5 самых жестких запретов из советского детства
Запреты, которые действовали в СССР и распространялись на детей и подростков.
В СССР школьная форма была обязательной для всех, причем требовался одинаковый цвет ткани.А если у кого-то платье или костюм были не того оттенка, запросто могли попросить поменять на новый.
Оговаривался и цвет бантов у девочек. В праздничные дни предписывались белые ленты — под цвет фартука. В будни банты могли быть либо черными, либо коричневыми. Ни о каких красных, голубых или зеленых лентах и речи быть не могло, а цветных резинок для волос не было и подавно: они вошли в широкий обиход только в конце 80-х — начале 90-х годов.
Кстати, длинные распущенные волосы тоже были запрещены, даже прическа в стиле «конский хвост» не приветствовалась — только косы, только хардкор.
Что касается мальчиков, то ученика, который «отрастил космы», могли запросто отправить к директору, а оттуда — в парикмахерскую.
О макияже можно даже не упоминать: краситься пионеркам и комсомолкам было не к лицу. Ногти требовалось коротко стричь как мальчикам, так и девочкам.
На учениц с проколотыми ушами смотрели с неодобрением, и только в позднем СССР за сережки перестали делать выговоры.Но все равно в школу рекомендовали ходить со скромными «гвоздиками».
Словом, целью было добиться, чтобы все ученики выглядели одинаково и никто не выделялся из общей массы.
Это сейчас принято говорить, что леворукие дети наделены особыми талантами. В СССР же вплоть до начала 1980-х леворукость считали дефектом и пытались ее искоренять.
Дети-левши подвергались насильственному переучиванию.Причем методы могли быть разными — от щадящих вроде постоянного перекладывания ручки или ложки в правую руку до жестокого привязывания левой руки к спинке стула или даже ударов указкой по «провинившейся» руке. Для учителей и родителей разрабатывались специальные методические рекомендации, призванные помочь в переучивании леворуких детей.
Зачем это делалось, не очень понятно, но чаще всего переучивание объяснялось тем, что весь мир ориентирован на праворукость и что леворуким детям в нем будет некомофортно жить, поэтому их нужно исправить как можно раньше, пока они еще не выросли. К тому же в те годы, когда в советских школах еще писали перьями, было достаточно сложно написать текст левой рукой и не размазать его.
Кстати, о ручках — важно было писать не только правильной рукой, на «не те» ручки и «не те» цвета чернил тоже распространялись запреты. Хотя шариковые ручки появились в СССР еще в 50-е годы и быстро получили широкое распространение, школьникам официально разрешили ими писать примерно в начале 70-х годов.
До этого учителя настаивали, чтобы дети писали пером, объясняя это тем, что шариковая ручка портит почерк.Правда, даже после снятия запрета на «шарик» можно было писать исключительно синей пастой, а для выделения использовать зеленую. За текст, написанный черной ручкой, светила двойка, да еще приказ переписать всю тетрадь заново, ну а фраза «Красная ручка — для учителя» стала притчей во языцех.
В истории СССР был не один период голода, вспомнить хотя бы печально известный голод в Поволжье в 1920-е годы, массовый голод в разных регионах в 1932–1933 годы, Великую Отечественную войну и в первую очередь блокаду Ленинграда.
Даже в сытые времена ситуация с продуктами в СССР была, мягко говоря, не очень, что бы ни говорили ностальгирующие по советской колбасе.
В магазинах ассортимент был крайне скудным, особенно за пределами столицы: почти за всем мало-мальски приличным приходилось стоять в очереди, товары не продавали, а «выбрасывали». Все это выработало отношение к еде и особенно к хлебу как к чему-то священному. Почти все наши современники, жившие в СССР, до сих пор помнят, как мантру, советские лозунги «Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб наше богатство, его береги!».
Поэтому детей с ранних лет приучали доедать все до последней крошки, оставляя донышко тарелки чистым.Если ребенок отказывался есть, родители могли апеллировать к блокадному Ленинграду или вспоминали голодающих детей в Африке. При этом обычно аргументы, что ребенок не голоден, что он уже наелся половиной порции или что ему просто не нравится еда, не принимались во внимание: продукты — это святое, доесть нужно все. Не выбрасывать же!
Особенно недопустимой была мысль о том, чтобы выбросить хлеб, поэтому из него сушили сухари или хотя бы скармливали птицам, лишь бы не в мусорное ведро. А если кого-то из детей в школе заставали за тем, что он играет в футбол кусочком хлеба, то провинившегося ждал серьезный выговор и очередные лекции о том, чего стоил этот кусочек во время войны.
В СССР декларировалось отсутствие частной собственности и детей воспитывали в духе «Все общее, необходимо делиться всем, что у тебя есть». А поскольку особых богатств ни у кого не было, люди обычно охотно делились едой.
Вследствие этого советского воспитания многие люди старше 40-50 лет до сих пор не могут есть, если рядом с ними кто-то не ест.
В советскую эпоху просто считалось неприличным, скажем, в кругу одноклассников достать из кармана яблоко или конфету и просто начать его есть — такой ребенок тут же объявлялся жлобом и жмотом. Если в пионерском лагере ребенку привозили сладости или другие угощения, подразумевалось, что тот обязательно будет делиться с товарищами. Эти привычки переходили и во взрослую жизнь. Вспомните пресловутые трапезы в плацкарте в советских фильмах: человек, доставший еду, автоматически предлагает присоединиться и попутчикам, по-другому и быть не могло.
Часто пытались накормить даже тех, кто есть не хотел.Скажем, ребенок, зашедший за другом и заставший его за обеденным столом, обязательно усаживался за тот же стол, и никакие аргументы вроде «Я только что поел дома» во внимание не принимались. Пообедал раз — пообедает еще раз, только здоровее от этого будет! Конечно, ничего плохого в том, чтобы делиться и угощать, нет, но в СССР это иногда принимало гипертрофированные формы, притом что делиться было особенно нечем, а возможностей угощать было не так уж много!
В СССР провозглашалось, что бога нет, а тех, кто с этим не соглашался, ожидали преследования. Это касалось в том числе детей.
В разные годы отношение к религии и верующим при социализме менялось, но никогда не было толерантным. В школе с самых первых лет обучения у детей формировали атеистическое мировоззрение. Отдельного предмета «атеизм» не было, но и на уроках истории, и на уроках литературы объяснялось, что вера в бога — это пережитки прошлого и что советским ребятам — октябрятам, пионерам и комсомольцам — никак не пристало верить в религиозные сказки неграмотных, необразованных людей прошлого, которые просто не могли иначе объяснить природные явления.
Как следствие, дети из семей, где родители сохранили веру, подвергались травле со стороны одноклассников и постоянным упрекам со стороны учителей. Их пропесочивали на классных собраниях, смеялись над их темнотой, с ними вели разъяснительные беседы — с кем-то это срабатывало, а кто-то твердо держался своих взглядов.
Еще хуже приходилось тем, кто ходил в храм в религиозные праздники, — за это могли исключить из пионеров или из комсомола.Правда, попасть ребенку или молодому человеку в церковь было не так-то просто: на Рождество или Пасху у немногочисленных действующих храмов стояли наряды милиции. Они попускали пожилых людей и задерживали молодежь, поэтому юноши и девушки, желавшие войти в церковь, иногда надевали старушечьи юбки и платки, чтобы не привлекать внимания.
Некоторые традиции, связанные с религиозными праздниками, остались и при советской власти, но без их подлинного смысла. Например, во многих семьях продолжали красить яйца на Пасху, не отмечая Воскресение Христово и даже ничего о нем не зная. Да и рождественская елка никуда не делась — просто в СССР из рождественской она превратилась в новогоднюю.
Нельзя выглядеть не так, как все
Сейчас у каждой школы свой подход к форме: где-то она есть, где-то нет, где-то оговариваются базовые принципы, а все остальное на усмотрение родителей.В СССР школьная форма была обязательной для всех, причем требовался одинаковый цвет ткани.А если у кого-то платье или костюм были не того оттенка, запросто могли попросить поменять на новый.
Оговаривался и цвет бантов у девочек. В праздничные дни предписывались белые ленты — под цвет фартука. В будни банты могли быть либо черными, либо коричневыми. Ни о каких красных, голубых или зеленых лентах и речи быть не могло, а цветных резинок для волос не было и подавно: они вошли в широкий обиход только в конце 80-х — начале 90-х годов.
Кстати, длинные распущенные волосы тоже были запрещены, даже прическа в стиле «конский хвост» не приветствовалась — только косы, только хардкор.
Что касается мальчиков, то ученика, который «отрастил космы», могли запросто отправить к директору, а оттуда — в парикмахерскую.
О макияже можно даже не упоминать: краситься пионеркам и комсомолкам было не к лицу. Ногти требовалось коротко стричь как мальчикам, так и девочкам.
На учениц с проколотыми ушами смотрели с неодобрением, и только в позднем СССР за сережки перестали делать выговоры.Но все равно в школу рекомендовали ходить со скромными «гвоздиками».
Словом, целью было добиться, чтобы все ученики выглядели одинаково и никто не выделялся из общей массы.
Нельзя писать не той рукой или не той ручкой
Это сейчас принято говорить, что леворукие дети наделены особыми талантами. В СССР же вплоть до начала 1980-х леворукость считали дефектом и пытались ее искоренять.
Дети-левши подвергались насильственному переучиванию.Причем методы могли быть разными — от щадящих вроде постоянного перекладывания ручки или ложки в правую руку до жестокого привязывания левой руки к спинке стула или даже ударов указкой по «провинившейся» руке. Для учителей и родителей разрабатывались специальные методические рекомендации, призванные помочь в переучивании леворуких детей.
Зачем это делалось, не очень понятно, но чаще всего переучивание объяснялось тем, что весь мир ориентирован на праворукость и что леворуким детям в нем будет некомофортно жить, поэтому их нужно исправить как можно раньше, пока они еще не выросли. К тому же в те годы, когда в советских школах еще писали перьями, было достаточно сложно написать текст левой рукой и не размазать его.
Кстати, о ручках — важно было писать не только правильной рукой, на «не те» ручки и «не те» цвета чернил тоже распространялись запреты. Хотя шариковые ручки появились в СССР еще в 50-е годы и быстро получили широкое распространение, школьникам официально разрешили ими писать примерно в начале 70-х годов.
До этого учителя настаивали, чтобы дети писали пером, объясняя это тем, что шариковая ручка портит почерк.Правда, даже после снятия запрета на «шарик» можно было писать исключительно синей пастой, а для выделения использовать зеленую. За текст, написанный черной ручкой, светила двойка, да еще приказ переписать всю тетрадь заново, ну а фраза «Красная ручка — для учителя» стала притчей во языцех.
Нельзя не доедать до конца, выбрасывать хлеб и играть с едой
В истории СССР был не один период голода, вспомнить хотя бы печально известный голод в Поволжье в 1920-е годы, массовый голод в разных регионах в 1932–1933 годы, Великую Отечественную войну и в первую очередь блокаду Ленинграда.
Даже в сытые времена ситуация с продуктами в СССР была, мягко говоря, не очень, что бы ни говорили ностальгирующие по советской колбасе.
В магазинах ассортимент был крайне скудным, особенно за пределами столицы: почти за всем мало-мальски приличным приходилось стоять в очереди, товары не продавали, а «выбрасывали». Все это выработало отношение к еде и особенно к хлебу как к чему-то священному. Почти все наши современники, жившие в СССР, до сих пор помнят, как мантру, советские лозунги «Хлеб всему голова», «Хлеба к обеду в меру бери, хлеб наше богатство, его береги!».
Поэтому детей с ранних лет приучали доедать все до последней крошки, оставляя донышко тарелки чистым.Если ребенок отказывался есть, родители могли апеллировать к блокадному Ленинграду или вспоминали голодающих детей в Африке. При этом обычно аргументы, что ребенок не голоден, что он уже наелся половиной порции или что ему просто не нравится еда, не принимались во внимание: продукты — это святое, доесть нужно все. Не выбрасывать же!
Особенно недопустимой была мысль о том, чтобы выбросить хлеб, поэтому из него сушили сухари или хотя бы скармливали птицам, лишь бы не в мусорное ведро. А если кого-то из детей в школе заставали за тем, что он играет в футбол кусочком хлеба, то провинившегося ждал серьезный выговор и очередные лекции о том, чего стоил этот кусочек во время войны.
Нельзя есть в присутствии тех, кто не ест
В СССР декларировалось отсутствие частной собственности и детей воспитывали в духе «Все общее, необходимо делиться всем, что у тебя есть». А поскольку особых богатств ни у кого не было, люди обычно охотно делились едой.
Вследствие этого советского воспитания многие люди старше 40-50 лет до сих пор не могут есть, если рядом с ними кто-то не ест.
В советскую эпоху просто считалось неприличным, скажем, в кругу одноклассников достать из кармана яблоко или конфету и просто начать его есть — такой ребенок тут же объявлялся жлобом и жмотом. Если в пионерском лагере ребенку привозили сладости или другие угощения, подразумевалось, что тот обязательно будет делиться с товарищами. Эти привычки переходили и во взрослую жизнь. Вспомните пресловутые трапезы в плацкарте в советских фильмах: человек, доставший еду, автоматически предлагает присоединиться и попутчикам, по-другому и быть не могло.
Часто пытались накормить даже тех, кто есть не хотел.Скажем, ребенок, зашедший за другом и заставший его за обеденным столом, обязательно усаживался за тот же стол, и никакие аргументы вроде «Я только что поел дома» во внимание не принимались. Пообедал раз — пообедает еще раз, только здоровее от этого будет! Конечно, ничего плохого в том, чтобы делиться и угощать, нет, но в СССР это иногда принимало гипертрофированные формы, притом что делиться было особенно нечем, а возможностей угощать было не так уж много!
Нельзя верить в бога
В СССР провозглашалось, что бога нет, а тех, кто с этим не соглашался, ожидали преследования. Это касалось в том числе детей.
В разные годы отношение к религии и верующим при социализме менялось, но никогда не было толерантным. В школе с самых первых лет обучения у детей формировали атеистическое мировоззрение. Отдельного предмета «атеизм» не было, но и на уроках истории, и на уроках литературы объяснялось, что вера в бога — это пережитки прошлого и что советским ребятам — октябрятам, пионерам и комсомольцам — никак не пристало верить в религиозные сказки неграмотных, необразованных людей прошлого, которые просто не могли иначе объяснить природные явления.
Как следствие, дети из семей, где родители сохранили веру, подвергались травле со стороны одноклассников и постоянным упрекам со стороны учителей. Их пропесочивали на классных собраниях, смеялись над их темнотой, с ними вели разъяснительные беседы — с кем-то это срабатывало, а кто-то твердо держался своих взглядов.
Еще хуже приходилось тем, кто ходил в храм в религиозные праздники, — за это могли исключить из пионеров или из комсомола.Правда, попасть ребенку или молодому человеку в церковь было не так-то просто: на Рождество или Пасху у немногочисленных действующих храмов стояли наряды милиции. Они попускали пожилых людей и задерживали молодежь, поэтому юноши и девушки, желавшие войти в церковь, иногда надевали старушечьи юбки и платки, чтобы не привлекать внимания.
Некоторые традиции, связанные с религиозными праздниками, остались и при советской власти, но без их подлинного смысла. Например, во многих семьях продолжали красить яйца на Пасху, не отмечая Воскресение Христово и даже ничего о нем не зная. Да и рождественская елка никуда не делась — просто в СССР из рождественской она превратилась в новогоднюю.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
+3
я до сих пор не могу даже крошки в ведро выбросить.
упавшую буханку в супермаркете тут же подниму
чтобы кусок хлеба кинуть небрежно, а уж тем более пнуть ногой — не может быть и речи. видя как пинают хлеб подхожу и очень жестко пресекаю. моложе ли мерзавец, сильнее ли — все одно — пойду. лучше с фингалом ходить, чем позволить издеваться над продуктом спасшим столько жизней
- ↓
+9
Есть в присутствии тех кто не ест я тоже не могу… особенно когда ТОТ голодный… это просто свинство и суперэго. Едой не бросаться — разве это ПЛОХО????? То, что в школу должны ходить все в форме — разве это плохо???? В дореволюционной России в гимназиях тоже была форма ученическая! Уж какие там ученицы были, из каких семей! Дети из княжеских семей, графских и т.д… Это в общественные места, в гости, на приемы ходили в шикарных туалетах, надевали дорогие украшения… НО учебное заведение есть учебное заведение!!! Не как сейчас школьницы одеваются порой как шлюхи с панели…
- ↓
+6
что плохого в том, что хлебом запрещали играть в футбол, что его сушили и скармливали птицам? почему нужно опошлять все? из принципа что ли?
- ↓
0
ничего плохого. я до сих пор не могу даже крошки в ведро выбросить.
упавшую буханку в супермаркете тут же подниму
чтобы кусок хлеба кинуть небрежно, а уж тем более пнуть ногой — не может быть и речи. видя как пинают хлеб подхожу и очень жестко пресекаю. моложе ли мерзавец, сильнее ли — все одно — пойду. лучше с фингалом ходить, чем позволить издеваться над продуктом спасшим столько жизней
- ↑
- ↓
+3
А это вам дают установку — плавно, начиная с малого — что в СССР всё, ну или почти всё было плохое. Дальше — будет больше, а ещё дальше — все уши прожужжат, что геи и лесбиянки — это нормально и здОрово, так что готовьте мозги для промывания. Летей жалко — ЧТО им говорят в школе, при таком упадке образования, а ведь и в пед-институтах — т от же упадок, что и по стране.
- ↑
- ↓
+6
На самом деле не всё было так, как написано. Ограничения были, однако они носили рекомендательный характер, а не обязательный. Девочки носили обязательно форму, и никаких мини, а вот для ребят, было ограничение которое звучало — белый верх, это рубашка, черный низ, а костюм должен был быть в тон брюк, хотя у нас учился парень, который ходил в чём желал, а причёска была аля битлз, и никто его к директору не таскал, да и принудительно в парикмахерскую идти не принуждал. Лично я, за форму, она не отвлекает от занятий, хотя девчонки даже при таких ограничениях находили способ самовыразиться и быть индивидуальными.
- ↓
0
Одноклассницы так юбку у школьной формы в начале 80-х укорачивали, что мама не горюй — трусы и без ветра почти видно было.
- ↑
- ↓
+7
Мне 55 я росла и жила в СССР.Статья написана однабоко и человеком даже может быть ненавидящим прошлое страны.
- ↓
-9
Очень справедливо ненавидеть чудовище СССР — мне 64
- ↑
- ↓
0
Прав этот товарищ. СССР — это страна с большим объемом чудовищных черт
- ↑
- ↓
0
Сама (сам) ты чудовище!
- ↑
- ↓
0
Чудовище СССР? Ну, не перегибайте.
- ↑
- ↓
+3
брЯхня )))
- ↓
0
Не знаю, почему пишут, что статья бредовая, как по мне, так всё правда. Я училась в 70-е, так нас в школе гоняли и за серёжки (и прочие украшения тоже), и за «не тот» цвет бантов, и за «неуставную» причёску и одежду, даже капроновые колготки запрещали девчонкам носить, только х/б. Разумеется, краситься в школу было категорически запрещено! Шариковые ручки, всё верно, были табу класса до 6-го, а ещё до старших классов мы обязаны были носить портфель или ранец, сумки через плечо тоже были под запретом. Я уже не говорю о форме: коричневое платье, фартук, обязательные белые воротничок и манжеты. И только в 10-ом классе, перед выпускными экзаменами «вышла амнистия»: разрешили серьги, некоторую вольность в одежде и минимальный макияж.
- ↓
0
Статья конечно же не бредовая. И всё, что написано нужно в обязательном порядке ввести в школьный регламент для учеников и их родителей. И даже перьевые ручки до 2 класса, чтобы буквы были похожи на буквы. И никаких серёжек( уши целее будут ), колечек и татуировок. А как дети красиво смотрелись в школьных формах! Кстати, в Америке, дети посещающие частные школы, ходят в школьных формах.
- ↑
- ↓
-1
В принципе все правда. Когда меня в 1970 г. бабушка тайно покрестила — меня выгнали из пионеров. Когда я собрал макулатуру и сдал не в школу, а в приемный пункт, чтобы купить книгу «Женщина в делом» — не приняли в комсомол. 1968 г. в 1 классе нас заставляли писать перьями, макая в чернильницу в парте (в мире уже были шариковые ручки и фломастеры). В 1980 я молодой инженер получал 90руб., а бензин стоил 40 коп., сахар 94 коп. так, что жили бедненько и все одинаково — не было зависти. Даже сегодня живем лучше. 2014 вообще было хорошо.
- ↓
0
Как же это тайно если узнали в школе? Сдал макулатуру чтобы купить книгу, молодец, языком не трепи и был бы в комсомоле. Но, скорее всего, причины были другие. В мире были шариковые ручки- это верно, а почерк какой был? — никакой. Молодой инженер — отдачи никакой, а уже 90 руб. зарплата при цене за хлеб 13, 16, 20 копеек, сахар — 78 коп., молоко 13 ( 26 ) коп. И всё плохо было в СССР… Не стыдно ?!
- ↑
- ↓
+1
Про зависть — это неправда. Просто это нельзя было публично высказывать. Такие разговоры велись «тихонько на кухне». Кто ж не хотел хоть разочек послушать Битлс или Криденс, поглазеть плейбой и остаться целым! Пожевать в школе году в 65 жвачку, и не стать мишенью? Где была бы восьмиклассница, пришедшая с запахом Шанели в школу?
- ↑
- ↓
+3
Давно я такой блевотины о СССР не читал.
- ↓
+7
Полный бред! Кто хотел тот и ходил в церковь и крестили и на крестный ход ходили без проблем.
- ↓
+1
От года зависит и региона. В Питере мой братец сходил на Крестный ход,
в 1961 году — был в том уличён, и только Чудом не вылетел из института. Чудо — это взятка руководству Комитета ВЛКСМ
- ↑
- ↓