Как снимался фильм «Они сражались за Родину»
26 мая 1975 года на экраны страны вышел художественный фильм по роману Михаила Шолохова «Они сражались за Родину». Действие фильма происходит в июле 1942 года.
На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери.
Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели…
Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон.
Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели.
Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.
Премьера фильма Они сражались за Родину состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В премьерный год картину посмотрели более 40 миллионов человек.
В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне.
Вопрос о том, кто должен стать режиссером картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю «Судьбы человека», «Войны и мира» и «Ватерлоо» Сергею Федоровичу Бондарчуку.
Режиссера вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге «Битва за Кавказ» маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.
«Для Бондарчука ситуация была сложной, – вспоминала супруга режиссера Ирина Скобцева. – «Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Федорович снимал фильм «Битва за Кавказ», обещая: «Все дадим, всем обеспечим».
Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Федорович приступил к работе над картиной «Они сражались за Родину».
Позже такое «своеволие» вызвало бурю гнева генералитета, и картину долго не пускали в прокат.
Но Бондарчук пошел «против течения». Причем масштабность «бунта» поразила многих.
Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать пятьдесят семь актеров на значимые роли, восемьдесят — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.
Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил довольно быстро: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский), и Юрий Никулин (рядовой Некрасов) и Василий Шукшин (Петр Лопахин) — помнили войну. И это для Бондарчука было очень важно».
Взяв за основу сценария картины незаконченный роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над «Судьбой человека», постоянно советовался по различным вопросам с автором книги.
Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме все было правдиво до боли», настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения.
Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского.
В помощь съемочной группе был выделен сводный полк солдат, которые помогали возводить декорации, рыть окопы, а также участвовали в массовках.
Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило саперное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.
По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение.
Земля там вся начинена остатками мин.
Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор.
Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».
Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях.
Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход «Дунай».
Но несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству.
Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране.
Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.
Конечно, нашлись и недовольные: прохладно отнеслись к творению Бондарчука военные, обиженные его отказом снимать фильм по сочинению их министра. Однако, вопреки опасениям режиссера, из фильма не было вырезано ни одного эпизода.
В 1975 году картина «Они сражались за Родину» и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля.
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» лента «Они сражались за Родину» была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актером 1976 года.
В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.
В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Из-за смерти мужа не смогла озвучить свою героиню и Лидия Федосеева-Шукшина. Её Глаша говорит голосом Натальи Гундаревой.
— По словам Юрия Никулина, «Они сражались за Родину» — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в «Войне и мире», куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в «Ватерлоо» ему помешала болезнь.
И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине «Они сражались за Родину».
— Чтобы добиться от актеров максимального «вхождения в образ», Бондарчук обязал их носить форму, в которой они снимались постоянно, а не только на съемочной площадке.
— Крайне серьезно относившийся к созданию фильма Бондарчук был внимателен к каждой детали, и тщательно рассматривал и обдумывал малейшее изменение первоначального замысла.
По рассказам очевидцев, однажды Василий Шукшин попросил изменить в реплике своего героя всего одно слово, после чего актер и режиссер целый час провели в обсуждении этой темы.
— Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила.
При этом местность для съемок таких сцен была не очень подходящей, поэтому многие взрывы приходилось снимать со значительного расстояния, чтобы не пострадали оператор и другие члены съемочной группы.
Режиссер: Сергей Бондарчук.
Сценарист: Сергей Бондарчук.
Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Вячеслав Овчинников.
Художник: Феликс Ясюкевич.
Актеры: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров, Анатолий Переверзев, Виталий Леонов, Михаил Чигарев, Станислав Бородокин, Леонид Трутнев, Пётр Меркурьев, Алексей Коняшин, Владимир Мышкин, Юнус Юсупов, Л. Павлов, К. Колесников, Хашим (Хашимджон) Рахимов, В. Набатов, Г. Ненашев, Ермахмад Аралев, В.Алексеев.
Для фильма выстроили ещё три бутафорские деревни, переправу через Дон и дамбу, а местные пейзажи с сохранившимися со времен войны окопами и воронками от снарядов, каменистой землёй, меловыми холмами и пылью усиливали реалистичность происходящего…
Вячеслав Тихонов чуть не оглох на съёмках сцены с контузией его героя.
Режиссёр хотел добиться от актёра еле заметной нервной дрожи, и попросил танкистов стрелять в сторону актёра из холостых орудий.
Самого же Тихонова окружили жаровнями с раскалёнными углями.
От жара плавился воздух, от выстрелов содрогалась земля, и эту сцену потом называли «второе небо Аустерлица».
В съёмках фильма участвовали несколько десятков танков Т-44 и полтора десятка реактивных самолетов L-29.
Они были созданы уже после описанных в фильме событий, но такое количество настоящих танков и немецких самолётов «на ходу» найти не удалось.
Так как съёмочная площадка была огромной — управлявшие техникой военные и члены съёмочной группы общались по рации, и всё равно не обходилось без форс-мажоров.
На съёмках одной из сцен на танке застряло бревно, которое чуть не убило оператора, а в другой раз танкист не услышал команды режиссёра и поехал на массовку…
Бондарчук старался снимать батальные сцены с первого дубля, исключением были только сцены со взрывами.
На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери.
Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели…
Не спеша, точно и емко рисует режиссер портреты бойцов небольшого стрелкового подразделения, ведущего бои за переправу через Дон.
Великолепны и страшны батальные сцены с участием авиации и танков. Пиротехники и пороха не жалели.
Живо и с юмором показаны бытовые сцены, ярко и правдиво воссозданы психология солдата, его внутренний мир, его мужание и закалка в суровых испытаниях войны.
Премьера фильма Они сражались за Родину состоялась 12 мая 1975 года, 26 мая картина вышла в широкий прокат. В премьерный год картину посмотрели более 40 миллионов человек.
В 1974 году, в преддверии тридцатилетия Победы руководством Советского Союза было принято решение поставить к грядущему юбилею масштабное кинополотно о Великой Отечественной войне.
Вопрос о том, кто должен стать режиссером картины не стоял — такое ответственное дело можно было доверить только создателю «Судьбы человека», «Войны и мира» и «Ватерлоо» Сергею Федоровичу Бондарчуку.
Режиссера вызвали в Министерство обороны и предложили снять фильм по книге «Битва за Кавказ» маршала Андрея Антоновича Гречко, возглавлявшего в то время военное ведомство.
«Для Бондарчука ситуация была сложной, – вспоминала супруга режиссера Ирина Скобцева. – «Маршал Гречко настоятельно «рекомендовал», чтобы Сергей Федорович снимал фильм «Битва за Кавказ», обещая: «Все дадим, всем обеспечим».
Не повинуясь настоятельной «рекомендации», Сергей Федорович приступил к работе над картиной «Они сражались за Родину».
Позже такое «своеволие» вызвало бурю гнева генералитета, и картину долго не пускали в прокат.
Но Бондарчук пошел «против течения». Причем масштабность «бунта» поразила многих.
Ассистенты режиссера ездили по всей стране: нужно было подобрать пятьдесят семь актеров на значимые роли, восемьдесят — на роли второго плана и к тому же найти огромную массовку.
Исполнителей главных ролей Бондарчук утвердил довольно быстро: и Вячеслав Тихонов (Николай Стрельцов), и Георгий Бурков (Александр Копытовский), и Юрий Никулин (рядовой Некрасов) и Василий Шукшин (Петр Лопахин) — помнили войну. И это для Бондарчука было очень важно».
Взяв за основу сценария картины незаконченный роман Михаила Шолохова, Бондарчук, как и во время работы над «Судьбой человека», постоянно советовался по различным вопросам с автором книги.
Именно Шолохов, желавший, «чтобы в фильме все было правдиво до боли», настоял на проведении съемок практически в тех же местах, где разворачиваются события его произведения.
Следуя его пожеланию, фильм снимали в Волгоградской области, в окрестностях расположенных на границе Дона и Волги станицы Клетской и хутора Мелологовского.
В помощь съемочной группе был выделен сводный полк солдат, которые помогали возводить декорации, рыть окопы, а также участвовали в массовках.
Кроме того, военнослужащие полка, в состав которого входило саперное подразделение, обезвреживали оставшиеся с войны неразорвавшиеся боеприпасы.
По воспоминаниям главного оператора картины Вадима Юсова, участникам киногруппы очень часто встречались следы проходивших здесь боев: «Мы рыли окопы на полную глубину и находили человеческие кости. Их было очень много. Мы вынимали кости и отдавали на захоронение.
Земля там вся начинена остатками мин.
Саперы постоянно находили фюзеляжи. Помню, в газетах писали, что на съемках чуть не пострадал оператор.
Это действительно было так. Во время перерыва я обнаружил, что прилег рядом с неразорвавшейся миной. Ее тут же откопали и взорвали саперы».
Работа проходила в сжатые сроки и в сложных условиях.
Так, в спешке, администраторы не успели позаботиться о гостинице для размещения съемочной группы и актеров, и только благодаря авторитету Бондарчука удалось уговорить местное руководство предоставить для проживания людей теплоход «Дунай».
Но несмотря на все трудности, фильм был завершен в срок и представлен на суд кинематографическому начальству.
Многие из тех, кто присутствовал на первых, закрытых просмотрах, были глубоко потрясены увиденным на экране.
Особенно лента впечатлила фронтовиков, которые отмечали ее реалистичность и даже документальность.
Конечно, нашлись и недовольные: прохладно отнеслись к творению Бондарчука военные, обиженные его отказом снимать фильм по сочинению их министра. Однако, вопреки опасениям режиссера, из фильма не было вырезано ни одного эпизода.
В 1975 году картина «Они сражались за Родину» и Сергей Бондарчук представляли СССР в основной программе Каннского кинофестиваля.
По результатам опроса читателей журнала «Советский экран» лента «Они сражались за Родину» была признана лучшим фильмом, а Василий Шукшин — лучшим актером 1976 года.
В 1976 году фильм был удостоен премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международном кинофестивале в Карловых Варах (Чехословакия), на XIV кинофестивале в Панаме Сергей Бондарчук стал обладателем премии за режиссерскую работу.
В 1977 году оператор Вадим Юсов и режиссер Сергей Бондарчук стали лауреатами Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.
Интересные факты о фильме «Они сражались за Родину»
— Для выдающегося советского актера Василия Шукшина роль Лопахина стала последней: Василий Макарович скончался 2 октября 1974 года, когда съемки фильма еще продолжались. Его роль — Петра Лопахина — озвучивал ленинградец Игорь Ефимов, а в нескольких эпизодах, в которых не успел сняться Шукшин, вместо него снялся Юрий Соловьев.Из-за смерти мужа не смогла озвучить свою героиню и Лидия Федосеева-Шукшина. Её Глаша говорит голосом Натальи Гундаревой.
— По словам Юрия Никулина, «Они сражались за Родину» — третья картина, в которую он был приглашен Сергеем Бондарчуком. Сняться в «Войне и мире», куда он был утвержден на роль капитана Тушина, Никулину не удалось из-за заграничных гастролей его цирка, а сыграть роль английского офицера в «Ватерлоо» ему помешала болезнь.
И лишь с третьей попытки Юрий Владимирович попал в актерский состав фильма Бондарчука, исполнив роль рядового Некрасова в картине «Они сражались за Родину».
— Чтобы добиться от актеров максимального «вхождения в образ», Бондарчук обязал их носить форму, в которой они снимались постоянно, а не только на съемочной площадке.
— Крайне серьезно относившийся к созданию фильма Бондарчук был внимателен к каждой детали, и тщательно рассматривал и обдумывал малейшее изменение первоначального замысла.
По рассказам очевидцев, однажды Василий Шукшин попросил изменить в реплике своего героя всего одно слово, после чего актер и режиссер целый час провели в обсуждении этой темы.
— Для воспроизведения взрывов и разрывов снарядов пиротехниками во время съемок было израсходовано пять тонн тротила.
При этом местность для съемок таких сцен была не очень подходящей, поэтому многие взрывы приходилось снимать со значительного расстояния, чтобы не пострадали оператор и другие члены съемочной группы.
Режиссер: Сергей Бондарчук.
Сценарист: Сергей Бондарчук.
Оператор: Вадим Юсов.
Композитор: Вячеслав Овчинников.
Художник: Феликс Ясюкевич.
Актеры: Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Сергей Бондарчук, Георгий Бурков, Юрий Никулин, Иван Лапиков, Николай Губенко, Николай Волков, Андрей Ростоцкий, Николай Шутько, Евгений Самойлов, Нонна Мордюкова, Иннокентий Смоктуновский, Ирина Скобцева, Ангелина Степанова, Татьяна Божок, Лидия Федосеева-Шукшина, Даниил Ильченко, Алексей Ванин, Николай Горлов, Геннадий Сафронов, Борис Никифоров, Анатолий Переверзев, Виталий Леонов, Михаил Чигарев, Станислав Бородокин, Леонид Трутнев, Пётр Меркурьев, Алексей Коняшин, Владимир Мышкин, Юнус Юсупов, Л. Павлов, К. Колесников, Хашим (Хашимджон) Рахимов, В. Набатов, Г. Ненашев, Ермахмад Аралев, В.Алексеев.
Ещё немного фактов о съёмках фильма
Местом съёмок выбрали окрестности станицы Клетской и хутора Мелологовского, у жителей которого выкупили дома и помогли с переездом — хутор должен был сгореть…Для фильма выстроили ещё три бутафорские деревни, переправу через Дон и дамбу, а местные пейзажи с сохранившимися со времен войны окопами и воронками от снарядов, каменистой землёй, меловыми холмами и пылью усиливали реалистичность происходящего…
Вячеслав Тихонов чуть не оглох на съёмках сцены с контузией его героя.
Режиссёр хотел добиться от актёра еле заметной нервной дрожи, и попросил танкистов стрелять в сторону актёра из холостых орудий.
Самого же Тихонова окружили жаровнями с раскалёнными углями.
От жара плавился воздух, от выстрелов содрогалась земля, и эту сцену потом называли «второе небо Аустерлица».
В съёмках фильма участвовали несколько десятков танков Т-44 и полтора десятка реактивных самолетов L-29.
Они были созданы уже после описанных в фильме событий, но такое количество настоящих танков и немецких самолётов «на ходу» найти не удалось.
Так как съёмочная площадка была огромной — управлявшие техникой военные и члены съёмочной группы общались по рации, и всё равно не обходилось без форс-мажоров.
На съёмках одной из сцен на танке застряло бревно, которое чуть не убило оператора, а в другой раз танкист не услышал команды режиссёра и поехал на массовку…
Бондарчук старался снимать батальные сцены с первого дубля, исключением были только сцены со взрывами.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
0
пойду ещё раз пересмотрю…
- ↓
+4
Да что говорить — гениальный фильм с гениальнейшими актерами!!!
- ↓
0
Вполне допустимо, что читали, потому как эта байка вошла в мою книгу, где под одной «крышей» собраны штучки с юмором. А ранее практически все они были опубликованы в ряде СМИ. Но все равно спасибо Вам, что прочли.
- ↓
+1
Когда смотрел этот фильм в детстве заметил, что немецкие танки не похожи на те «Тигры» что были в эпопее «Освобождение». И понял, что это были советские танки — просто на башни их были надеты квадратные кожухи для сходства с «тиграми». и сейчас из статьи узнал что это были старые советские Т-44 (у которых башня была сдвинута почти на метр назад и это позволило люк механика водителя разместить не спереди и под углом как у Т-34, а чуть дальше под башней и горизонтально.
- ↓
+1
Тигров в июле 42, еще в помине не было! Они появились только в самом конце 42 года и в очень небольших количествах, и если не изменяет память, то под Ленинградом. Это могли быть максимум Pz.Kpfw.IV Ausf.F2
- ↑
- ↓
+3
«ГЛИНЯНЫЙ СОЛДАТИК»
Почему молодой человек отверг предложение Сергея Бондарчука учиться у него во ВГИКе
— Алло, это редакция?
— Да.
— Можно приехать к вам?
— Вы знаете, который час? Завтра.
— Но у меня интересная история о съемках фильма «Они сражались за Родину»…
— Тогда приезжайте, ждем!
Вскоре прибыл человек, который работал кем-то в военкомате. И рассказал интереснейшую историю о съемках фильма, встречах с самим Сергеем Бондарчуком, великими актерами Василием Шукшиным, Георгием Бурковым, Юрием Никулиным, Вячеславом Тихоновым, Иваном Лапиковым, Нонной Мордюковой, Лидией Федосеевой-Шукшиной и другими.
Мы, сотрудники газеты, с некоторым недоверием смотрели на «заливалу» и посмеивались в кулак. Гость заметил это и слегка растерялся: «Заканчивать или»…
— Продолжайте, Анорбай, продолжайте, — деловито попросил мой коллега Иосиф Гребенюк. — Диктофон записывает.
Для пущей убедительности «актер» достал из портфельчика дюжину фотоснимков, на которых красовался он — то в форме советского пехотинца, то в облачении немецкого унтер-офицера. И в окружении упомянутых выше кинозвезд.
— И что вы там делали?
— Служил в Волгоградской области, а неподалеку от нашей воинской части, возле какого-то хуторка, снимали кино про войну.
Мы при госте «нырнули в Интернет» и уточнили, что местом съемок Бондарчук на самом деле выбирал хутор Мелологовский Волгоградской области и «для помощи в обеспечении работы был сформирован и командирован к месту съемок специальный полк военнослужащих».
— Вот видите! — улыбался гость.
Однажды, рассказал он, к нему подошел человек и попросил зайти в палатку Бондарчука. Боец доложил своему непосредственному командиру, дескать, так и так. Получив разрешение, пошел.
— Сергей Федорович пару-тройку минут внимательно смотрел на меня, а потом сказал будто самому себе: «Это то, что я долго искал». (Кстати говоря, практически весь актерский состав был утвержден режиссером без предварительных проб).
— Мне нужен актер для роли немецкого унтер-офицера, — объяснял Бондарчук. — Это минутная работа, но есть человек, который хорошо помнит его лицо — ветеран войны, который воевал в этих местах и уничтожил того фашиста. Так что, не хотелось бы его разочаровывать. Давай, сынок, соглашайся.
Анорбай поначалу отказывался. Мол, как это он, внук ветерана войны, оденется в фашистское?! Но его убедили, что это всего лишь кино. И он все сделал так, как велел Сергей Федорович. Эпизод получился.
Вскоре Бондарчук сам нашел бойца. Поздоровался, спросил о делах. И так прямо предложил: «Приезжай в Москву, во ВГИК, будешь у меня учиться».
Парень опешил. Чтобы сам Бондарчук, чью школу мечтали получить сотни желающих, вот так запросто приглашал…
— Можно посоветоваться с отцом?
— Конечно. Потом найди меня.
Через неделю солдат получил от отца телеграмму, где было сказано, что он категорически против учебы сына. Тут, дескать, глину для нового дома некому месить, а он в Москву «намылился»…
Уходя, мужик, как бы между прочим, выронил, что «отец всю жизнь был пастухом, а он вот – сторожем». Ну а мы с тех пор прозвали его «глиняным солдатиком»…
- ↓
+3
Где-то, я, это уже читал, про то, что глину не кому месить, там, правда не Бондарчук был, и было это гораздо раньше!
- ↑
- ↓
+11
Фильм выдающийся.Приятно читать отзывы людей. Молодежь, к сожалению, этого не хочет понимать. Или не может.
- ↓
+10
Фильм на века, легенда
- ↓
+8
умели снимать наши мастера
- ↓
+8
И сейчас больно…
- ↓
-2
Ну, а «Звезда» (вторая, 2002 года) разве хуже?
- ↑
- ↓
+5
Вот настоящая правда, я бы сказал истина, о ВОВ и о том, что стало со страной которую наши предки защищали 75 лет назад!!! Смотрите обязательно на ютубе " ДЕНЬ ИХ ПОБЕДЫ ( Так чей это праздник? ) "
- ↓