За 101 километр от Москвы

Советская власть очень трепетно относилась к «облико морале» крупных советских городов, которые часто посещали туристы и иностранные делегации. Ничто вроде уличных попрошаек, цыган, бывших зэков, алкоголиков и ночных бабочек не должно было бросать тень на социалистический строй.




Поэтому таких неблагонадежных лиц периодически отлавливали и при повторном нарушении отправляли на перевоспитание в своеобразную резервацию подальше от крупных либо закрытых городов вроде Москвы, Минска, Киева, Ленинграда или Севастополя подальше от глаз иностранцев и номенклатурных работников.
К этой же касте относились и политзаключенные, часто инакомыслящие писатели, художники и нацменьшинства, которых не отправляли в ГУЛАГ (до 1950-х) или в тюрьму по надуманным статьям.
Этим лицам запрещали селиться и прописываться ближе 100 километров от указанных городов, а за нарушение они могли отправиться на зону на пару лет.
Такие зачистки были повальными перед значимыми мировыми мероприятиями как празднование 800-летия Москвы, фестивали молодежи, летняя Олимпиада-80 и т.п. Нежелательных элементов собирали на улицах и вывозили автоколоннами в автобусах подальше от города, за Можай, а также отменяли «колбасные» электрички, на которых жители дальнего Подмосковья и близлежащих областей традиционно выезжали затариваться продуктами в столичных гастрономах.
Вокзал Александрова, столицы 101 километра




Таким образом, в 100-километровом кольце вокруг Москвы, которая всегда была самым большим центром притяжения для граждан СССР, образовывались самые настоящие закрытые города. Но в отличие от «почтовых ящиков» их конечно же никто не снабжал продуктами по высшему разряду, а наоборот, по остаточному принципу. Это были настоящие гетто с низкооплачиваемой работой и без каких-либо перспектив. Люди, которые туда попадали, не проходили никакого перевоспитания, а все больше спивались и злились на власть от безысходности. До сих пор эти города страдают от плохого генофонда, доставшегося от советских времен.
Высылка антисоциальных элементов за 101-й километр, в качестве наказания была прекращена лишь с приходом Перестройки.

1. Александров

Старые дома в Александрове



Этот город во Владимирской области в 111 км на северо-восток от столицы с нынешним населением около 58 тыс.чел. (на момент распада СССР в нем проживало 68 тыс.чел.) именуют столицей 101 километра. Он находится на узловой ж/д станции на линии Москва — Архангельск и является конечным пунктом прямых электричек из Москвы. Также тут останавливаются некоторые дальние поезда.
Разумеется, что в маргинальной столице России есть и музейная экспозиция, посященная жизни за 101 км, в музее Марины и Анастасии Цветаевых.
Здесь до сих пор царит дух давно ушедших 90-х, люди до сих пор живут в облезлых жутких дореволюционных бараках, а в магазинах и кафе можно нарваться на провинциальное хамство.
В советское время здесь действовал Радиозавод, где делали радиоприемники и телевизоры «КВН» и «Рекорд».
Помимо антисоциальных элементов сюда ссылали и по политическим мотивам. В годы сталинских репрессий здесь отбывали в ссылке сестры маршала Тухачевского, художник Виктор Тоот, венгерский писатель Йожеф Лендел, архитектор Петр Барановский и другие.
В июле 1961 году здесь произошли массовые беспорядки против произвола милиции, подогретые обиженными «ссыльными».

2. Можайск

Центральная улица Можайска


Город с населением около 30 тыс. жителей находится в 106 км к западу от столицы на территории Подмосковья. Можайск стал активно заселяться после войны в основном за счет ссыльных нежелательных элементов, отчего население города удвоилось с 1959 по 1989 год с 15 до 30 тыс.чел., а фразеологизм «загнать за Можай» в советское время стал прочно ассоциироваться именно с неблагонадежными элементами, которых отправляли на выселки, где отсутствует активная культурная жизнь.
В городе имеется ж/д станция по Белорусскому направлению, откуда курсируют электрички до Москвы. В советское время в городе работал (и работает) молокозавод, а также несколько фабрик и заводов.

3. Таруса

Панорама Тарусы


Захолустный городишко на самом краю Калужской области в 138 км от столицы по автодорогам с населением меньше 10 тыс.чел. по сравнению с Александровым и Можайском вообще дыра — электричек нет за десяток километров, а жилой фонд представлен по большей части дореволюционными одноэтажными домами без удобств.
С 1930-х годов сюда стали активно отправлять в ссылку политзаключенных, а в 1970-х — диссидентов, отчего в этом городке на берегу Оки в отличие от других жили не маргиналы, а вполне интеллигентные люди — опальные писатели и художники, включая Иосифа Бродского. Такое своеобразное творческое гетто.

4. Малоярославец

Вид на центральную часть Малоярославца


Город в Калужской области с 28 тыс. жителей на Киевском направлении ж/д в Калугу и Брянск на берегу реки Лужи в 117 км от Москвы также стал популярным местом ссылки ненужных советскому обществу индивидов. В противовес соседнему городу атомщиков Обнинску здесь обитали в основном простолюдины.
Тема 101 километра по-прежнему актуальна для города — здесь в доме репрессированных Шиков-Шаховских планировалось создать просветительский центр и музей памяти сталинских репрессий и выселенных в захолустье граждан.
Местная промышленность в советские годы была связана с деревообработкой и производством мебели.

5. Петушки

Вокзал в Петушках


Город во Владимирской области в 125 км от столицы на ж/д ветке Москва — Владимир — Нижний Новгород стал знаменит в Перестройку после публикации самиздатовской поэмы «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева, которая представляет собой монолог алкоголика, который едет на электричке к любовнице в Петушки с подарками.
Статус 101 километра пагубно отразился на нравах населения — в Петушковской электричке из Москвы и по сей проще всего из всех Подмосковных направлений нарваться на пьяное «быдло» или хулиганов. В 30-е годы сюда высылали неугодных власти людей и нацменьшинства вроде немцев, а после войны здесь находили пристанище разного рода маргиналы.
Несмотря на относительную близость к Москве, место депрессивное, люди бегут отсюда от безработицы. С 1989 года население города сократилось с 20 до 12 тыс. жителей.
« Владимир Высоцкий и Людмила Зыкина на редчайшей...
Сколько стоила советская мототехника? »
  • +108

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+6
Прям аж вонь из монитора пошла, столько желчи автор вылил на СССР) Диалог с либерастом: — Как Вы относитесь к гетто для антисоциальных элементов? — Фу, проклятый coвoк, как всегда все сделал плохо. — Ну, я вообще-то про США… — Это другое!)
+3
А почему высланная «элита» не превратила этот «депрессивный 101-й километр» в «Град-на-холме»?
+2
если тогда тунеядство было хобби, то сейчас — вынужденное бытие.
+1
Ясно. Коллега — авиатор оказался невостребованным. Так чеши в Россию.
+1
Будучи старшим в совхозе под Калугой, частенько организовывал группу доярок из своего цеха для замены «доярок», высланных из Москвы за 101-й километр и благополучно отправившихся в длительный запой. Пришлось даже изучать специальную литературу по организации доения и кормления животинок. ( Специальность «технология машиностроения, станки и инструмент» очень этому способствовала.)
-2
Значит в трех-тактном доильном аппарате разобрался. По своей специальности.
+16
  • avatar
  • Akela
Автор явно загнул на счёт современного быта перечисленных городов, а в частности про г.Александров. Я недалеко от него живу, в г.Карабаново и хамства в этих городах намного меньше чем в столице, а причина одна — в Москву стянулась не лучшая част населения огромной России, а именно — стяжатели, хамы, и просто, бездельники…
+2
По казанской железке есть станция «платформа 113-й километр». Только недавно понял смысл названия: Это тот самый 101 километр, ибо 12 километров электричка идёт ещё по Москве.
-1
Ждет переименования следом за Ипподромом и Есеневской.
+2
поставил, чо не не сделаешь для…
Комментарий удалён за нарушение
+3
Обойдешься! Пусть все видят твой идиотизм.
+5
Какие то все статьи пошли поганенькие. На одну более-менее нормальную пять состоящих из бредней.
+2
НО!!! Судя по фото храмов — очччень даже неплохо себя чувствуют служители культа и кесаря…
+3
Про них еще т. Бэндер говорил) А серьезно если. То служителей, которые следуют заповедям — единицы и где то в глуши полной. А чуть людное место — соблазны их одолевают и чем больше народу вокруг, тем больше одолевают. На Кирилла вообще смотреть не возможно :(
+2
Это не бредни, это Антисоветская, антисоциалистическая, антикоммунистическая пропаганда, для тех, кто не жил в то время. Для молодёжи, которая сейчас начинает интересоваться тем, что происходит в мире. Для неопределившихся людей с левыми взглядами. Но есть и другая пропаганда и агитация! Советую посмотреть фильм " Обречённый проснуться " — лучшее, что видел на ютубе.
-1
А зачем смотреть кинушки? всё равно = это поделка некоего автора — его мнение… Просто надо выехать из Москвы и пожить ну, хотя бы пару месяцев на 8-12 тысяч — в каком нибудь Урюпинске… И всё станет ясным, даже самым упёртым п утиноидам… Повторю сумму, которую я указал выше…
0
Да кому ты нужен в том же прекрасном городе Урюпинске. Служил я в Североморске с его уроженцами. Как показала практика — то самые гнилые люди в Москве.
Комментарий удалён за нарушение
+7
ЧТО НИ СТАТЬЯ, ТО ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОЛИТИЗИРОВАННАЯ, АНТИСОВЕТСКАЯ, ВЫДУМАННАЯ ГЛУПОСТЬ НА ГРАНИ ШИЗЫ??? Что за бред? Какие лагеря, какое воспитание и высылки..? Кто отменял «колбасные» — это обычные электрички, те из которых ходили в города, в которых обеспечение товарами по максимуму было, так называли в народе и не более того. За 101 км от Москвы выселяли неблагонадёжных, асоциальных, с судимостью по особым статьям и политические без судимостей к ним не относятся ни как и.т. и прочий бред в подобных статьях — потом будут читать новые поколения?!