
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Изначально Борис Дуров не увидел в Николае Ерёменко главного героя «Пиратов XX века», объяснив что представляет себе другой типаж героя.
«Обычно не меня выбирали, а я выбирал: с тех пор как снялся в «Красном и черном», на меня всегда был спрос. Мне очень хотелось сыграть в «Пиратах…», но режиссер Дуров не уверен был, что «любимец дам» потянет роль героя крутого боевика. Уж больно стойкий был у меня тогда имидж «Жюльена Сореля». Разговариваем мы, вижу, не очень-то он ко мне расположен, читаю в его глазах сомнения. Я тогда подошел поближе к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль…»«Все трюки на съемках я выполнял сам. А мне за это ни рубля не заплатили. А ведь я тогда чуть не погиб. Помните эпизод, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно, рядом с бортом, выныриваю и — о боже! — чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Не знаю уж, как удалось выбраться…»
Николай Ерёменко, из книги «Красавцы советского кино», Раззаков Федор // Эксмо, 2012 год
Создание нового формата кино
Вот мы и подобрались к самому интересному.Этот фильм часто называют первым советским боевиком, но давайте на минуту задумаемся, действительно ли до «Пиратов XX века» были зарубежные фильмы в таком формате? Особенно если исключить вестерны, военные и шпионские фильмы, боевые искусства и фантастику?
Сможете назвать хоть один?
Хоть один фильм, события которого происходят в современном мире, где присутствуют зрелищные драки, захват заложников, перестрелки, взрывы и фактически один герой противостоит целой банде, а в итоге побеждает. Вышедший до 1980 года.
Подсказка: «Рэмбо» вышел в 1982 году, «Коммандос» — в 1985, «Крепкий орешек» — в 1988 году…
Да, я думаю, что классический боевик начался именно с «Пиратов XX века», с советского фильма, а масштабное развитие уже получил в Голливуде в 1980-х, 1990-х и 2000-х.
Можно сколько угодно рассуждать, как у них это получилось, с какими трудностями они столкнулись, что заимствовали, что придумывали, как отсекали всю сентиментальность и идеологию, оставляя чистое действие и динамику (сейчас говорят «экшен»). Наверно, можно целую книгу написать. Но главное — у них получилось, они это сделали!
Вполне вероятно, что можно привести множество аргументов как «за», так и «против» моего мнения, но я считаю именно так.
Если же брать все фильмы, которые формально подходят под название боевика, то первым советским боевиком его называть нельзя: «Белое солнце пустыни» (1969), «Неуловимые мстители» (1966), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).
Съемки в Крыму
Съемки фильма проходили в Крыму, в том числе на кадры попали: Тархункут, Карадага, м. Капчик, Голубая (Разбойничья) бухта, м. Хамелеон, Ялта, Большой Атлеш.Спасение женщин с тонущего судна персонажем Ерёменко было снято в специально изготовленных декорациях в бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре.
Запрет после закрытого показа
На закрытом показе руководящим работникам ЦК ВЛКСМ фильм очень сильно раскритиковали, руководитель советского комсомола Борис Пастухов назвал картину «идеологически вредной» из-за обилия жестоких сцен и демонстрации вредной для советского человека идеологии. Фильм к прокату в кинотеатрах страны запретили.Однако, неравнодушный сотрудник особого отдела Госфильмофонда решил отправить фильм на дачу к Леониду Брежневу, который после просмотра настолько проникся сюжетом и отвагой советских моряков, что рекомендовал немедленно выпустить картину на широкий экран.
Невероятный успех в прокате
В 1980 году фильм «Пираты XX века» вышел в прокат. Такого успеха не мог предвидеть никто. Фильм стал абсолютным лидером по количеству зрителей. Только в 1980 году его посмотрели почти 90 млн. человек, а к 1992 году совокупная зрительская аудитория, посмотревших фильм в кинотеатрах страны, составила более 250 млн. человек.Продолжения не получилось
К сожалению — да, не получилось. Причем было несколько попыток:1. В 1986 году вышел фильм «Тайны мадам Вонг», который задумывался Станиславом Говорухиным, как продолжение «Пиратов XX века», однако Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, которые должны были сыграть главных героев, после ознакомления со сценарием — отказались;
2. В начале 1990-х Станислав Говорухин и Николай Ерёменко решили вместе поработать над продолжением фильма, которое бы устроило и режиссёра, и главного актёра, но случившийся «развал» СССР сильнейшим образом ударил по отечественной киноиндустрии и их планам не суждено было сбыться.
Но с учетом того, что наиболее часто сиквел оказывается хуже оригинала, то может быть и к лучшему…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
«Неуловимые» — это не боевик. Скорее, вестерн. Как и «Белое солнце пустыни». Так что, я согласна, что «Пираты...» — действительно, первый настоящий боевик, которому присущи все черты этого кино-жанра. Автор прав. Однако, почему такая вопиющая безграмотность? Сделали ошибку даже в фамилии главного актера фильма. Не ЕремИнко, а ЕремЕнко. Крымские названия тоже все переиначены. Не КарадагА, а КАРА-ДАГ. Не ТархУнкут, а ТархАнкут. Уважаемый автор! Имейте же уважение к материалу, о котором пишете и который используете в статье! И сперва тщательно изучите этот материал и саму тему!!! А в остальном — спасибо!
- ↓
0
Лето 1980 года, город моей юности — смотрел этот фильм с друзьями-товарищами. Все ещё живы… А на киносеансе заболел прорезывающийся зуб мудрости… Как это было недавно…
- ↓
+8
Мой двоюродный брат смотрел этот фильм в разных кинотеатрах города аж 16 раз!!! Все эпизоды фильма он знал наизусть…
- ↓
+1
Мы тоже раз по 10 смотрели. Отличный фильм. А когда узнавали родные Крымские коры, Судак, Царский пляж, вдвойне становилось приятнее :-)
- ↑
- ↓
-4
Первый советский боевик.
- ↓
0
Самый кассовый????? Уже столько самых кассовых?!
- ↓
+4
Не пропустит модератор название тех, кто убил Талгата Нигматулина.
- ↓
+4
После выхода фильма помню прочёл в каком-то журнале совершенно разгромную рецензию некоего критика на этот фильм...(посмотрел бы он на нынешние фильмы, все его доводы по отношению к «пиратам...» — просто детский лепет) — и был я крайне возмущён, фильм мне тогда очень понравился… Много позже показывали его по ТВ, удивился, что оказывается пираты палят из СТЭНов(где их только взяли!). Но боевики в СССР снимали и до этого, например «Седьмая пуля».
- ↓
+2
в принципе тогда была примета, если ругают критики — значит надо посмотреть. Обычно эта примета не подводила.
- ↑
- ↓
0
верно, я тоже так думал
- ↑
- ↓
+2
Я не читал критических статей в отношении этого фильма после его выхода. Имею собственное мнение без влияния критиков (субъективное, разумеется). На мой взгляд — фильм слабый. Хотя, казалось бы, должен был понравиться. Ведь в момент выхода фильма только закончил институт. Да и «боевиками» тогда не были избалованы. То, что сейчас снимают ещё слабее — не повод для восторга. Наша российская актёрская школа, наш кинематограф сильны не «махаловым». Поэтому «наш» Шерлок Холмс на несколько порядков интереснее «их» Холмса. И «их» «Анна Каренина» рядом не стоит с нашей экранизацией. А «Пираты ХХ века» — такая же лабуда, как и зарубежные боевики с участием Брюса Ли, Марка Дакастоса и прочих. Но, если бы «Пираты ХХ века» собрали в российскую казну сотни миллионов долларов от просмотра за пределами России — был бы несказанно рад! При условии, конечно, что это пошло бы не в карман чиновников, а для решения проблем для народа.
- ↑
- ↓
+1
Про Холмса и Каренину с Вами полностью согласен. А боевик — это вообще кино не для мозгов — я был в то время школьником «средних» классов, вот уж у меня и моих друзей фильм вызвал самый восторженный приём. А так — да, большинство Западных боевиков по смыслу и содержанию полная чушь, но смотрибельно. Если кино для попкорна, чтобы отдохнуть — как раз таки подойдёт боевичок. А для души — совсем другое кино. Например для меня — «Репетиция оркестра» Феллини, могу смотреть снова и снова.
- ↑
- ↓
+1
Я Вас понял и практически не вижу разногласий. Но всё же хочу уточнить: 1) «Пираты ХХ века» — это фильм для души? 2) Если указанный фильм больше для школьников, то как он умудрился стать самым кассовым? (то ли школьники по несколько десятков раз смотрели, то ли он, действительно, любим большинством населения).
P.S. А я вот могу смотреть снова и снова большинство добрых и светлых фильмов из советского времени. А вот, скажем, фильмы Тарковского и Никиты Михалкова и один раз досмотреть не в силах. Видимо, я примитивный «с… вок», а не «трёхнутый» интеллигент-либерал.
- ↑
- ↓
0
да.не для души, а для отдыха.Смотрели мне кажется более всего школьники и молодёжь и точно — многие по нескольку раз. Действительно — старые добрые Советские фильмы можно смотреть снова и снова. И не только Советские — есть и Западное хорошее кино, для примера: «Последний император», «Двухсотлетний человек», «Малена», «Любовник»(не Российский с Янковским, а Французский, хотя наш тоже хорош по своему). В Советские времена Французских фильмов у нас много шло в кинотеатрах, хорошие были фильмы…
- ↑
- ↓
+1
И ещё фильм Мираж. три серии.
- ↑
- ↓
+1
Да, хороший фильм. И участники шайки вызывали сочувствие и сожаление, что у них не вышло. А охранников броневичка лично хотелось придушить. Вот она — «сила искусства»
- ↑
- ↓
+1
Добрый вечер! А роман Чейза не менее интересен (называется «Весь мир в кармане»). Чейз был очень плодовит, но по-настоящему классных вещей немного. Это одна из них. Кстати, мне тоже хотелось, чтобы у налётчиков получилось задуманное (хотя убийство охранников — грех, конечно), но это противоречило бы философии Чейза: неправедные методы ни к чему хорошему не приведут, «счастье» не состоится…
Хорошего вечера!
- ↑
- ↓
0
В своё время книжек Чейза было много… Примерно в середине 90-х. Только именно этот роман не попадался
- ↑
- ↓
0
Я в своё время подписался на 30-томник. Большинство, как под копирку. Лучшие:«Весь мир в кармане», «Ожерелье Эсмальди (или „Ухо к земле“). Их можно даже перечитывать. Сейчас купить Чейза — не проблема. На развалах, в магазинах, книжных ярмарке (сейчас из Олимпийского её перевели на ВДНХ).
Удачной покупки и интересного чтения!
- ↑
- ↓
0
Согласен, надо признать, что в других странах тоже хорошее кино снимают. Эпические фильмы, комедийные, поучительные, разные… В том числе и добрые. С удовольствием могу пересмотреть фильмы «Человек дождя», «Плохой Санта», «Изгой», «Зелёная миля», упомянутые Вами французские фильмы (например, «Профессионал», «Игрушка»...). И, конечно, такие шедевры, как «Крёстный отец», «Однажды в Америке».
Хорошего дня! И интересного просмотра хороших фильмов (если такое намечается)!
- ↑
- ↓
0
Спасибо! а в кино сейчас очень редко хожу. Крайний раз в кинотеатре смотрел «Богемную рапсодию». А на кинофестивале смотрел Туркменский фильм «Ангелочек, сделай радость» — хороший фильм, произвёл впечатление…
- ↑
- ↓
0
Я тоже хожу в кино не чаще одного раза в год. Что смотреть? И недёшево. Есть же цифровые 170 каналов.
Боюсь прослыть невеждой, но всё же поинтересуюсь: Вы смотрели «Богемную рапсодию» или «Богемскую рапсодию»? О первом фильме ничего не слышал.
А сейчас сериал «Тобол» запустили. Смотрите? Меня не зацепил.
- ↑
- ↓
0
Сериалы практически никогда не смотрю. С интересом посмотрел только «Оттепель» (потому что понравилась Чиповская и песня хорошая -«Нет для любви преград», сочинённая К.Меладзе. Иногда если супруга смотрит(а она давно уж не смотрит ничего) обращал внимание если играет Глафира Тарханова. А " Bogemian rapsody" именно и переводится как «Богемная».
- ↑
- ↓
0
А у меня на кассетах 90-х замечательное произведение Фредди Меркьюри значится, как «Богемская рапсодия». Ошибка? Или мы про разное?
P.S. Сериалы смотрю. Но далеко не все. Вот посмотрел недавно «Катран» (посмеивался над автором сценария, при этом) и «Адъютант его превосходительства»(пересмотрел, конечно).
С Праздником! Хорошего дня!
- ↑
- ↓
0
Спасибо за добрые пожелания. Да, часто пишут «Богемская», но где-то я читал, что правильнее «Богемная»
- ↑
- ↓
+3
Съемки фильма, помню, велись еще и в Мариуполе, в то время — Жданов. Как минимум сцена в порту.
- ↓
+3
В детстве раз 10 наверное просмотрел, пока крутили в кинотеатре) И до сих пор с удовольствием просматриваю по тв, все сюжеты в памяти, наизусть знаю)
- ↓
-6
Не пошёл бы смотреть этот фильм даже, если не было давки. Вернее, ушёл бы с сеанса почти сразу. Но, понятно, это моя личная оценка. Актёры снимались замечательные. Этого не отнять.
- ↓