Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Около двадцати лет относительного мира между мировыми войнами, выпавших на долю государства новой, диковинной формации, притягивающей к себе взгляды интеллектуальной мировой элиты в лице Бернарда Шоу, Герберта Уэллса, Ромена Роллана, Джона Стейнбека и других, не были простыми.

Беспризорщина, как призрак Гражданской войны, голод, как обратная сторона усиленной индустриализации, репрессии, как следствие укрепления административной системы. Для современного человека все эти оговорки обязательны, но большинством советских граждан перемены эти принимались без всяких оговорок. Можно списать что-то на цензуру, что-то на постановку, но типажи и характеры, сюжеты и антуражи невозможно подделать. Противоречивая пристрастность фотографий из этой подборки заставляет вспомнить крылатое выражение Андре Моруа: «Художник лжец, но искусство правда».

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1Макс Альперт

Получив образование фотографа в одесском фотоателье в 1914 году, Альперт (1899-1980) стал одним из культовых фотографов советской эпохи. Несмотря на то, что главные свои сюжеты мастер запечатлел во время Великой Отечественной, ранние его работы заслуживают не меньшего внимания. Начинающим фотографом Альперт исколесил многие значимые стройки: Магнитку, Турксиб, Большой Ферганский канал. Благодаря географической удалённости от центра, многие его фото хранят колорит национальных республик СССР. До начала войны, как и многие современники, трудился в журнале с говорящим названием «СССР на стройке».

Рабочие на закате (1930)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

На строительстве Большого Ферганского канала (1939)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Возвращение Максима Горького на родину (1928)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Рабочий Виктор Калмыков, прибывший на строительство Магнитки (1930)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Киргизская девушка-джигитка обгоняет соперников на скачках (01.05.1936)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Первый поезд Турксиба (1929)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Виктор Булла

Виктор Карлович Булла (1883-1938), сын знаменитого дореволюционного фотографа Карла Карловича Буллы, принадлежит к старшему поколению фотографов, начавших творческий путь во времена Российской Империи. Большую известность ему принесли снимки Февральской и Октябрьской революций, ради которых фотограф то смешивался с толпой, то забирался на крыши. Это позволило ему стать доверенным лицом, штатным летописцем бурлящей эпохи, принадлежащим одновременно двум временам. Он снимал Ленина, съезды и митинги, культурную жизнь страны, но был сметён последней волной репрессий в 1938 году.Оборона пионеров, Ленинград (1937)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Расстрел демонстрантов на углу Садовой и Невского проспекта, Петроград (июль 1917 года)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Отряд красногвардейцев, Петроград (1917)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Личный состав бронепоезда № 12 (1919)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

В.И. Ленин (1918)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Артисты Ленинградского гостеатра физкультуры Спартак, во время инсценировки, Ленинград (1940)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

(1929)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Дмитрий Дебабов

Получивший четыре класса образования Дебабов (1899-1949), работавший на заводе и участвовавший в театральной деятельности, получил благословение на занятие фотографией от великого режиссёра Эйзенштейна. Многие годы фотограф посвятил съёмкам советского Севера (хотя находил время и для великих строек вроде Магнитки). В мирное время снимал он зажатый во льдах ледокол «Красин», а позже, в военное время, фотографировал арктические конвои.Ледокол «Красин» во льдах Арктики (1936)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Работницы фабрики Красный чум чистят песцовые шкурки, Анадырь (1 февраля 1942)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Отто Шмидт, начальник Главсевморпути (1936)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Красная Армия в Польше (1939)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Строительство Магнитогорска (1930)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Плавка металла (1939)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Министр обороны Климент Ворошилов на военном параде на Красной площади в Москве (1928)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Эммануил Евзирихин

Как и Альперт, Евзирихин (1911-1984) наиболее известен снимками времён Великой Отечественной, но и до этих трагических событий успел создать ряд знаковых фото, уделяя большое внимание не только партийным заседаниям, куда его отправляла по долгу службы ТАСС, но и будничным зарисовкам столичной жизни.Горнист (1934)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Спортивный парад, Москва (1938)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Парашютисты на воздушном параде в Тушино

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

ЦПКиО им.Горького. Каток (1938)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Северная речная станция, Москва (1938)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Пётр Галаджев

Пётр Галаджев (1901-1971) известен в большей степени как кинематографист и художник, но не упомянуть его, как мастера одного из раннесоветских течений фотоколлажа было бы нечестно. Окончивший курсы ВХУТЕМАСа, но ещё не нашедший окончательного пристанища в кинематографе, Галаджев создавал коллажи созвучные духу времени. Эпоха экономической свободы НЭПа ещё допускала известную фривольность, которая нашла своё отражение в работах, разительно отличавшихся от куда более политизированных коллажей других современников – Соломона Телингатера и Варвары Степановой.Коллаж с девушками, спортсменами и клоунами (1924)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Женщина толкатель (1924)

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Франциссон

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Классика советской довоенной фотографии. Часть 1

Продолжение следует…

Оставить комментарий

Последние комментарии

Gold Löwin

Хорошие фото.Душевные.

poloutenkov

фотографии то хорошие, но "… голод, как обратная сторона усиленной индустриализации, репрессии, как следствие укрепления административной системы ...", это что за ахинея, аффтар, ты-дебил?!!!

vpolyakov56

Морячок обхаживает девушку в точности, как 100 лет до этого или через 100 лет после.

alexykt70

Замечательно

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024