Аудиокассеты в СССР

Парадокс, но аудиокассеты в СССР начали выпускать раньше, чем кассетные магнитофоны, в 1967 году. Формы для отливки корпусов были закуплены в США и на первой партии четко виднелось «Made in USA». Оплошность быстро исправили.

Следующая партия уже выглядела так:

Аудиокассеты в СССР

Кассета называлась "Протон МК-60", но почему надпись была не типографская, а штампом. Стоила кассета 6р-00коп. Вскоре отказались от такой роскоши как пять винтов с гайками и оставили только один — центральный

Аудиокассеты в СССР

Видимо за рацпредложение кому то дали премию и вскоре кассеты начали выпускать совсем неразборные.

Аудиокассеты в СССР

Не стоит ругать конструкторов за убогость внешнего вида. На момент начала производства эти кассеты были «на уровне зарубежных производителей». Для примера внешний вид кассеты Sony тех лет.

Аудиокассеты в СССР

Это иностранные фирмы меняли дизайн практически ежегодно, а в СССР было жесткое понятие «ГОСТ» и кассеты штамповали десятилетиями в одном дизайне.

Магнитная лента в кассетах сначала была привозная, из ГДР. Производила ее «Filmfabrik Wolfen». Вскоре линии по производству пленки запустили и в СССР, причем сразу на нескольких химкомбинатах (Свема, Тасма, Славич)-иначе было не осилить требуемый объем выпуска.

Рос ассортимент и объемы выпуска кассетных магнитофонов. В течении 70х годов было освоено производство 36 моделей

Аудиокассеты в СССР

При всем при этом производство аудиокассет спокойно успевало за спросом-в магазинах кассеты всегда были в продаже и стоили 4 руб-10коп.(не знаю откуда такая наценка была, но во всех магазинах цена была именно такой) Вот магнитная лента на катушках раскупалась очень быстро, хоть была и дороже.

Аудиокассеты в СССР

Ситуация резко поменялось в начале 80х годов: кассеты пропали с прилавков. Мы поначалу не переживали-завезут еще. Но время шло и завозов не было. Стало понятно, что кассеты «испаряются» по пути к покупателю.

Мы народ ушлый, нас голыми руками прилавками не возьмешь- отправили гонца в областной центр, откуда он привез записанные кассеты «Мелодия»

Аудиокассеты в СССР

Чуть дороже, но зато все с кассетами. Вскоре и этот канал поставки закрылся. Вернее выкладывали на продажу так же, но их раскупали быстро.

Тут узнаем, что знакомый парень поступил в столичный институт связи, на заочное отделение. Дважды в год он начал ездить, за государственный счет, сдавать сессию и привозил нам кассеты. Вот так среди наших кассет появились «DENON», «MAXELL», «BASF», «AGFA», «SONY».

Аудиокассеты в СССР

Тут уж пришлось всем сделать профилактику своих кассетников: если усилие подмотки недостаточно, то тонкую импортную пленку затягивало на прижимной ролик тонвала. Естественно, стали чаще чистить головки магнитофонов. И не говорите про чистящие кассеты, чистый спирт или вот такие наборы от 77 года:

Набор для чистки магнитных головок.

Аудиокассеты в СССР

Ничего этого у нас и в помине не было: ватная палочка на спичинки и одеколон (а кто то и водкой)-вот весь наш чистящий набор.

Поначалу многие любили пользоваться интересным преимуществом аудиокассет: возможностью защитить от случайного стирания ценной записи. На катушечных магнитофонах такого не было. Практически на всех кассетах были выломаны «предохранители»

Аудиокассеты в СССР

Проходит время, запись перестает быть «ценной» и для записи новых песен на кассету нужно восстановить предохранительную планку. Вот здесь наступало буйство фантазии и находчивости: изолента, жеванная бумага, ластик, пластилин и т.д.

Ну и надо упомянуть хромоксидные кассеты. Их появление в продаже с ликованием встретили меломаны-наконец то качество будет на уровне катушечников!

Аудиокассеты в СССР

По качеству до катушечников дойти не удалось, а зато головки стачивала пленка просто отменно. Хотя и утверждали, что пленка немецкая, сделанная на фирме ORWO (ГДР) и абразивность уменьшена «в надцать раз»-магнитной головки на год эксплуатации не хватало. Эта проблема дополнила список мечтаний мальчишек пунктом «сендастовая головка 3Д24.080», а позже и «стеклоферритовая головка 3Д24.752У».

Аудиокассеты в СССР

С распадом СССР в страну хлынул поток аудиокассет всевозможных фирм. Привозили конечно, что подешевле: Корея, Малайзия, Гонконг. Как то незаметно качество иностранных кассет сравнялось с отечественным. К великому сожалению, не за счет подъема качества российских производителей, а за счет снижения качества иностранных фирм.

Не хочется статью заканчивать на грустной ноте. Вспомните наши «домики» для хранения кассет

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Ну и немного критики в адрес акул капитализма:

В то время, когда советские меломаны «голодали» без кассет, западных производителей «душил кризис перепроизводства». В погоне за кошельком покупателя фирмам приходилось постоянно экспериментировать с дизайном-как иначе выделится среди конкурентов. Вы только гляньте на это «безобразие»:

«MAXELL»

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

«DENON»

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

«TDK»

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

и другие туда же:

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Аудиокассеты в СССР

Разве может самая крутая флешка или карта памяти офигительного объема, порадовать взор магией размеренного вращения катушек кассеты в магнитофоне.

Оставить комментарий

Последние комментарии

samodelkin

Отлично. Автор в теме. Молодец. Сендастовая головка- самое лучшее в стационарных кассетниках тех времён. Но автор запамятовал упомянуть сендастовую головку со сквозным трактом воспроизведения. Это был действительно прорыв в магнитной звукозаписи. Имея эквалайзер, адаптированный к сквозному тракту магнитофона, можно было творить чудеса со звуком. Приятные воспоминания.

Blizer

В детстве купили Шарп 500-двухкассетник и часто приходили кенты писать музло.Так отец запрещал им приходить с советскими кассетами-говорил, что там лента как наждачная бумага, только импортные разрешал

versus_votum

Не помню марку советской кассеты, но корпус у неё был из какого-то сплава. На Западе до такого не додумались. В 1983 году кассета Денон в рознице стоило 9 руб кажется.

patriot_mira

Многие, кто помнит кассетные магнитофоны, гонялся за ТДК, БАСФ, АКФОЙ..., в основном весь мир пользовался БАСФ или ее пленкой. В 80-е у нас на заводе станки работали на магнитной ленте БАСФ на 32 дорожки. Но радует другое, что несмотря на все в СССР были свои кассеты, свое производство, свои магнитные носители, свои НИИ, заводы, фабрики и все это принадлежало нам НАРОДУ СССР.

jdoblom

Дизайн у наших кассет тоже бывал ого-го! Например, кассета, которая к Маяку прилагалась. Помимо хромовой пленки и всего прочего, предохранители от случайной записи выламывать там было не нужно, так как они были вставными. Записанные кассеты практически не покупал, нужды не было, не помню дефицита с обычными, кроме импортных. Помимо того, что они стоили дороже, так и время звучания у них было меньше — на длину альбома. По поводу головок — обычная мягкая давала лучший звук, по сравнению со всякими сендастами. Так что каждый решал по своему, что ему важнее — звук или долговечность. По поводу винтиков на корпусах кассет. Насколько помню, все было наоборот. Первые кассеты были клеенные.

Вредный

Вспомнилось как с Афгана домой привозил «фирменные». Их таки называли «Кабул-подвал». ))

samodelkin

TDK, Denon, Maxell- отличные японские кассеты. 9 руб. в СССР стоили. Как не странно, японские кассеты до сих пор использую. Не по прямому назначению. Качество этих кассет настолько велико, что отдаю предпочтение как лучшему скребку для лобовика автомобиля в зимнее время, несмотря на наличие в продаже специализированных для этого изделий. Далеко им до «Denon» в прочности. Про саму ленту-качество заоблачное, особенно на основе оксида хрома. При наличии эквалайзера и магнитофона со сквозным трактом, на «хромистых» кассетах «высокие» можно было «прописать» до совершенства, в отличии от скрипящих кассет с «железной» плёнкой МК-60. Спасибо автору, освежил воспоминания молодости.

borisbass

В начале комментария. SONY выглядит просто и аккуратно. А наша, как из под топора.

dancehall

Аудиокассеты МК-60 (МК-60-1, МК-60-2, МК-60-5) стоили ровно 4р., причем цена была напечатана прямо на этикетке кассеты. Дороже стоили МК-60-3, МК-60-6(с элементами ленто укладки) по 5 руб., МК-60-4, МК-60-7 (CrO2) по 6 руб., МК-60-9(импортная лента) по 7руб. Более поздние МК-60-15 продавались уже по «свободным» ценам. А вот МК-45-4 стоила всего 3р30 коп. и была жутким дефицитом, т.к. лучше всего подходила для записи виниловых альбомов. «Хромовая» МК-45-7 уже стоила 4р.90коп.

o_myself

Импортные кассеты и джинсы в 80-х — сладкая такая «заманушка» от растленного Запада))

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024