Как создавались цыганские колхозы и что ожидало цыган, которые отказывались приобщаться к труду
Цыгане с древних времён вели кочевой образ жизни, поэтому не имели надобности ни в подсобном хозяйстве, ни в доме для проживания, ни в наделах земли. Однако при советской власти с традициями пришлось попрощаться – в СССР не приветствовалось бродяжничество и отсутствие постоянной работы.
Чтобы избавиться от людей без места жительства внутри социалистической страны, решено было сделать из них оседлых жителей, выделив бесплатное жилье и приобщив к колхозному труду.
Как цыгане восприняли рабоче-крестьянскую революцию
По данным переписи населения, в 1926 году в Советском Союзе насчитывалось около 61 тысячи цыган. Правда, специалисты предполагали, что на самом деле представителей этого народа гораздо больше. Просто не доверяя властям, часто они старались не попадать на глаза статистическим работникам или же выдавать себя за человека другой национальности – грека, румына, венгра, молдаванина и пр.
Кочевой образ жизни делал из цыган аполитичных жителей страны, поэтому к идее всеобщего равенства они относились весьма равнодушно. Более того, цыганский народ не видел ничего зазорного в богатстве, наоборот – иметь много золота и денег считалось для них очень привлекательным делом. При этом большинство ромал в роскоши отнюдь не купалось: гадание на картах, пляски с песнями перед купцами и дворянами, лудильные работы, да просьбы о подаянии – были почти единственными источниками заработка, позволявшими прокормить таборную семью.
Октябрьская революция лишила этих доходов, полностью изменив и ухудшив привычный образ жизни цыган. И хотя коммунисты не относили их к классовым врагам и не подвергали гонениям как «буржуев», кочевники отрицательно отнеслись и к рабоче-крестьянской революции, и к кардинальным переменам, пришедшим в страну после неё.
Как цыган наделяли землёй, и смогли ли эти меры превратить кочевников в оседлый народ
По мнению доктора исторических наук Надежды Деметер, советским правительством изначально не планировалось каких-либо принудительных мер против цыганских таборов. Власти рассчитывали, что достаточно выделить кочевому народу землю, как он естественным образом откажется от группового бродяжничества. С этой целью в 1926 году в стране вышло постановление, в котором говорилось о системе содействия кочующим цыганам для перехода к трудовой оседлой жизни. Два года спустя, дополнительно к этому документу Москва издала другой всесоюзный указ под говорящим названием: «О наделении землёй цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни».
Постановления подразумевали добровольное приобщение к колхозному и артельному труду: ни о каких возможных репрессиях в случае нежелания отказаться от кочевой жизни в них не говорилось. Тем не менее, особо рьяные исполнители на местах стали записывать цыган в колхозы насильно, передавая туда и отобранных у кочевников лошадей.
С конца 1920 до половины 1930 гг. в Советском Союзе было создано 52 коллективных хозяйств из представителей цыганской национальности. Семьям, пожелавшим обзавестись постоянной пропиской, выделялась земля и денежные субсидии в размере 500-1000 рублей для создания личного подворья. В то время многие ромалы воспользовались финансовой помощью, однако большинство из них кочевую жизнь на оседлую так и не поменяло. Лишь пять процентов кочевников стали колхозниками, да и те не слишком обременяли себя настоящим трудом.
Известен случай, когда в артеле «Лолы чергэн» (Талицкий сельсовет, Липецкая область), состоявшей из 50 цыган, для колхозных работ нанимались местные жители. Сами же ромалы на полях не трудились, а выращенный урожай, вместо сдачи в пользу государства, делили поровну между своими. Часто об этом становилось известно вышестоящему партийному руководству, однако оно не реагировало на подобные дела, зная, как неохотно кочевники соглашаются вступать в колхозы.
Все это не означает, что цыгане были против труда, однако им предлагали деятельность, не связанную с традиционным промыслом – выращиванием лошадей, ковкой садового и огородного инвентаря, лужение и паянием, а также торговлей. Если бы советская номенклатура правильно использовала потенциал кочевого народа, страна бы без проблем пополнила трудовые ряды знающими и опытными работниками.
Репрессии против цыган начались в 1930-е годы и носили не политический, а чаще всего уголовный характер. При этом обвинения строились без учёта специфики традиций кочевого народа, который бы помог понять причину совершенного, криминального на взгляд советского правосудия, проступка. Показательным примером является случай, когда в Ленинграде за незаконную торговлю валютой осудили группу цыганских лудильщиков. Если бы обвинители поинтересовались обычаями народности, к которой принадлежали осуждённые, то узнали бы, что испокон веков его представители весь получаемый доход меняли на золотые монеты различных стран.
Боролся СССР в это время и с кочевыми цыганами, не согласившимися иметь постоянный адрес. Так, с 23 июня 1932 года, в течение 10 дней, Министерством внутренних дел организовывались облавы во всех крупных городах страны – Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Минске. В результате них было поймано и сослано в сибирские и уральские тюрьмы около пяти с половиной тысяч человек.
В послевоенный период советское правительство вновь подняло вопрос об оседлости цыган, издав документ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». На сей раз в постановлении прописывались конкретные наказания: до 5 лет высылки на поселение за отказ иметь определённое место жительства. Довольно быстро эта мера привела к тому, что цыгане хоть и продолжали странствовать по стране, но уже имели на руках обязательный паспорт и прописку.
К началу 1958 года, как следовало из докладной записки министра внутренних дел СССР Николая Дудорова в адрес правительства и ЦК КПСС, в стране удалось зарегистрировать более 70 тысяч цыган, большая часть которых позже обрела постоянный адрес и работу. В то же время, за отказ перейти к оседлой жизни, было отправлено в ссылку 305 непокорных цыган.
Чтобы избавиться от людей без места жительства внутри социалистической страны, решено было сделать из них оседлых жителей, выделив бесплатное жилье и приобщив к колхозному труду.
Как цыгане восприняли рабоче-крестьянскую революцию
По данным переписи населения, в 1926 году в Советском Союзе насчитывалось около 61 тысячи цыган. Правда, специалисты предполагали, что на самом деле представителей этого народа гораздо больше. Просто не доверяя властям, часто они старались не попадать на глаза статистическим работникам или же выдавать себя за человека другой национальности – грека, румына, венгра, молдаванина и пр. Кочевой образ жизни делал из цыган аполитичных жителей страны, поэтому к идее всеобщего равенства они относились весьма равнодушно. Более того, цыганский народ не видел ничего зазорного в богатстве, наоборот – иметь много золота и денег считалось для них очень привлекательным делом. При этом большинство ромал в роскоши отнюдь не купалось: гадание на картах, пляски с песнями перед купцами и дворянами, лудильные работы, да просьбы о подаянии – были почти единственными источниками заработка, позволявшими прокормить таборную семью.
Октябрьская революция лишила этих доходов, полностью изменив и ухудшив привычный образ жизни цыган. И хотя коммунисты не относили их к классовым врагам и не подвергали гонениям как «буржуев», кочевники отрицательно отнеслись и к рабоче-крестьянской революции, и к кардинальным переменам, пришедшим в страну после неё.
Как цыган наделяли землёй, и смогли ли эти меры превратить кочевников в оседлый народ
По мнению доктора исторических наук Надежды Деметер, советским правительством изначально не планировалось каких-либо принудительных мер против цыганских таборов. Власти рассчитывали, что достаточно выделить кочевому народу землю, как он естественным образом откажется от группового бродяжничества. С этой целью в 1926 году в стране вышло постановление, в котором говорилось о системе содействия кочующим цыганам для перехода к трудовой оседлой жизни. Два года спустя, дополнительно к этому документу Москва издала другой всесоюзный указ под говорящим названием: «О наделении землёй цыган, переходящих к трудовому оседлому образу жизни».Постановления подразумевали добровольное приобщение к колхозному и артельному труду: ни о каких возможных репрессиях в случае нежелания отказаться от кочевой жизни в них не говорилось. Тем не менее, особо рьяные исполнители на местах стали записывать цыган в колхозы насильно, передавая туда и отобранных у кочевников лошадей.
Сколько цыганских колхозов было создано в СССР
Не более 5% цыган на деле стали колхозникамиС конца 1920 до половины 1930 гг. в Советском Союзе было создано 52 коллективных хозяйств из представителей цыганской национальности. Семьям, пожелавшим обзавестись постоянной пропиской, выделялась земля и денежные субсидии в размере 500-1000 рублей для создания личного подворья. В то время многие ромалы воспользовались финансовой помощью, однако большинство из них кочевую жизнь на оседлую так и не поменяло. Лишь пять процентов кочевников стали колхозниками, да и те не слишком обременяли себя настоящим трудом.
Известен случай, когда в артеле «Лолы чергэн» (Талицкий сельсовет, Липецкая область), состоявшей из 50 цыган, для колхозных работ нанимались местные жители. Сами же ромалы на полях не трудились, а выращенный урожай, вместо сдачи в пользу государства, делили поровну между своими. Часто об этом становилось известно вышестоящему партийному руководству, однако оно не реагировало на подобные дела, зная, как неохотно кочевники соглашаются вступать в колхозы.
Все это не означает, что цыгане были против труда, однако им предлагали деятельность, не связанную с традиционным промыслом – выращиванием лошадей, ковкой садового и огородного инвентаря, лужение и паянием, а также торговлей. Если бы советская номенклатура правильно использовала потенциал кочевого народа, страна бы без проблем пополнила трудовые ряды знающими и опытными работниками.
Что ожидало цыган, которые отказывались приобщаться к труду
Цыганский колхоз, 1930-е гг.Репрессии против цыган начались в 1930-е годы и носили не политический, а чаще всего уголовный характер. При этом обвинения строились без учёта специфики традиций кочевого народа, который бы помог понять причину совершенного, криминального на взгляд советского правосудия, проступка. Показательным примером является случай, когда в Ленинграде за незаконную торговлю валютой осудили группу цыганских лудильщиков. Если бы обвинители поинтересовались обычаями народности, к которой принадлежали осуждённые, то узнали бы, что испокон веков его представители весь получаемый доход меняли на золотые монеты различных стран.
Боролся СССР в это время и с кочевыми цыганами, не согласившимися иметь постоянный адрес. Так, с 23 июня 1932 года, в течение 10 дней, Министерством внутренних дел организовывались облавы во всех крупных городах страны – Москве, Ленинграде, Одессе, Киеве, Минске. В результате них было поймано и сослано в сибирские и уральские тюрьмы около пяти с половиной тысяч человек.
В послевоенный период советское правительство вновь подняло вопрос об оседлости цыган, издав документ «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством». На сей раз в постановлении прописывались конкретные наказания: до 5 лет высылки на поселение за отказ иметь определённое место жительства. Довольно быстро эта мера привела к тому, что цыгане хоть и продолжали странствовать по стране, но уже имели на руках обязательный паспорт и прописку.
К началу 1958 года, как следовало из докладной записки министра внутренних дел СССР Николая Дудорова в адрес правительства и ЦК КПСС, в стране удалось зарегистрировать более 70 тысяч цыган, большая часть которых позже обрела постоянный адрес и работу. В то же время, за отказ перейти к оседлой жизни, было отправлено в ссылку 305 непокорных цыган.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+1
Раньше детей цыганами пугали, а сейчас говорят «иди сюда, а то на органы заберут»
- ↓
+6
«При этом обвинения строились без учёта специфики традиций кочевого народа, который бы помог понять причину совершенного, криминального на взгляд советского правосудия, проступка. Показательным примером является случай, когда в Ленинграде за незаконную торговлю валютой осудили группу цыганских лудильщиков.»
«без учёта специфики традиций кочевого народа, который бы помог понять причину совершенного, криминального на взгляд советского правосудия, проступка.»
А чего тогда, на ефремова и другую богему, все возбудились?
Давайте учтём «специфику традиции» этого слоя населения.
Есть ЗАКОН? Отвечай!!!
- ↓
+5
Вот, именно! Давайте, кому-нибудь и человеческие жертвоприношения начнём прощать, ссылаясь на «специфику традиции». В какой общественной среде тогда жить будем?
- ↑
- ↓
+8
На самом деле цыгане — это отбросы общества. Когда в Индии в VII веке начала складываться кастовая система, то вписаться в неё смогли не все слои общества. Воры, попрошайки, бродячие актёры ни в одну из каст не вошли. Вот так и появились цыгане. А так как Индия — страна очень многонациональная, то и принадлежал весь этот сброд к разным народностям. Поэтому и говорят цыгане на разных языках. Так что это не народ даже, а просто сброд.
- ↓
0
Выходцы из Индии — низшая каста… Из этой касты сейчас в Индии народ занимается разделкой трупов перед сожжением, попрошайничеством, к астрацией мальчиков для использования их в виде 3го пола — т.е. п роституция с и звращениями, выносом мусора, лепкой типа кирпичей из коровьего д ерьма и др. черным трудом… Товарищ Адольф Алоизович недаром их приказал истреблять — как п аразитов… А ведь вроде бы арийцы…
- ↑
- ↓
+1
А у нас цыгане перестали народ разводить. На рынке хозяйственном — вещами теперь торгуют.
- ↓
0
А спросите у них, торгуют ли они наркотой?? Вряд ли, конечно, скажут, но сводки МВД говорят точно!!!
- ↑
- ↓
+5
Это близко к разводке. Купил как-то в Нальчике на рынке в советское время свиторок у цыган. Не дорого. Но очень скоро пожалел об этом. После этого зарёкся связываться…
- ↑
- ↓
+1
Да, согласен. Но мне и не нужно ничего у них. Всего теперь вдосталь…
- ↑
- ↓
+3
Добрый вечер!
Вы, пожалуйста, не подумайте, что я против того, чтобы цыгане занимались торговлей на рынках. Скорее, наоборот. Как бы показатель оседлости. Тем более, что сейчас, в отличие от советского времени, все торгуют схожим товаром — китайско-турецко-вьетнамским. И не слишком высокого качества. Но жизненный опыт показал, что при покупке некачественного товара у продавцов с российской ментальностью — есть шанс разрешить ситуацию по совести. Если расплатился за некачественную вещь с цыганами — про возврат денег можно забыть. Поэтому и не связываюсь. Впрочем, уже много лет, так же как и Вы, перестал посещать места продажи совсем уж некачественного товара. Да и хороших вещей столько скопилось, что в малогабаритной квартире невозможно разместить. Многое отдаю местным гастарбайтерам. Может, среди них и среднеазиатские цыгане есть?
- ↑
- ↓
+2
Здравствуйте друг мой.
Ничего я не думаю… :) Ваши комментарии здравы, а мысль и изложение их — абсолютно ясны.
Согласен с вами полностью.
- ↑
- ↓
+2
Здравствуйте!
После такой вот переписки ещё раз с ностальгией сознаёшь, как здорово мы жили все вместе в СССР!
Но приятно ощущать, что и сейчас нас объединяет не только техническая сторона информационного пространства!
Хорошего Вам дня! И приятных выходных!
- ↑
- ↓
0
Благодарю вас и взаимно!
- ↑
- ↓
0
Знаю одного цыгана, он барон, сын барона. Имеет высшее образование, все дети получили хорошее образование. Работал директором торга, сейчас пенсионер, занимается общественной деятельностью.
- ↓
+3
Видимо, это «неправильный» цыган. Обрусевший, так сказать!
- ↑
- ↓
+4
Или про него не всё известно? Но, хорошо… будем считать, что «неправильный» цыган. Так приятнее…
- ↑
- ↓
0
Вопрос к этому цыгану и к его отцу — а откуда у них взялись деньги на получение высшего образования, открытие торговой деятельности и пр.пр. пр… То что он Баро — (а не бароН) — ни о чем не говорит, кроме того, что он получал деньги со своего табора — а вот табор деньги рубит ( и до сих пор и раньше) — торговля наркотой!!!
- ↑
- ↓
0
Насчет колхозов не знаю, но вспоминаю как в середине восьмидесятых прилетел в закрытый на пограничный режим город Южно-Сахалинск (пропуск в милиции получал для приобретения билета) и увидел на площади ЖД вокзала, напротив Сахалинского обкома КПСС, цыганский табор с шатром и несколькими грузовиками. Был очень удивлен тому что их туда пропустили.
- ↓
+3
И для чего эта статья? Цыган же не исправить.
- ↓
0
Все кругом за толерантность и против расизма… До тех пор, пока их детей цыгане на наркоту не подсадят!!!
- ↑
- ↓
+1
А они, разве, не люди?? ВСЕ когда-то были кочевниками, но прогресс и цивилизация не стоят на месте. Живёшь в обществе — будь столь любезен соблюдать его законы; всё просто же…
- ↑
- ↓
+3
А исправлять (или переделывать) и не надо. Надо, чтобы в России все жили по российским законам. Только и всего!
- ↑
- ↓
+11
На одном из заседаний ООН, в комиссии по правам человека, осудили действия муниципалитета одного из чешских городков в отношении цыган. Местные власти, компактное место проживания оных, обнесли высоким кирпичным забором с колючей проволокой. Гетто? Нарушения прав человека? Ага. Участок чистой улицы этого городка, за забором с двух сторон огороженной колючей проволокой, выглядит как клоака. Неплатежи этих жителей по коммунальным счетам выглядят впечатляющий. Разбитые подъездные двери, битое стекло в окнах. Но это мелочи. Горы смердящего мусора, с человеческими экскрементами, достигающих вторых этажей. Кто хочет таких «соседей»
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+1
Для того, чтобы ситуация стала «правильной», не обязательно ходить по рынкам и вокзалам с огнемётом или давить танками. Достаточно нарушивших отправлять по закону в места не столь отдалённые, где бы они выполняли полезную работу. Как это было при Сталине. Но есть препятствующие моменты. Объективный- определённая сложность в получении доказательств из-за своеобразия нарушающих. И субъективный- коррупция и нежелание эти доказательства добывать.
Так что, не только от цыган многое зависит.
- ↑
- ↓
+4
Я понимаю, что у нас «идиотизм» проявляется по-другому, чем в «цивилизованной» Европе и «идиотизма» сажать в тюрьму людей за то, что они отрицают (или не признают) холокост нет. Но… Ваши высказывания близки к тому, чтобы определённые структуры могли к ним придраться. Хотя, нельзя с Вами не согласиться в том, что диапазон профессий людей цыганской национальности не очень широк. Но есть и легальные профессии. Например, служители театра «Ромэн».
- ↑
- ↓
Комментарий удалён за нарушение
+1
К тем, кто «разводит» и обирает надо применять соответствующие меры. Без всяких поблажек. Но по закону. И сразу исправятся. Как при Сталине многие исправлялись. Так ведь, не применяют! А вот, почему?
- ↑
- ↓
+6
Только одно «но», лицедейство у цыган не считается работой…
- ↑
- ↓
+3
Да, но по советским и российским законам считается… Значит, уже не тунеядцы…
- ↑
- ↓
+12
Как-то раз ехал в купе с двумя цыганками. Они мне втирали, что сам Бог разрешил воровать цыганам за то что, когда Христа приколачивали к кресту, они украли у палачей один гвоздь.
А потом выяснилось, что они тащили в багаже наркоту — обученный спаниель нашел на пограничном контроле. Не люблю этот народ.
- ↓
0
Это основной их источник заработка нынче… Под Одессой цыганский посёлок — туда движение и днем и ночью — и такси и вплоть пешком… Грунтовые улицы засыпаны шприцами так, что уже и грязи нет… Менты раз в квартал, для отчета приезжают, забирают пару наркоманов-потребителей… А цыгане им отстегивают… Да так, что малолетний мусорок через три месяца на Volvo катается… И так везде, не только на Украине… И в Европе восточной то же самое…
- ↑
- ↓
0
Можно полюбопытствовать? Их реально привлекли? Или только для виду с обученным спаниелем поработали, чтобы были основания для… ну, понимаете, для чего?
- ↑
- ↓
0
Их ссадили с поезда на пограничной ст. Озинки, а ехали они в Саратов. Что было дальше мне неизвестно.
- ↑
- ↓
+1
Но, раз неизвестно, то и я гадать не буду. По части гадания цыгане сильнее… Но, так как не первый год живу, понимаю, что могли быть разные продолжения…
- ↑
- ↓
+6
Ну, видимо, христианский бог разрешил воровать, аллах ещё в чём-то уступил, а какой-нибудь кришна разрешил наркотой торговать. Как говорится — с миру по нитке!
П.С. Спаниель, правда, атеистом оказался. И все эти «дары волхвов» пошли прахом…
:)))))))))))
- ↑
- ↓