Как праздновали Пасху в стране Советов?

Если религия — опиум, то Пасха — его супердоза, считала советская власть, не давая народу отмечать главный христианский праздник. На борьбу с церковью в Союзе уходили миллиарды рублей, тонны бумажных отчетов и неизмеримое количество человеко-часов.

Но стоило коммунистической идее дать сбой, как куличи и крашеные яйца тут же выбрались из подполья…

Как праздновали Пасху в стране Советов?

Танцы, чучела, спектакли

Свободу антирелигиозной про­­­па­­ганды провозгласили в 1929 году. Церкви обложили налогом; если община выплачивала его, то добавляли второй, третий… И так до тех пор, пока бремя не становилось непосильным и храм не закрывали.

«При этом община сама должна была послать наверх обращение трудящихся с просьбой ликвидировать храм, — рассказывает историк Олеся Стасюк. — Из материалов госархива видно, что все подобные заявления обычно были написаны одним почерком или, например, часть документов дублировала один вариант текста, а часть — второй, как под копирку».Как праздновали Пасху в стране Советов?Из многих освободившихся храмов попросторнее устраивали клубы. По словам историка, бывали случаи, когда молодежь не могла заставить себя ходить туда на гульки, и тогда местные функционеры буквально заставляли девчат танцевать в церкви в присутствии партверхушки. Кого замечали на всенощной или с крашенками, могли выгнать с работы или исключить из колхоза, и семье приходилось туго.

«Страх так укоренился, что даже малыши осторожничали и знали: о том, что дома пекли куличи, рассказывать нельзя, — говорит Стасюк. — В голодные годы, как свидетельствуют старожилы, бывало, на всю семью варили всего одно яичко и делили. Многие просто сидели дома и горевали, что в такой день ни в церковь сходить, ни отпраздновать нельзя».

Как разговлялись

В ­1930-м выходной из-за Пасхи перенесли с воскресенья на четверг, чтобы праздник стал рабочим днем. Когда эта практика не прижилась, горожан стали выгонять на ленинские субботники, воскресники и массовые шествия с чучелами священников, которые потом сжигали.

Как праздновали Пасху в стране Советов?

Карикатура «Каждому свое…» из книги «Евгений Шукаев. Карикатуры», 1965 год

К этому дню, по словам Стасюк, приурочивали антипасхальные лекции: детям рассказывали, что пасхальные гуляния плодят пьяниц и хулиганство. Колхозные бригады старались отправить на работу подальше в поле, а детей забирали на выездные экскурсии, за игнорирование которых родителей вызывали в школу. А в Страстную пятницу, время глубокой скорби у христиан, для школьников любили устраивать танцы.

Своя свадьба

Сразу после революции большевики начали бурную деятельность по замене религиозных праздников и обрядов новыми, советскими.

«Внедрялись так называемые красные крестины, красные Пасхи, красные карнавалы (те, что со сжиганием чучел), которые должны были отвлекать народ от традиций, иметь понятную ему форму и идейное содержание, — рассказывает религиовед Виктор Еленский. — Опирались на ленинские слова о том, что церковь заменяет людям театр: мол, дайте им спектакли, и они воспримут большевистские идеи».Как праздновали Пасху в стране Советов?

СМИ боролись с религией всеми доступными им методами

Красные Пасхи, правда, просуществовали только в 20-30-х — уж слишком откровенную пародию представляли они собой.

Сквозь болота

Но партийная антирелигиозная комиссия сдаваться не собиралась. В конце 40-х в семьях предпраздничные приготовления все еще держали в тайне, говорит историк Петр Бондарчук.

«Когда в полночь из церкви выходил крестный ход, его уже поджидали: учителя высматривали школьников, а районные представители — местную интеллигенцию, — приводит он пример из свидетельств участников тех событий. — Исповедоваться к празднику научились заочно: записку со списком прегрешений человек передавал священнику через связных, а тот в письменной форме отпускал их или накладывал епитимию».Как праздновали Пасху в стране Советов?Поскольку действующих храмов оставались единицы, поход на всенощную превращался в целое паломничество. Из отчета уполномоченного Верховного Совета по делам религий в Запорожской области Б. Козакова:

«Мне довелось наблюдать, как в темную ночь под ливнем на расстоянии почти 2 км до Велико-Хортицкой церкви в грязи, болоте буквально пробирались старики с корзинками и сумками в руках. Когда их спрашивали, зачем они в такую непогоду мучают себя, отвечали: «Это не муки, а радость — идти в церковь на святую Пасху…»»

В 40-е и после

Всплеск ре­­лигиозности случился во время войны, и, как ни странно, граждан почти не преследовали.

«Сталин в своем выступлении в связи с началом Великой Отечественной даже обратил­­ся к народу на церковный лад — «братья и сестры!». А с 1943-го Московский патриархат уже активно использовался на внешней политической арене для пропаганды», — отмечает Виктор Еленский.Агрессивное высмеивание и сжигания чучел откинули как слишком брутальные, верующим отвели этакое гетто для тихого отмечания праздника, а остальных граждан планировали не­навязчиво занимать в пасхальные дни.

Как праздновали Пасху в стране Советов?Советский антирелигиозный плакат

«На атеистическую пропаганду в СССР выделяли огромные деньги; в каждом районе ответственные люди отчитывались о принятых антипасхальных мерах, — рассказывает религиовед. — В свойственной Советам манере от них требовали, чтобы каждый год число посетителей церкви было ниже, чем в преды­дущем».

Божья кара

Пенсионерка Мария Гуцал и спустя 70 лет охает, вспоминая, как ее «пропечатали» в школьной стенгазете: ходила святить вербу, а «добрые люди» доложили кому надо.

В понедельник после Пасхи педагоги проверяли руки у детей: если замечали следы от крашеных яиц — были проблемы.

«Перед праздником хозяйкам было ни хату побелить, ни холодец сварить из-за совхозных субботников, особенно если Пасха совпадала с майскими праздниками, — вспоминает она. — Как-то директор молокозавода в Святое Воскресенье заставил рабочих чистить площадь под первомайскую демонстрацию, хоть люди и упрашивали перенести уборку. Жена его вскоре родила ребенка-калеку, и все говорили — Бог наказал».

Как праздновали Пасху в стране Советов?

А Николай Лосенко рассказывает, что, забрав церковь в его родном селе под клуб, использовать ее не смогли: крутят кино — звук такой, что ничего не разобрать; включат музыку — одни завывания.

«Это теперь ясно, что в стенах храма были резонаторы, пустотелый кирпич, чтобы от хорового пения эхо шло. А тогда судачили, что это церковь мстит», — поясняет он.

Начеку

Общественность не давала верующему люду покоя. Даже октябрят инструктировали перевоспитывать несознательных родственников, иначе — выговоры и испорченные характеристики. Чтобы вовремя «пресечь и искоренить», райкомы с парткомами командировали на всенощные бдения в компанию к бабушкам свои рейды.

Заслоны из педагогов, оцепления комсомольцев, отряды дежурных дружинников всю ночь зевали под церквями, вылавливая в толпах воспитанников и коллег.

«В конце 70-80-х молодежи войти в церковь на Пасху было нельзя — милиция окружала, — вспоминает настоятель Свято-Успенской церкви села Семенивка отец Иоанн. — Чтобы учителя не взяли «на список», ездили на службу в чужие села, где нас никто не знал. А стал постарше — вызывали на ковер и ставили на вид».Как праздновали Пасху в стране Советов?Дружинники. Отлавливали верующих возле церквей

Чтобы удержать народ дома в святую ночь, власти делали ему неслыханный подарок — давали телеконцерты «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады» и прочие редкости.

«Слыхал от старших: раньше у церкви ставили на ночь оркестр, играли похабные спектакли, выставляя дьяконов и батюшек пьяницами и крохоборами», — рассказывает Николай Лосенко.А в родном селе сына священника Анатолия Полегенько ни одна всенощная не обходилась без музыкального фона. В центре села храм соседствовал с клубом, и, как только прихожане выходили с крестным ходом, на танцах громче прежнего гремела веселая музыка; заходили обратно — звук приглушался.

«Доходило до того, что перед Пасхой и с неделю после родители яиц в доме не держали вообще — ни сырых, ни вареных, ни белых, ни красных, — говорит Полегенько. — До войны отец был вынужден уходить подальше в поле и в одиночестве исполнял пасхальные песнопения».

Для галочки

Ближе к перестройке борьба режима с религией становилась профанацией. Адекватные «контролеры» никого не карали, но играли роль до конца.

«Учителя вели беседы про «поповский мрак» чисто для проформы, за крашенки могли разве по-отечески пожурить, — говорит Лосенко. — Они и председатель вместе с сельсоветом и куличи пекли, и детей крестили, просто не афишировали это».Как праздновали Пасху в стране Советов?

Отец Витольд тоже начинал учителем. В первое же школьное Рождество поступила директива патрулировать село в поисках колядников.

«Разбились мы по компаниям, ходим по улицам. Пока никто не видит — шмыгнули к одному коллеге домой, «поколядовали», потом быстрой перебежкой к другому. И так весь день, да так, чтоб не попасться на глаза колядующим ученикам: надо было делать строгий вид, а то выставят со скверной характеристикой», — делится Левицкий.

Бывшему комсомольцу Анд­рею Ващуку лично довелось в 80-х ходить в дежурном патруле в ночь на Пасху.

«Никого мы не ловили: просто отстаивали службу и утром христосовались, как все, — признается он. — А дежурные педагоги могли так «разговеться» под церковью, что еле ноги волокли».

Оставить комментарий

Последние комментарии

Михаил Ушаков

В 70-х — 80-х кто хотел, тот праздновал, кто не хотел, с телевизоров-радио не заставляли… И дружинники у церквей не ходили

makhov-64

Анекдот времен позднего СССР — Брежнев идёт по Кремлю… Ему навстречу Громыко — Христос воскрес, Леонид Ильич!!!-- Брежнев отвечает — Я знаю, Мне уже доложили...--

kartamyshevat

И все равно праздновали!

ramzes1943

мы жили в одно время но в параллельных мирах.кто хотел тот ходил в храм.дружинники были возле храма, чтобы пьянь не пускать.через дорогу работал кинотеатр, до или после в него ходили, раз в год ночью работал.Паски святили утром, возле церкви в несколько заходов, не все помещались… кто хотел и сколько хотел то и давал. стукались яйцами были и победители былоинтерено

Засранный казачок

чистая правда написана автором. несмотря на нафталиновый совок, вера выжила и продолжает жить. тысяча с лишним лет. совок и ста не продержался. планы, отчетность, ложь, фальшь, старпёры

sergey_kolos

Народ к Пасхе в 70-е относился положительно или равнодyшно. Дрyжинники дежyрили дабы не было происшествий. А по yлицам бегали ребятишки с яйцами. Стyкались выявляя самое крепкое. А народ в церквях было много, т.к. церквей было мало.

daniletsky

Люди празднуют. Это радует.

arsenchakryan

Когда историк Стасюк, а свидетель Мария Гуцал, то становится ясно, откуда дует ветер. Эта деза хорошо работает среди бандерлогов, а я жил в то время и всеночную стояли и детьми в школу яйца крашенные приносили и бились. Умники самшит так разукрасят, что только по весу можно было определить, что дерево. И на кладбище ходили и в церкви СВОБОДНО крестились, кто хотел. Меня крестили когда 1 год исполнился. Эту статью писал видно засланный казачок.

lefata

Бред сивой кобылы — новейшая придуманная история. Еще маршал Василевский писал, что до революции дети шли учиться в семинарии, т.к. там давали хорошее образование всем, но попами становились двое-трое из выпуска. Моя прабабушка была верующей, а ее сын, мой дед, партийный работник. Так он на машине приезжал к храму и ждал ее. Каждую пасху пекли куличи и красили яйца. Для меня той, это вообще с богом не было связано.

ionov-vm-msc

Штой-то тут фамилии сплошь украинские — видимо, там энто всё и происходило. А у нас в семье, начиная с 50-х, в церковь хоть и не ходили, но яички на Пасху всегда красили, и кулич был. В память о родных и по традиции.

Назад в СССР. Вспоминая наше советское прошлое.
2015 — 2024