Бессмысленные и беспощадные советские вытрезвители

Каждому советскому гражданину было предписано сохранять высокий моральный облик. Но не все это предписание выполняли. Личности, распивающие алкогольные напитки в общественных местах, не только отлынивали от строительства коммунизма, но и мешали другим сосредоточиться на главном…


Для оперативной очистки улиц от пьяниц в начале 30-х годов по всей стране стали открываться вытрезвители, некоторые из которых дожили даже до XXI века. Опытные забулдыги ничего против того, чтобы провести ночь в «приемнике», не имели, а вот для рядовых граждан визит в вытрезвитель мог обернуться серьезными проблемами на работе.


Поначалу вытрезвители курировал Наркомат здравоохранения, и работали в них исключительно медики. Они всех тонкостей обращения с контингентом не знали, поэтому порой возникали комичные ситуации. К примеру, не очень понятно было, что делать с изъятым алкоголем. Чаще всего утром недопитое возвращали нарушителю общественного спокойствия, и тот отправлялся завершать начатое дело. Все стало намного серьезнее, когда в 1940 году Лаврентий Берия личным указом перевел вытрезвители в подчинение НКВД и дежурство в них стали нести и милиционеры, а не только фельдшеры.
Ереван — единственный крупный советский город, где так и не открыли ни одного вытрезвителя. В Армении их вообще не было. Во всех остальных частях страны организовывали по одному специализированному учреждению на 150-200 тысяч человек.


Как и у любой другой организации, у каждого вытрезвителя был план. Поэтому к концу квартала мужчины в форме дежурили почти у всех городских танцплощадок и популярных ресторанов. И в автозаке легко можно было оказаться, даже если пропустил не больше 2-3 рюмок. За помощь в поимке пьяницы, бывало, премировали… талонами на дефицитное спиртное. В период антиалкогольной горбачевской кампании в одной Москве за год через вытрезвители проходило более 300 тысяч человек. Но серьезных достижений в войне с пьянством это не приносило.

У всех прибывших забирали деньги и документы, фотографировали, записывали личные данные, фиксировали степень опьянения. Далее следовало бесцеремонное раздевание и ледяной душ. Тех, кто никак не мог успокоиться, привязывали к койкам. Наутро, после побудки, дежурный устанавливал личность граждан, которые накануне ничего о себе сообщить не могли, а фельдшер проводил повторный осмотр. После этого постояльцам выписывали квитанцию за предоставленные услуги (в брежневские времена — от 10 до 25 рублей) и отправляли на все четыре стороны.
Сигнал о том, что некий трудящийся или студент провел ночь в вытрезвителе, отправлялся по месту работы или учебы моментально. За этим следовали партийная «проработка» и строгий выговор. Над студентами нависала угроза отчисления, а рабочие люди могли лишиться премии, выпасть из очереди на квартиру или навсегда забыть о льготных путевках на море.

В вытрезвители не забирали несовершеннолетних, инвалидов и беременных женщин. Подвыпивших военных сдавали в комендатуру. Единственной категорией граждан, которую при обнаружении в непотребном состоянии довозили до дома и отдавали родным, были кавалеры высших орденов и Герои Советского Союза. Алкоголиков-орденоносцев, как считалось, должны были лечить их родственники.
« Что было бы, если бы СССР до сих пор существовал?
Профсоюз »
  • +86

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.

+16
Как раз сегодня как никогда они и нужны. В больницах творится кошмар от доставки этих алкоголиков. Любой медработник со мной будет полностью согласен.
+9
Сам никогда не бывал. Но от опытных людей знаю, что часто пропадали деньги. Иногда большие, ведь пили часто в день получки. Ещё одну «льготную» категорию автор не отметил: члены Союза писателей СССР и Союза журналистов СССР. На их счёт была специальная инструкция отвозить домой. Эта традиция пошла от Есенина. Я это слышал от писателей, среди которых тоже попадались любители выпить.
+6
Если сам не бывал, то за чем вранье писать! Не воровали в вытрезвителях деньги. По одной простой причине. Сначала пьяный человек попадал в милицию, там да все карманы при понятых выворачивались. Деньги пересчитывались при понятых. И утром возвращались гражданину. Я просто сам все это видел, когда студентом в ДНД ходил.
-1
Хватит Врать, какие понятые! Приводили в комнату, где находятся офицер и два мента(которых отовсюду выгнали, это их последнее «пристанище»), обычно дама(психолог, нарколог), в комнате видио! С вами беседуют, просят пройти по линии, затем просят выложить всё из карманов и раздеться, в трусах и носках помещают в камеру, идёт шмон шмоток без Вас! Затем, что вы выложили и нашли без Вас, размещают в сейф, правда ту сумму которую записали! Шмотьё выносили в другую комнату, где видио нет, все ценности «изымались»безвозвратно!
-2
Бывал там. Деньги пропадали не то чтобы иногда, а всегда! Обращение такое, что сейчас к бомжам лучше. Быстро все изъяны забыли
+9
еще одна льготная категория — родственники нач. милиции, нач. вытрезвителя.
+3
Сегодня только в путь бухать. Нет стоперов.
-1
Возражу Вам. В метро, например, шатаясь проблематично будет проникнуть.
+5
Неправда Ваша. Сегодня в Беларуси хватают любого, даже детей-инвалидов, затаскивают в участок, лезут в карманы, а потом нагло заявляют — а мы хотели установить личность. А в карманы чего лезли, деньги искали? Вам мало платят? Вам на хлеб не хватает? А а а — хотели выпить на дармовщину! И что, даже у детей-инвалидов не гнушаетесь лазить по карманам? Мрази…