Советская мода 1970-х: джинсы, дефицит и блат

В 1970-е годы в Советском Союзе все сильнее ощущалось влияние Запада – не в последнюю очередь это касалось моды. Советские граждане, долгое время лишенные возможности следовать последним мировым тенденциям, теперь отстаивали в огромных очередях, чтобы втридорога купить зарубежную одежду или обувь, с которой в союзных республиках было особенно тяжело…


Почувствовав некоторую свободу, и женщины, и мужчины в период хрущевской «оттепели», а потом и в брежневские времена стали экспериментировать со всеми доступными стилями, то примеряя образ хиппи, то щеголяя в узких брюках и белых рубашках. В то же время довольно распространенным стал и «русский стиль». И в СССР и в мире 70-е запомнились как десятилетие «дурного вкуса», что, впрочем, не помешало им стать одним из самых ярких периодов моды.


Два слова, неизменно ассоциировавшиеся с модой того периода – «дефицит» и «блат». Привезенные из-за рубежа вещи можно было купить в одном из магазинов «Березка» или в сотой секции ГУМа – однако эти места были открыты лишь для чиновников и партийных деятелей. Обычные люди пытались найти качественную одежду на толкучих рынках, а многие специально ездили в портовые города – Владивосток, Калининград, Одессу, Ленинград. Иностранцы, продавая одежду, увозили из России икру и золотые украшения. В особом почете были финские сапоги, которые в Советском Союзе меняли на водку.
Самыми популярными журналами мод в СССР по-прежнему оставались «Силуэт» и «Ригас модес», однако в это десятилетие в Союзе стали появляться и иностранные издания, а вместе с ними пластинки с записями популярных исполнителей и западные фильмы. Вместе с Rolling Stones, Beatles и фильмом «Лихорадка субботнего вечера» с Джоном Траволтой в Советский Союз пришла мода на клешеные брюки и джинсы, ставшие знаковой вещью десятилетия.


Джинсы были самым модным, самым желанным и в то же время самым недоступным предметом одежды. У фарцовщиков или на черном рынке можно было купить модели, привезенные из Югославии, Болгарии и Греции, однако верхом мечтаний каждого советского модника оставались фирменные американские Levi's, Lee и Wrangler.
За удовольствие носить джинсы многие были готовы не только отстоять в очереди, но и отдать месячную зарплату – разные модели стоили от 120 до 160 рублей. Кроме брюк из джинсовой ткани шили прямые юбки с разрезом, сарафаны и батники – все это точно так же можно было купить только у фарцовщиков.

Жилой массив Солнечный города Днепропетровска.
Однако часто случалось так, что, даже заплатив за заграничный товар три цены, покупатель оставался ни с чем: советские «предприниматели», стремясь заработать, часто в упаковке вместо готовой к носке вещи отдавали клиенту только одну штанину. Если же покупателю повезло, и джинсы оказывались целыми, вещь часто не подходила по размеру: молодым людям приходилось в обновке садиться в горячую ванную, чтобы ткань «облепила тело». Впрочем, обманывали фарцовщики и своих зарубежных клиентов, подсовывая им вместо денег «куклу» — пачку, где настоящими были только верхняя и нижняя купюры.
Желанными заграничными вещами кроме джинсов были сапоги-чулки, водолазка или свитер-лапша и портфель-«дипломат». За любой из этих обновок советские граждане готовы были переплачивать – импортные вещи считались символами престижа.

Молодые работники Волжского автомобильного завода.
Если герой Джона Траволты в «Лихорадке субботнего вечера» способствовал моде на клешеные брюки, то персонажи популярного в СССР югославского актера Гойко Митича из знаменитых вестернов повлияли на появление другой модной тенденции – ковбойской темы. Женщины, в свою очередь, носили длинные юбки с воланами и цветочной набивкой на ткани, а также шерстяные юбки в клетку.

Молодожены на улице Тольятти.
В начале десятилетия общественность наконец смирилась с мини-юбками и женскими брючными костюмами. Искусственные ткани были так же популярны, как и в прошлое десятилетие, однако теперь в моду вернулся натуральный мех. Очень распространены были шапки из лисьего меха – в моду они вошли, опять же, благодаря киноперсонажу – героине Барбары Брыльски в «Иронии судьбы». Такие шапки часто носили с дубленкой, отделанной длинным мехом – еще одной знаковой вещью десятилетия.

Артистка Московского Художественного академического театра СССР имени М. Горького Светлана Ивановна Коркошко.
Ретро, хиппи и панки
Одежда, которой торговали фарцовщики, стоила довольна дорого, поэтому многие по-прежнему предпочитали обходиться своими силами и шить вещи на дому. Один из популярных в 1970-е трендов – русский стиль. Девушки, отдававшие ему предпочтение, носили трикотажные юбки и платья средней длины, светлые рубашки и блузки с отложными воротничками, пиджаки в клетку. Несмотря на название, эта тенденция также была «подсмотрена» в западных журналах – в этом признавалась одна из самых известных манекенщиц того времени Марина Блиновская.
В 1970-е мужчины стали носить рубашки с рюшами и жабо или в мелкий цветочек, большой популярностью пользовались джинсы с машинной вышивкой и различными украшениями – будь то карманы, заклепки или яркие рисунки. Так чаще всего одевались хиппи – «дети цветов», чья субкультура в Советском Союзе хоть и просуществовала недолго, но все же оставила свой яркий след. Типичный наряд для хиппи – клешеные брюки яркого цвета – оранжевые, желтые, салатовые – и приталенная рубашка, которую следовало не заправлять, а носить навыпуск.

Молодая пара
Вообще 70-е можно назвать эпохой стиля унисекс – и женщины, и мужчины носили одинаковые клешеные джинсы, в то время как молодые люди часто предпочитали длинные волосы, а девушки носили объемную прическу из кудрявых волос в стиле Анжелы Дэвис. Такой образ дополнялся очень ярким макияжем: в то время в моду вошли тени насыщенных синего и зеленого цветов, а наносили их прямо до бровей.
Один из мировых трендов 1970-х, получивших распространение и в Советском Союзе – мода на фольклор. Девушки носили расшитые дубленки, блузки с этническими рисунками, сумки через плечо, а некоторые и вовсе предпочитали индийские сари или «цыганские» юбки.

Демонстрация платьев и костюмов, вышитых рукодельницами Мстерской строчевышивальной фабрики имени Н.К. Крупской.
Популярным был ретро-стиль, а также стиль поп – яркий и часто переходивший в безвкусицу.
В 1970-е стало модно составлять комплекты одежды из самостоятельных вещей, в то время как в 60-х популярностью пользовались единые ансамбли. В десятилетие хиппи и попа было принято носить пиджаки с трикотажными юбками, батники – с вязаными жилетами.
Если в 1960-х в моду, казалось, надолго вошли туфли на шпильке, то теперь практически все женщины переобулись в ботинки и туфли на платформе. Сабо стали самой модной обувью десятилетия – особенно ценились модели с железными заклепками. Еще один модный символ времени – сапоги «Аляска» или дутики, как называли такую обувь в народе. Их в СССР начали выпускать в 1976 году, когда в Москве на фабрике «Парижская коммуна» появился немецкий аппарат «Десма».
На фоне всеобщего интереса к космосу и на Западе, и в Советском Союзе в моду вошло все «дутое» — куртки, шапки перчатки и, конечно, «луноходы» — сапоги на литьевой подошве, которым были не страшны ни снег, ни грязь, ни слякоть. Обувь на платформе и объемные «дутые» вещи объединяли советскую моду с западной: развитие этих тенденций проходило почти параллельно в СССР и в Европе.

Студентки на каникулах.
В конце десятилетия стиль хиппи был смещен с модного Олимпа поклонниками ретро, которые вернули в моду широкие подкладные плечи и меховые накидки. Во второй половине 1970-х в Лондоне появилась новая субкультура – панки. Это движение в СССР нельзя назвать массовым или сколько-нибудь значительным, однако субкультура все же оказала влияние на советскую моду: конец 70-х стал временем обилия аксессуаров, металлических деталей и булавок на одежде. Одной из самых популярных моделей стала шотландская юбка с запахом, застегивающаяся на крупную декоративную булавку. В моду вошли черные кожаные брюки-дудочки, а волосы стали стричь коротко и укладывать с помощью большого количества лака.
Модная индустрия и советские показы
Несмотря на «железный занавес», российским дизайнерам удавалось очень успешно выступать на международных площадках – во многом благодаря их фантазии и изобретательности, необходимой в условиях острой нехватки тканей и средств на создание коллекций. Так, известен случай, когда модельер Вячеслав Зайцев буквально за два-три часа обшил компанию, собиравшуюся на море, смастерив им купальные костюмы из снятой с карниза шторы.

Художник-модельер Вячеслав Михайлович Зайцев
Проявлять чудеса фантазии российских модельеров заставлял не только дефицит, но и власти – так, к примеру, в начале десятилетия поступило распоряжение министерства создать коллекцию из старых «залежалых» тканей. В результате в 1973 году появилась знаменитая «Штапельная коллекция» Вячеслава Зайцева, работая над которой, он использовал только старые ткани. С подачи Зайцева шпатель стал популярен, и скоро найти его на прилавках было достаточно трудно. Много вещей шили из трикотажа, а также по-прежнему вязали сами.
В это время показы в Москве и Ленинграде стали уже регулярными – манекенщицы демонстрировали новые коллекции советских дизайнеров в Домах моды. Однако манекенщиц было очень мало, и во время одного показа они должны были выходить на подиум по несколько раз, успевая переодеваться. Обувь девушкам никто не предоставлял, поэтому часто они выходили в собственных туфлях.

Супруга президента США Патриция Никсон посетила Общесоюзный Дом моделей. Справа от нее — супруга Генерального секретаря ЦК КПСС Виктория Петровна Брежнева.
Кроме того, требовались модели-мужчины, которых попросту не было. В результате в роли манекенщиков мог выступить шофер, охранник, или знакомый манекенщицы. Моделей, к тому же, не обучали правильной походке и движению на подиуме. Все это выглядело крайне непрофессионально, что, однако, не мешало модельерам устраивать показы за границей и получать благосклонные отзывы.
« 100 любопытных фактов о СССР
Совсем как в Лондоне: двухэтажный советский... »
  • +94

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+3
Согласен. У нас много ребят училось из Средней Азии, но никто не мог похвастаться фирменными джинами, купленными в их магазинах. Индийские Милтонс более-менее похожие на джинсы в Москве иногда проскакивали в свободной продаже. Везунчики покупали. А вот советские штаны из плотного хлопка с лейблом «Ну, погоди!»(иногда дикого красно-корпичного цвета) с двойным джинсовым простроком продавались свободно ))
Комментарий удалён за нарушение
+4
за джису могли и родину продать
+1
Вот уж припездеть любитель. В республиканском варианте вся джинса лежала на полках. Особенно в привычных азиатских городах. В Намангане полученные из госбюджета райфл и монтана тупо валялись на полках. Ну не любили те люди это одеяние…
+4
Ну это в пустыне Узбекистана на полках. А в том же Казахстане от Алма-Аты до Карсакпая — только по блату от 100 до 200 рублей.