«Волчья пена» из Португалии для 3-го рейха

Как известно, в Советском Союзе узнали о немецком вольфрамовом ноу-хау после контрнаступления под Москвой. Тогда в руки советских специалистов попали секретные подкалиберные противотанковые снаряды с необычайно твердым сердечником.
Обнаружил их военинженер 3 ранга Владимир Борошев, когда прочесывал подмосковные склады трофейной техники в конце февраля 1942 года.


Новые боеприпасы были найдены из состава боекомплекта новой противотанковой пушки (ружья) 2,8 cm s.Pz.B.41 с уникальным коническим стволом. Калибр компактной пушки уменьшался с к дульному срезу с 28 мм до 20 мм. При этом такая миниатюрная пушка умудрялась с близкого расстояния успешно поражать любые средние танки, а при удачном стечении обстоятельств и тяжелые типа КВ. Зимой 1942 года в Советском Союзе уже знали о очень неплохой бронепробиваемости новых немецких снарядов и обратились за помощью в разгадке к металлургам московского завода имени Сталина. Результаты кристаллографического и химического анализа показали, что сердечник подкалиберного снаряда. выполнен из сверхтвердого соединения – карбида вольфрама WC.


Подкалиберные снаряды для 2,8 cm s.Pz.B.41. Слева — противотанковый с сердечником из WC, справа — осколочный
В литературе иногда ошибочно указывают, что советским артиллеристам в руки попал снаряд Pzgr. 41 H.K. от более мощной противотанковой 7,5 cm Pak 41 с коническим стволом, но это неверно. Заводы Круппа выпустили ограниченную (150 экземпляров) партию этих дорогих орудий только весной 1942 года. Они в подавляющем большинстве были отправлены на Восточный фронт, где практически все и сгинули. В качестве трофея одна пушка 7,5 cm Pak 41 с шестью снарядами попала в Красную армию только в конце лета 1942 года.


Редкий подкалиберный снаряд Pzgr. 41 H.K. от уникальной пушки 7,5 cm Pak 41
Но вернемся к карбиду вольфрама. По шкале твердости Мооса это уникальное вещество достигает значения 9, уступая в этом только алмазу с его максимально возможной «десяткой». Вместе с высокой плотностью соединения и тугоплавкостью сердечники из такого материала оказались отличными наполнителями противотанковых снарядов. В среднем карбид вольфрама содержит до 94% дорогого металла. Если знать, что промышленность фашистской Германии произвела порядка двух миллионов подкалиберных снарядов только для противотанковых пушек с коническим стволом, то можно представить уровень потребностей Рейха в вольфраме. При этом собственных запасов такого редкого металла у немцев не было. У кого же они брали руду для получения вольфрама (с нем. «волчья пена»)? Основным поставщиком стратегическим важного материала оказалась нейтральная Португалия.

При этом немцы были настолько заинтересованы в вольфраме, что готовы были покупать его за золото. Оценить роль Португалии во Второй мировой войне очень непросто. С одной стороны, руководство этой страны помогало союзникам и предоставило в аренду авиабазу Ланеж на Азорских островах, а с другой – продавало и немцам, и их неприятелям вольфрамовую руду. При этом португальцы были фактическими монополистами в этом секторе рынка – в те времена они контролировали до 90% всех природных запасов тугоплавкого металла в Европе.
Стоит сказать, что Гитлер еще перед войной старался аккумулировать у себя как можно больше вольфрама, но уже к началу вторжения в СССР эти запасы иссякли. Лидер Португалии Антониу Салазар, экономист и юрист по основной профессии, вовремя предложил свои услуги гитлеровской промышленности и не прогадал. Цена вольфрама во время войны подскочила в несколько раз и стала приносить маленькой европейской стране баснословный доход. В 1940 году Салазар продавал тонну руды за 1100 долларов, а уже в 1941 – за 20 тысяч. Поезда, груженные обогащенной вольфрамовой рудой, шли в Германию через оккупированную Францию и нейтральную Испанию. По некоторым данным, в банках Лиссабонна в счет оплаты вольфрама осело не менее 44 тонн золота, клейменного нацистской свастикой.
Союзники настойчиво требовали от Португалии остановить поставки стратегически важного для Германии ресурса, особенно это давление усилилось, когда в СССР обнаружили упоминаемые противотанковые снаряды. Но фактически канал поставок португальского вольфрама иссяк только 7 июля 1944 года, спустя три года спекуляций с нацистами.
Однако немецкая оружейная промышленность уже к 1943 году ощутила серьезный «вольфрамовый голод» и заметно сократила производство боеприпасов с сверхтвердыми сердечниками. К этому времени союзными спецслужбами были перекрыты и другие источники поставок вольфрама из Китая, Северной и Южной Америки. В общей сложности Португалия заработала на мировой войне не менее 170 миллионов долларов по курсу 40-х годов. Золотовалютный запас страны к концу войны увеличился в восемь раз. Одним из главных должников отсталого когда-то государства стала Великобритания. Англичанам еще предстояло еще расплатиться за поставки португальского вольфрама.
Фашистская Германия готова была дорого платить за вольфрам. Это обеспечивало определенное преимущество артиллерии немцев на поле боя. Однако «волчья пена» был не единственным металлом, за которым немцам пришлось в буквальном смысле драться.

«Проклятая Молли»
В годы Первой мировой войны вольфрам использовался для легирования броневой стали, однако потребности фронтов многократно превышали возможности по добыче тугоплавкого металла. И тогда инженеры решил, что молибден станет отличным заменителем «волчьей пены». Стоило добавить в сплав всего 1,5-2% этого металла, и дорогой вольфрам оказывался теперь не нужен в танковой броне. У молибдена для этого была соответствующая тугоплавкость и вязкость, которые особую важность приобрели в артиллерии. Но не при выплавке снарядов, а при изготовлении стволов крупповских пушек. Знаменитые «Большие Берты» («Dicke Bertha»), которые способны были обстреливать цели на удалении в 14,5 км снарядами весом в 960 килограммов, были невозможны без легирования стали молибденом. Уникальным свойством металла было то, что он придавал стали не только прочность, но и избавлял от неизбежной хрупкости. То есть до молибдена отверждение стали всегда сопровождалось повышенной хрупкостью таких сплавов. Принято считать, что до 1916 года страны Антанты вообще не подозревали о немецких технологиях подмешивания молибдена в оружейные стали. Только когда французы наугад расплавили трофейную пушку, оказалось, что в составе есть небольшая доля этого тугоплавкого металла. Второму Рейху оказался жизненно необходим этот «вундерметалл», но Германия готовилась совсем не к затяжной войне, поэтому подготовила ограниченные запасы волшебного молибдена.
« Детская песня и развал СССР
11 знаменитых советских актрис: вчера и сегодня »
  • +138

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+8
  • avatar
  • k901
В таком случае Португалия как страна агрессор должна России выплатить контрибуцию.
+12
  • avatar
  • zas61
Главное не это… Главное то, почему страны Запада живут лучше нас… Пример Португалии тому ответ… Пока СССР тратил свои ресурсы на уничтожения фашистов, все остальные страны наживались на войне. Гитлер рассчитывался с ними в том числе и награбленным в СССР…
0
А сейчас почему они продолжают лучше жить?
+4
  • avatar
  • Dgek
Завышенное самомнение, гордыня в купе с глупостью, погубили много людей и завоевателей, желавших покорить мир. Думать о противнике, что ты его умнее, сильнее и так далее, значит уже ему проиграть. Гитлеровская Германия, руководство которой, по большей части не имело даже среднего образования, тому яркий пример.
+3
Сколько же мне пришлось биться за легирование металлов в наших изделиях в 90 годы!