«Пираты XX века». Самый кассовый фильм Советского Союза
В этом году исполнилось 40 лет со дня выхода в прокат легендарного советского фильма «Пираты XX века». И кто бы, и что бы не говорил — это первый в истории мирового кинематографа классический боевик в том формате, в котором мы привыкли их видеть на большом экране. Да, вы не ослышались — это не первый советский боевик, а первый боевик такого формата вообще.
Интересно? Тогда продолжим!
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
А вот, то что было реально — это пиратство. Источником бед выступал Тайвань, в водах которого с негласного разрешения и поощрения властей, находящихся под защитой США, производился грабеж международных торговых и грузовых судов. В течении 1950-х — 1970-х годов пострадали британские, панамские, польские, греческие суда, также было нападение и на советское грузовое судно.
Так, в 1954 году пираты захватили советский танкер «Туапсе», доставлявший в Китай с реактивное топливо. Членов экипажа взяли в заложники. Путем дипломатических переговоров через 13 месяцев удалось вернуть немногим более половины экипажа — 29 человек из 49.
Чтобы исключить дальнейшие нападения на советские суда ВМФ СССР провёл спецоперацию — замаскировал десантный корабль под торговое судно и через дипломатические каналы пустил дезинформацию о том, что оно перевозит крупную партию золота и опиума для советской фармацевтической промышленности. Пираты наживку заглотили и напали на корабль. Вместо золота и опиума советские морские пехотинцы раздали всем пиратам порции свинца и тротила, да так, что из нападающих не выжил никто. После этого пираты начали обходить советские суда стороной.
А вот то, что многие выдают за основу сценария «Пиратов XX века» — кровавую и жестокую историю нападения пиратов на итальянское судно, которое перевозило урановую руду, послужило лишь толчком для того, чтобы Станислав Говорухин заинтересовался данной темой и предложил Борису Дурову вместе проработать сценарий будущего фильма. К слову — это пиратское нападение произошло в конце 1970-х годов и никто из членов экипажа тогда не выжил, а 200 тонн урановой руды были безвозвратно утрачены.
Фактически, в сценарии получился собирательный сюжет на основе элементов разных, действительно имевших место, пиратских нападений.
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Причем получилась удивительная история — фильм успели снять и выпустить на большой экран в период «оттепели» по отношению к этому виду спорта. То есть до 1978 года карате в СССР было под запретом, в 1978-1981 — полностью разрешено, в 1981-1984 — частично разрешено, а с мая 1984 года вновь оказалось под полным запретом, вплоть до уголовной ответственности за обучение. Да, причем в 1978 году даже успели создать Федерацию карате СССР, а в 1981 — провести первый чемпионат СССР по карате).
На удивление запрет карате в 1984 году никак не сказался на ограничении фильма в прокате.
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Изначально Борис Дуров не увидел в Николае Ерёменко главного героя «Пиратов XX века», объяснив что представляет себе другой типаж героя.
«Обычно не меня выбирали, а я выбирал: с тех пор как снялся в «Красном и черном», на меня всегда был спрос. Мне очень хотелось сыграть в «Пиратах…», но режиссер Дуров не уверен был, что «любимец дам» потянет роль героя крутого боевика. Уж больно стойкий был у меня тогда имидж «Жюльена Сореля». Разговариваем мы, вижу, не очень-то он ко мне расположен, читаю в его глазах сомнения. Я тогда подошел поближе к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль…»«Все трюки на съемках я выполнял сам. А мне за это ни рубля не заплатили. А ведь я тогда чуть не погиб. Помните эпизод, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно, рядом с бортом, выныриваю и — о боже! — чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Не знаю уж, как удалось выбраться…»
Николай Ерёменко, из книги «Красавцы советского кино», Раззаков Федор // Эксмо, 2012 год
Этот фильм часто называют первым советским боевиком, но давайте на минуту задумаемся, действительно ли до «Пиратов XX века» были зарубежные фильмы в таком формате? Особенно если исключить вестерны, военные и шпионские фильмы, боевые искусства и фантастику?
Сможете назвать хоть один?
Хоть один фильм, события которого происходят в современном мире, где присутствуют зрелищные драки, захват заложников, перестрелки, взрывы и фактически один герой противостоит целой банде, а в итоге побеждает. Вышедший до 1980 года.
Подсказка: «Рэмбо» вышел в 1982 году, «Коммандос» — в 1985, «Крепкий орешек» — в 1988 году…
Да, я думаю, что классический боевик начался именно с «Пиратов XX века», с советского фильма, а масштабное развитие уже получил в Голливуде в 1980-х, 1990-х и 2000-х.
Можно сколько угодно рассуждать, как у них это получилось, с какими трудностями они столкнулись, что заимствовали, что придумывали, как отсекали всю сентиментальность и идеологию, оставляя чистое действие и динамику (сейчас говорят «экшен»). Наверно, можно целую книгу написать. Но главное — у них получилось, они это сделали!
Вполне вероятно, что можно привести множество аргументов как «за», так и «против» моего мнения, но я считаю именно так.
Если же брать все фильмы, которые формально подходят под название боевика, то первым советским боевиком его называть нельзя: «Белое солнце пустыни» (1969), «Неуловимые мстители» (1966), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).
Спасение женщин с тонущего судна персонажем Ерёменко было снято в специально изготовленных декорациях в бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре.
Однако, неравнодушный сотрудник особого отдела Госфильмофонда решил отправить фильм на дачу к Леониду Брежневу, который после просмотра настолько проникся сюжетом и отвагой советских моряков, что рекомендовал немедленно выпустить картину на широкий экран.
1. В 1986 году вышел фильм «Тайны мадам Вонг», который задумывался Станиславом Говорухиным, как продолжение «Пиратов XX века», однако Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, которые должны были сыграть главных героев, после ознакомления со сценарием — отказались;
2. В начале 1990-х Станислав Говорухин и Николай Ерёменко решили вместе поработать над продолжением фильма, которое бы устроило и режиссёра, и главного актёра, но случившийся «развал» СССР сильнейшим образом ударил по отечественной киноиндустрии и их планам не суждено было сбыться.
Но с учетом того, что наиболее часто сиквел оказывается хуже оригинала, то может быть и к лучшему…
Интересно? Тогда продолжим!
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
На основе реальных событий?
Хотя во многих источниках и указывается, что фильм основан на реальных событиях, на самом деле это не совсем так. На мой взгляд, если фильм основывается на реальной истории, то повествование происходит действительно очень близко к реальным событиям. Непосредственно такой истории, которая происходит в «Пиратах XX века», где пираты захватили судно с ценным грузом и взяли заложников, а члены команды сумели уничтожить пиратскую банду и освободить заложников — не было.А вот, то что было реально — это пиратство. Источником бед выступал Тайвань, в водах которого с негласного разрешения и поощрения властей, находящихся под защитой США, производился грабеж международных торговых и грузовых судов. В течении 1950-х — 1970-х годов пострадали британские, панамские, польские, греческие суда, также было нападение и на советское грузовое судно.
Так, в 1954 году пираты захватили советский танкер «Туапсе», доставлявший в Китай с реактивное топливо. Членов экипажа взяли в заложники. Путем дипломатических переговоров через 13 месяцев удалось вернуть немногим более половины экипажа — 29 человек из 49.
Чтобы исключить дальнейшие нападения на советские суда ВМФ СССР провёл спецоперацию — замаскировал десантный корабль под торговое судно и через дипломатические каналы пустил дезинформацию о том, что оно перевозит крупную партию золота и опиума для советской фармацевтической промышленности. Пираты наживку заглотили и напали на корабль. Вместо золота и опиума советские морские пехотинцы раздали всем пиратам порции свинца и тротила, да так, что из нападающих не выжил никто. После этого пираты начали обходить советские суда стороной.
А вот то, что многие выдают за основу сценария «Пиратов XX века» — кровавую и жестокую историю нападения пиратов на итальянское судно, которое перевозило урановую руду, послужило лишь толчком для того, чтобы Станислав Говорухин заинтересовался данной темой и предложил Борису Дурову вместе проработать сценарий будущего фильма. К слову — это пиратское нападение произошло в конце 1970-х годов и никто из членов экипажа тогда не выжил, а 200 тонн урановой руды были безвозвратно утрачены.
Фактически, в сценарии получился собирательный сюжет на основе элементов разных, действительно имевших место, пиратских нападений.
Свободная демонстрация карате
А вот то, что фильм «Пираты XX века» стал первым в истории советского кинематографа, в котором демонстрируются приёмы карате (или «каратэ», как тогда писали) — действительно правда.Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Причем получилась удивительная история — фильм успели снять и выпустить на большой экран в период «оттепели» по отношению к этому виду спорта. То есть до 1978 года карате в СССР было под запретом, в 1978-1981 — полностью разрешено, в 1981-1984 — частично разрешено, а с мая 1984 года вновь оказалось под полным запретом, вплоть до уголовной ответственности за обучение. Да, причем в 1978 году даже успели создать Федерацию карате СССР, а в 1981 — провести первый чемпионат СССР по карате).
На удивление запрет карате в 1984 году никак не сказался на ограничении фильма в прокате.
Утверждение Ерёминко на главную роль
Кадр из фильма «Пираты XX века», режиссер Борис Дуров, 1979 год
Изначально Борис Дуров не увидел в Николае Ерёменко главного героя «Пиратов XX века», объяснив что представляет себе другой типаж героя.
«Обычно не меня выбирали, а я выбирал: с тех пор как снялся в «Красном и черном», на меня всегда был спрос. Мне очень хотелось сыграть в «Пиратах…», но режиссер Дуров не уверен был, что «любимец дам» потянет роль героя крутого боевика. Уж больно стойкий был у меня тогда имидж «Жюльена Сореля». Разговариваем мы, вижу, не очень-то он ко мне расположен, читаю в его глазах сомнения. Я тогда подошел поближе к нему и предложил пощупать бицепсы. Он пощупал и утвердил меня на роль…»«Все трюки на съемках я выполнял сам. А мне за это ни рубля не заплатили. А ведь я тогда чуть не погиб. Помните эпизод, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно, рядом с бортом, выныриваю и — о боже! — чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Не знаю уж, как удалось выбраться…»
Николай Ерёменко, из книги «Красавцы советского кино», Раззаков Федор // Эксмо, 2012 год
Создание нового формата кино
Вот мы и подобрались к самому интересному.Этот фильм часто называют первым советским боевиком, но давайте на минуту задумаемся, действительно ли до «Пиратов XX века» были зарубежные фильмы в таком формате? Особенно если исключить вестерны, военные и шпионские фильмы, боевые искусства и фантастику?
Сможете назвать хоть один?
Хоть один фильм, события которого происходят в современном мире, где присутствуют зрелищные драки, захват заложников, перестрелки, взрывы и фактически один герой противостоит целой банде, а в итоге побеждает. Вышедший до 1980 года.
Подсказка: «Рэмбо» вышел в 1982 году, «Коммандос» — в 1985, «Крепкий орешек» — в 1988 году…
Да, я думаю, что классический боевик начался именно с «Пиратов XX века», с советского фильма, а масштабное развитие уже получил в Голливуде в 1980-х, 1990-х и 2000-х.
Можно сколько угодно рассуждать, как у них это получилось, с какими трудностями они столкнулись, что заимствовали, что придумывали, как отсекали всю сентиментальность и идеологию, оставляя чистое действие и динамику (сейчас говорят «экшен»). Наверно, можно целую книгу написать. Но главное — у них получилось, они это сделали!
Вполне вероятно, что можно привести множество аргументов как «за», так и «против» моего мнения, но я считаю именно так.
Если же брать все фильмы, которые формально подходят под название боевика, то первым советским боевиком его называть нельзя: «Белое солнце пустыни» (1969), «Неуловимые мстители» (1966), «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974).
Съемки в Крыму
Съемки фильма проходили в Крыму, в том числе на кадры попали: Тархункут, Карадага, м. Капчик, Голубая (Разбойничья) бухта, м. Хамелеон, Ялта, Большой Атлеш.Спасение женщин с тонущего судна персонажем Ерёменко было снято в специально изготовленных декорациях в бассейне гостиницы «Ялта» в Массандре.
Запрет после закрытого показа
На закрытом показе руководящим работникам ЦК ВЛКСМ фильм очень сильно раскритиковали, руководитель советского комсомола Борис Пастухов назвал картину «идеологически вредной» из-за обилия жестоких сцен и демонстрации вредной для советского человека идеологии. Фильм к прокату в кинотеатрах страны запретили.Однако, неравнодушный сотрудник особого отдела Госфильмофонда решил отправить фильм на дачу к Леониду Брежневу, который после просмотра настолько проникся сюжетом и отвагой советских моряков, что рекомендовал немедленно выпустить картину на широкий экран.
Невероятный успех в прокате
В 1980 году фильм «Пираты XX века» вышел в прокат. Такого успеха не мог предвидеть никто. Фильм стал абсолютным лидером по количеству зрителей. Только в 1980 году его посмотрели почти 90 млн. человек, а к 1992 году совокупная зрительская аудитория, посмотревших фильм в кинотеатрах страны, составила более 250 млн. человек.Продолжения не получилось
К сожалению — да, не получилось. Причем было несколько попыток:1. В 1986 году вышел фильм «Тайны мадам Вонг», который задумывался Станиславом Говорухиным, как продолжение «Пиратов XX века», однако Николай Ерёменко и Талгат Нигматулин, которые должны были сыграть главных героев, после ознакомления со сценарием — отказались;
2. В начале 1990-х Станислав Говорухин и Николай Ерёменко решили вместе поработать над продолжением фильма, которое бы устроило и режиссёра, и главного актёра, но случившийся «развал» СССР сильнейшим образом ударил по отечественной киноиндустрии и их планам не суждено было сбыться.
Но с учетом того, что наиболее часто сиквел оказывается хуже оригинала, то может быть и к лучшему…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+6
А что с другой половиной экипажа в 1954 году случилось?!..
- ↓
+2
Все остались живы. Вот что пишут в Вики по этому поводу:
«Тайваньцы пытались получить от советских моряков заявления о том, что они решили не возвращаться в СССР. 8 сентября 1954 года морякам сообщили приказ начальника генерального штаба Китайской Республики, в котором говорилось: «Танкер и груз конфискованы. Команду считать военнопленными». Моряки подверглись избиениям и пыткам, их крайне скудно кормили. Н. Воронова, который пытался бежать, схватили, поместили в психиатрическую больницу, а затем имитировали расстрел.
20 советских моряков подписали прошение о политическом убежище в США. „
Дальнейшая из судьба сложилась по разному. Девять человек вернулись в СССР через посольства разных стран и отсидели здесь за измену родине.
Трое отказались от политического убежища отсидели по 7 лет в тюрьмах Тайваня, а потом еще 28 лет под домашним арестом. Только в 1988 году усилиями наших дипломатов они были освобождены и доставлены на родину.
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+6
Да, прекрасный фильм, впервые посмотрел его как раз в 1980 году, когда мне было 12 лет, а затем еще 100 или 200 раз пересмотрел. Конечно, в то время пока еще не слышал таких киногероев каратистов, как Брюс Ли, Чак Норрис, Джеки Чан, но все равно сцены карате под исполнением Талгата Нигматулина, Тадеуша Касьянова в фильме «Пираты XX века» понравились, нам, пацанам в то время, хотя и были еще пионерами, все это было захватывающим!
- ↓
+7
Несколько раз смотрел. Всегда в полных залах. Сказать что Пираты были популярным фильмом — это ни чего не сказать.
- ↓
+5
Прекрасный фильм Одесской киностудии. Посмотрел его ещё подростком, и фильм произвёл впечатление! Можно сказать он вдохновил меня на занятия карате, только позже — под развал СССР. Прозанимался чуть больше года, добрался до 7-й кю (синие концы) Дзё си мон. Поучаствовал даже в 92 году в Первом Чемпионате Украины. Ничего не взял… только приз зрительских симпатий. А первым Чемпионом стал наш Сенсей — Негатуров.
- ↓
+10
Фильм шел в разряде «дети до 16 не допускаются» поэтому в 80 году подсмотрели этот фильм с приятелями в сельском клубе, и в этом же году записались в секцию каратэ, наше обучение стоило родителям 5 рубля в месяц, секция была «условно разрешенной», занимались там, помню от десяти-двенадцатилетних пацанов, до уже вполне солидных людей, как я сейчас понимаю с серьезным опытом и навыками. Великими каратистами не стали, но двухчасовые занятия 8 раз в месяц, зимой в школьном спортзале, а летом в лесу на лужайке в районе Речного вокзала, с нормальной такой нагрузкой, были плюсом к общей физической культуре. Сам фильм не то, чтобы очень нравится сейчас, а тогда, будучи детьми, конечно смотрелся захватывающе,… блин, драчки там афигенные он ему тыц, тыц, а этот ногой… ну и так далее, что нам, пацаны тогда были.
- ↓
+3
у нас не было. в кинотеатр просто не протолкнуться.
- ↑
- ↓