Как праздновали Пасху в стране Советов?
Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов.
Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашеные яйца тут же выбрались из подполья…
«При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».
Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.
«Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя».
Карикатура «Каждому свое…» из книги «Евгений Шукаев. Карикатуры», 1965 год
К этому дню, по словам Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.
«Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».
СМИ боролись с религией всеми доступными им методами
Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой.
«Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:
«Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…»»
«Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — «братья и сестры!». А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский.Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни.
Советский антирелигиозный плакат
«На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной Советам манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем».
В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашеных яиц — были проблемы.
«Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал».
А Николай Лосенко рассказывает, что, забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания.
«Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит», — поясняет он.
Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.
«В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли «на список», ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали на ковер и ставили на вид».Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей
Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости.
«Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает Николай Лосенко.А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и, как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.
«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».
«Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».
Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников.
«Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, «поколядовали», потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой», — делится Левицкий.
Бывшему комсомольцу Андрею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху.
«Никого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так «разговеться» под церковью, что еле ноги волокли».
Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашеные яйца тут же выбрались из подполья…
Танцы, чучела, спектакли
Свободу антирелигиозной пропаганды провозгласили в 1929 году. Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий… И так до тех пор, пока бремя не становилось непосильным и храм не закрывали.«При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».
«Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя».
Как разговлялись
В 1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.Карикатура «Каждому свое…» из книги «Евгений Шукаев. Карикатуры», 1965 год
К этому дню, по словам Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.
Своя свадьба
Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими.«Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».
СМИ боролись с религией всеми доступными им методами
Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой.
Сквозь болота
Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне, говорит историк Петр Бондарчук.«Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:
«Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…»»
В 40-е и после
Всплеск религиозности случился во время войны, и, как ни странно, граждан почти не преследовали.«Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратился к народу на церковный лад — «братья и сестры!». А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский.Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали ненавязчиво занимать в пасхальные дни.
Советский антирелигиозный плакат
«На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной Советам манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в предыдущем».
Божья кара
Пенсионерка Мария Гуцал и спустя 70 лет охает, вспоминая, как ее «пропечатали» в школьной стенгазете: ходила святить вербу, а «добрые люди» доложили кому надо.В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашеных яиц — были проблемы.
«Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал».
А Николай Лосенко рассказывает, что, забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания.
«Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит», — поясняет он.
Начеку
Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды.Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.
«В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли «на список», ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали на ковер и ставили на вид».Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей
Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости.
«Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает Николай Лосенко.А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и, как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.
«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».
Для галочки
Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца.«Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».
Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников.
«Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, «поколядовали», потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой», — делится Левицкий.
Бывшему комсомольцу Андрею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху.
«Никого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так «разговеться» под церковью, что еле ноги волокли».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
-3
Уважаемые посетители этого сайта!
Разве вы не читали повесть советской писательницы Любови Воронковой «Старшая сестра»? Если не читали, то прочитайте, и тогда уже продолжите рассуждать на тему, как праздновались религиозные праздники в СССР. Как относились к ним партия, комсомол и пионерия. Действие повести происходит в последние сталинские годы, то есть для церкви самые благополучные. На параде Победы рядом со Сталиным стояли руководители РПЦ.
Так вот, только за то, что пионерка по просьбе больной бабушки пошла в церковь освятить кулич, её на другой день чуть не исключили из пионеров! Разве не читали мы эту книжку, изданную большим тиражом много раз?
А у нас в Иркутске в 1981 году в Институте географии СО АН СССР исключили из комсомола и аспирантуры парня только за то, что он стал активным прихожанином единственного в городе храма, и даже пел в церковном хоре. Об этом даже писала газета Иркутского обкома ВЛКСМ «Советская молодёжь.» При большом желании это всё можно найти.
- ↓
+6
Художественная литература, это конечно искусство! Но мы в 70 годы в школу пасхи приносили и яйцами крашенными бились: у кого биток крепче, тот и забирал яйцо разбитое, как выигранное. В гор. Орле! Репрессий от учителей не было.
- ↑
- ↓
+2
Да, а когда я учился во втором или третьем классе, нас с сестрой крестили в храме гор. Мценска. Как сейчас помню. Я с 1963 г.рождения.
- ↑
- ↓
-2
В советское время было много туфты. И очень часто идеологическая работа превращалась в туфту. Многие руководители ей манкировали. В 70-е годы в моду вошло ношение крестиков, и многие комсомольцы их носили ради моды, и на это смотрели сквозь пальцы. Но иногда поступала команда усилить работу. И ради примера проявляли жестокость. Как в случае с этим аспирантом, у которого почти была готова диссертация. А он ещё на собрании отказался каяться, и стоял на своей правоте.
- ↑
- ↓
+7
Сколько себя помню, бабушка всегда красила яйца, и мне нравилось что мы сестрой их били о лоб друг друга.
- ↓
+1
В Севастополе есть храм, где покоятся русские адмиралы.
- ↓
+4
Какая хрень эта статья.В 4 классе я уже стал крёстным.Крестили в церкви за 15 км от села, так как в этом селе никогда не было церкви(что удивительно). Никто нигде слово не сказал, только спрашивали:«А это как?»
Я себя помню лет с четырёх.Всегда ежегодно бабушка, а потом и мама, пекли куличи, красили яйца и женщины, особенно старые, праздновали пасху целую неделю и нам было раздолье!
Церкви в нашем краю растащили быстро.Когда на станции Богатое выгружался состав Чапаевской дивизии народ собрался на митинг в с.Кураповка и на митинг же приехал поп.Фамилия его Муромцев.Он попросил слова, народ было заволновался, но комиссар сказал что поп такой же гражданин как и все.Вот поп взошёл на трибуну, снял рясу, крест, бросил к себе под ноги и стал топтать со словами «Отрекаюсь!», а потом ещё целый час рассказывал как попы обманывают народ, что это за религия и т.д. Конечно старушки плакали когда растаскивали добро из храмов.Иконы разбирали по домам.Некоторый храмы теперь работают…
- ↓
+8
Штой-то тут фамилии сплошь украинские — видимо, там энто всё и происходило. А у нас в семье, начиная с 50-х, в церковь хоть и не ходили, но яички на Пасху всегда красили, и кулич был. В память о родных и по традиции.
- ↓
+7
Бред сивой кобылы — новейшая придуманная история. Еще маршал Василевский писал, что до революции дети шли учиться в семинарии, т.к. там давали хорошее образование всем, но попами становились двое-трое из выпуска. Моя прабабушка была верующей, а ее сын, мой дед, партийный работник. Так он на машине приезжал к храму и ждал ее. Каждую пасху пекли куличи и красили яйца. Для меня той, это вообще с богом не было связано.
- ↓
+5
И.В.Сталин в семинарии учился.
- ↑
- ↓
+15
Когда историк Стасюк, а свидетель Мария Гуцал, то становится ясно, откуда дует ветер. Эта деза хорошо работает среди бандерлогов, а я жил в то время и всеночную стояли и детьми в школу яйца крашенные приносили и бились. Умники самшит так разукрасят, что только по весу можно было определить, что дерево. И на кладбище ходили и в церкви СВОБОДНО крестились, кто хотел. Меня крестили когда 1 год исполнился. Эту статью писал видно засланный казачок.
- ↓
+2
Правильно пишешь.
- ↑
- ↓
+5
Поддерживаю, Все верно.
- ↑
- ↓
+4
Люди празднуют. Это радует.
- ↓