Как советский ас Иван Кожедуб дал жару американцам над Берлином

О бое советской легенды с американскими военными пилотами стало известно только через 50 лет после Победы. Свидетели молчали, а фотодоказательства с подачи командования были скрыты.


В противном случае неизвестно, как бы сложилась после войны судьба трижды Героя Советского Союза, знаменитого лётчика Ивана Кожедуба, сбившего менее чем за два года 64 немецких аса.

На честном слове и на одном крыле

О небе Иван мечтал с детства. В 1940 году он, двадцатилетний уроженец Чернигова, с отличием окончил Чугуевскую авиашколу и стал инструктором — учил других летать.
С началом войны школу вывезли в Казахстан, и будущий герой больше года был вынужден подавать прошения о переводе на фронт. Он рвался в бой, но командование считало, что подготовка лётчиков для фронта важнее. Только в ноябре 1942 года инструктора Ивана Кожедуба перевели в 240-й истребительный полк формирующейся 302-й авиадивизии; на фронт лётчик попал только в марте 1943 года.


Мало кто знает, но в своём первом бою будущий герой едва не погиб: его самолёт Ла-5 прошило очередью гитлеровского «мессершмитта». В кабину попал зажигательный снаряд, и советский лётчик спасся только благодаря бронированной спинке сиденья. А на обратном пути самолёт попал под огонь своих же зениток. Зенитчики оказались меткими и дважды попали в Ла-5.
Кожедуб чудом дотянул до аэродрома и посадил самолёт, который, как позже выяснили механики, восстановлению уже не подлежал. Так лётчик в первый же вылет лишился своего самолёта и был вынужден воевать на тех машинах, которые оказывались свободными. Тем не менее к началу лета он уже стал заместителем командира.

Трижды герой

Боевой счёт советский ас открыл только на сороковой вылет: сбил бомбардировщик «Юнкерс-87». Через день он сбил ещё один вражеский самолёт, а 9 июля 1943 года его жертвами стали сразу два гитлеровских аса.
К январю 1944 года Иван Кожедуб имел 146 боевых вылетов и уничтожил 20 самолётов врага. За храбрость и доблесть в бою он был представлен к званию Героя Советского Союза. А в августе 1944-го он стал дважды Героем — к этому времени он произвёл 256 боевых вылетов и уничтожил 48 гитлеровских самолётов.
С мая 1944 года у аса наконец появился свой самолёт — истребитель Ла-5ФН с бортовым номером 14. Он был построен на деньги сталинградского колхозника В. Конева, который отдал все свои средства на постройку истребителя после гибели на фронте сына. Это налагало особые обязательства — бить фашистов так, чтобы им тошно стало!
Вскоре лётчик пересел на новенький — улучшенный — истребитель Ла-7.


К маю 1945 года майор Иван Кожедуб имел в активе 330 боевых вылетов, 120 раз вступал с фашистами в поединки и уничтожил 64 гитлеровских самолёта, среди которых были бомбардировщики, истребители «Мессершмитт» и «Фокке-вульф», штурмовики «Хеншель» и даже «Мессершмитт-262» — один из первых турбореактивных нацистских самолётов.
Очевидцы утверждали, что почерк Кожедуба в полёте было невозможно спутать с другими советскими асами. Во время боя он всё время маневрировал, совершал развороты, «горки», «змейки», то пикировал, то выходил из пике.
Он мгновенно оценивал ситуацию, проявлял хладнокровие в самые опасные моменты боя и быстро принимал нужное решение. Ведомым приходилось туго: удержаться за таким ведущим было почти невозможно. Иван был метким стрелком, но старался открывать огонь по противнику со средней дистанции — 300 метров, осторожничая и редко вступая с немцами в ближний бой.
Свой крайний вылет в этой войне Кожедуб совершил над полыхающим Берлином 17 апреля 1945 года и сбил два самолёта «Фокке-вульф».
В конце лета 1945 года «за мужество и героизм» он первым в истории СССР стал трижды Героем Советского Союза.

«Союзнички»

С 1944 года отношения советского командования с американскими военными складывались сложно. Американские самолёты то и дело перелетали через линию фронта, вторгаясь в расположение советских войск, а командование ВВС США демонстративно не обращало на это внимание. На замечание маршала Жукова командующий военно-воздушными силами генерал Генри Арнолд заметил, что его пилоты летали и будут летать «везде, без всяких ограничений».
7 ноября 1944 года это привело к трагедии у югославского города Ниш, когда несколько американских лётчиков по ошибке атаковали советский военный аэродром.
Наши асы внакладе не остались.
В воздух поднялось девять истребителей, начался бой на малых высотах — «собачья драка», и противник лишился трёх самолётов, а советские лётчики не досчитались Як-3. Сначала они были уверены, что на аэродром напали «фокке-вульфы», но вскоре разглядели на крыльях и фюзеляжах противника белые звёзды.

Оказалось, что аэродром обстреляли американцы на тяжёлых истребителях «Лайтнинг-38». Они ретировались лишь после того, как лучший ас полка Александр Колдунов несколько раз, рискуя жизнью, продемонстрировал ведущему американскому лётчику красные звёзды на крыльях своего самолёта. «Лайтнинги» улетели, но вскоре в воздухе появилась следующая группа американских самолётов, пилоты которых совершили ту же ошибку.
В результате налёта «союзничков» было ранено 39 человек, 34 человека погибли.
После инцидента случился дипломатический скандал, американцы даже извинились, однако проблема осталась. Отношения между советскими асами и лётчиками США стали напряжёнными, поэтому не было ничего странного в том, что время от времени между ними завязывались бои.

Бой

Иван Кожедуб столкнулся с американскими асами в апреле 1945 года под Берлином. Сначала ничего не предвещало беды: в воздухе Кожедуб заметил несколько американских бомбардировщиков. Затем он увидел два фашистских «мессершмитта», которые он отогнал от бомбардировщиков несколькими заградительными очередями.
Но американские истребители, прикрывающие бомбардировщики, неправильно истолковали его благородный жест. Как позже выяснилось, они перепутали Ла-7 с истребителем «Фокке-вульф» и открыли по Кожедубу огонь.
Иван Кожедуб выжил только потому, что в воздухе руководствовался принципом «вокруг враги, пока не доказано обратное», поэтому он совершил переворот и мгновенно атаковал крайний американский истребитель. Позже он вспоминал, что к этому моменту уже знал, кто перед ним, по характерному строю и по звёздам на крыльях самолётов.

Один из «мустангов» был подбит точным попаданием снаряда в фюзеляж, задымил и пошёл на посадку, после чего советский ас развернулся, совершил полупетлю и открыл огонь по второму «мустангу» — тот взорвался в воздухе.
Кому-то может показаться, что лётчик был неправ, но тут стоит вспомнить, что благодаря своему феноменальному боевому чутью он ни разу не был сбит. Не собирался он открывать счёт поражениям и в этот раз.
Американский пилот, с трудом посадивший свой подбитый истребитель в расположении советских войск, объяснил через переводчика подбежавшим к нему офицерам, что его сбил странный «фокке-вульф» «с красным носом». Разуверять в этом американца не стали, позволив ему сохранить хорошую мину при плохой игре.
Однако правда стала известна после проявки плёнки установленного на Ла-7 фотокинопулемёта.(ФКП). Плёнку изучили все командиры лётчика вплоть до комдива и комкора, после чего комполка Павел Чупиков отдал плёнку Кожедубу, велев убрать её с глаз подальше.
По легенде, командир дивизии генерал-лейтенант Евгений Савицкий сказал, что Кожедуб открыл счёт в новой войне.
Это стало пророчеством. После Победы, во второй половине XX века, советские лётчики ещё не раз встречались с американцами в Корее и во Вьетнаме.
После войны Кожедуб продолжил служить в авиации, он окончил Военно-воздушную академию, стал летать на истребителях МиГ-15. В 1950-х годах командовал авиадивизией в Северной Корее. Поговаривали, что, несмотря на запрет подниматься в воздух, то и дело вылетал на боевые задания.
После Кореи Иван Кожедуб окончил Военную академию Генерального штаба, стал командиром 76-й воздушной армии. В 1985 году стал маршалом авиации.
Легендарный лётчик скончался в 1991 году и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
« 10 лучших советских эквалайзеров: как в СССР...
Наши любимые актеры: Михаил Кокшенов »
  • +196

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+10
Хочется отметить, что Иван Кожедуб это звание заслужил своим трудолюбием, желанием и стремлением учится. Это был умнейший человек, он не просто воевал, он был автором, поэтом, певцом стратегии и тактики воздушного боя. Это был талант, он воевал не по уставу, а по законам практичности, выживания, хитрости, скорости, внезапности и мощи. Это не просто герой, это глыба, это великий боевой летчик!
+19
А ведь когда у Ивана Никитовича в 1945 г было 330 боевых вылетов и 64! сбитых вражеских самолёта. А ведь ЕМУ то всего-ничего — 24 года! Какие люди! Золотой генофонд нашей Родины!
+3
Верно заметили. И ведь многим СУПЕР ГЕРОЯМ к концу войны было примерно столько же! Попкову, Амет-хан-Султану, Колдунову -23, Гулаеву и Речкалову- 27 лет. А уже настоящие ТИТАНЫ!